16+

Новости партнёров

Lentainform

Соль с земли

19/01/2009

Соль с земли

Три района Петербурга остались в январе без электричества из-за аварии на подстанции «Южная». Энергетики заявили, что причиной аварии стали антиобледенительные реагенты, которыми поливали Кольцевую автодорогу. А КАД проходит совсем рядом. Возник вопрос: чем же таким вредным у нас посыпают улицы, что даже подстанции не выдерживают?


  На КАД используется один из самых дорогих антиобледенительных составов – Nordway super – ацетат калия, который дороже технической соли (хлорида натрия – NaCl) в 20 – 30 раз. По словам представителя КАД Алексея Измайлова, этот состав используется уже четыре года, с момента вступления в эксплуатацию. Но – только на особых участках: мостах и эстакадах. На остальных участках годится и NaCl.

Насколько вреден ацетат калия?

– Ацетат калия – это одна из лучших солей, которую можно использовать для растапливания льда или снега, – рассказала нам заведующая сектором минеральных удобрений Института галургии Зоя Козел. – Правда, при неправильном использовании они могут давать неприятный запах. Насколько я знаю, финны, которые очень волнуются за свои озера, ацетаты не используют, у них вообще в ходу одна крошка. Правда, там ровные дороги и крошку весной собрать легко. 10 тонн высыпают, девять собирают. А у нас трещины, ямы… Песок весной, конечно, стараются собрать, иначе вся дренажная система забьется. Но то, что весной песок носится в воздухе, мы и сами наблюдаем.

Известно, что концентрированный раствор ацетата калия замерзает при минус 70 градусах. Таким образом, эту соль можно использовать в гораздо меньших количествах, чем техническая соль. Агрессивные свойства хлоридов на порядок превышают ацетатные. На мостах и эстакадах – в общем, там где, под асфальтом – железо, их используют еще и потому, что железо быстро остывает.

По словам Зои Козел, впрочем, главное – даже не состав соли, а ее правильное использование. Если техническую соль сыпать на дороги не после начала снегопада, а немного до – ее и понадобится меньше, и собрать потом будет проще.

Чиновники в чудодейственную силу финской крошки верят не очень. «Во всех странах, куда мы ездили по обмену опытом – в Дании, Германии, Швеции – используют обычный хлорид натрия. В том числе – возле электроподстанций – нет ничего сложного в том, чтобы раз в несколько лет очищать провода и прочие элементы от накопившейся грязи, – заявил начальник отдела контроля и технического надзора Центра комплексного благоустройства КБДХ Игорь Воронов. – А разговоры о том, что в Европе, мол, потому так чисто, что вам вообще нет солей – несостоятельны».

Зато в Москве абразивные, а не химические смеси стали понемногу внедрять. Об этом рассказал член-корреспондент РАН, доктор биологических наук Алексей Яблоков:

– Москва на себе испытала, что такое в центре города соли, применяемые для растапливания снегов. Несколько лет назад в центре вдруг стали ломаться троллейбусы. Оказывается, соляная взвесь с улиц, может, и не достигала линий электропередач, но на контактные провода падала. Московская мэрия долго отказывалась признавать, что между замыканиями в троллейбусной энергосети и реагентами есть связь, но года через два признала. Понятно, что вокруг скопления проводов образуется свое электромагнитное поле, а оно по-разному реагирует на любой из реагентов. Про агрессивные коррозийные свойства хлорида натрия известно всем, но это не значит, что ацетаты не оказывают никакого воздействия на медную проводку. Нашли какой-то другой – стали жаловаться владельцы собак. Оказывается, у жучек, гуляющих по снегу, начали трескаться лапы – и многие даже стали обувать их в особые сапожки.

– А хороших реагентов не бывает?


– Сам я года два назад испытывал 15 типов реагентов – и ни один из них не оказался хорош по всем статьям. Он или плохо борется со снегом или льдом, или агрессивен для резины, кожи, металла. Правда, та крошка, которую я теперь вижу в Москве, мне тоже не очень нравится – она мелкая, синтетическая, какой-то конгломерат из шлака. Утешает, что весь мир находится сейчас в таком же поиске.

Свои претензии к соляно-абразивным смесям имеют и врачи-пульмонологи. Правда, говорят они, самые большие неприятности от них следует ожидать не сейчас, а весной, на фоне общего ослабления и авитаминоза. Галина Орлова, зав. лабораторией экологической и профессиональной пульмонологии НИИ пульмонологии заявила, что волна гриппа и прочих ОРВИ, настигающая горожан весной, может быть напрямую связана с весенними уборками. Песок и нерастворившаяся соль тучами носятся в воздухе, испаряются под влиянием температуры. В результате – постоянное раздражение слизистых оболочек – и обострение заболеваний. Впрочем, отмечают врачи, промышленные выбросы наносят вреда еще больше.

Сейчас на проблемном участке КАД выставлено ограничение скорости, но, как уверяют в дирекции, – временное. Менять ацетат на щебень и ставить постоянные ограничители «до 60 км/ч» – не собираются. Энергетики, со своей стороны, не видят смысла в установке защитных навесов вокруг подстанции.     


Нина Астафьева
 




Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве
Поразите гостей и оставьте впечатление на долгие годы - Организация праздников в Москве

‡агрузка...