16+

Новости партнёров

Lentainform

Что останется у Петербурга, когда ГТК «Россия» уйдет в «Росавиа»

16/02/2009

Что останется у Петербурга, когда ГТК «Россия» уйдет в «Росавиа»

Вице- губернатор Юрий Молчанов на днях официально объявил о том, что Петербург хочет стать владельцем блокирующего пакета акций авиакомпании «Россия», которая находится в стадии реорганизации и акционирования. Ради этого Смольный даже готов поделиться своей долей в аэропорту Пулково, предложив ее «Росавиа» - будущему владельцу 100 процентов акций ГТК «Россия».


  Контрольный пакет «Росавиа» принадлежит государственной компании «Ростехнологии», 49 процентов – московской мэрии. ГТК «Россия» может стать бриллиантом в короне «Росавиа» – другого столь ценного актива у нового авиаперевозчика нет: входящие в него  «Кавминводыавиа», «Владавиа», «Дальавиа», «Сахалинские авиатрассы», «Оренавиа» и «Атлант-Союз» находятся в тяжелом финансовом положении со  сложными перспективами развития.

Что такое ФГУП «ГТК «Россия»? В 2008 г.  авиакомпания перевезла 3,48 млн пассажиров. Выручка в 2007 г. – 20,4 млрд руб. Убыток – 408 млн руб. Авиакомпания выполняет полеты более чем в 100 городов мира. По итогам 2008 года обеспечила больше половины пассажиропотока аэропорта Пулково. Входивший до недавнего времени в ГТК «Россия» спецотряд, обслуживающий высших должностных лиц России, выведен в отдельную структуру.

Задача Смольного, по словам вице-губернатора, сохранить маршрутную сеть ГТК «Россия» с опорой на Петербург. «Мы хотим, чтобы пассажир из Екатеринбурга летел в Таиланд через Пулково, который хотим сделать хабом. А в хабе должна быть базовая авиакомпания», – говорит Молчанов. Если же городская администрация не добьется своего, «Россия» превратится в перевозчика, работающего по схеме: «Петербург  – Москва – далее везде», и кроме «авианалогов» Санкт-Петербург потеряет еще и туристические потоки.

Сколько будет стоить блокирующий пакет,  претенденты на «штурвал» узнают только к осени – тогда завершится акционирование и оценка авиакомпании. И примерно тогда Смольный, видимо, определится, что именно он готов отдать «Ростехнологиям» в обмен на блокпакет. Молчанов не исключает, что это могут быть деньги – хотя непонятно, откуда они возьмутся во время финансового кризиса и отказа от многих инвестпроектов. Но руководители «Ростехнологий» не скрывают своего интереса к региональным аэропортам, так что пакет акций Пулково (в настоящее время на 100% принадлежит Санкт-Петербургу) может оказаться весьма кстати…

Но даже если город и станет миноритарным акционером «дочки» «Росавиа» – «Росавиа Санкт-Петербург», для достижения главной цели Смольному может не хватить и всего политического веса Валентины Матвиенко. Тем более что с этим показателем у питерского губернатора наметились некоторые проблемы… Крайне сложно, имея всего лишь блокпакет, влиять на стратегию деятельности компании и требовать развивать дальнемагистральные перевозки именно из Петербурга, а не через столичные аэропорты.  Молчанов говорит, что после строительства третьего терминала аэропорт Пулково будет конкурировать с Домодедово и Шереметьево, а значит, «дочка» будет пытаться переиграть  «большое» «Росавиа»? Если учесть, что вторым крупным акционером «Росавиа» является мэрия Москвы, две столицы опять входят в прямую конкуренцию, теперь уже на высоте авиаполетов…

«В настоящее время сторонами совместно прорабатываются варианты дальнейшего функционирования и развития авиакомпании «Россия», а также улучшения ее финансового положения», – говорится в совместном заявлении Валентины Матвиенко и генерального директора «Ростехнологий» Сергея Чемезова. И более ничего.

А у гендиректора ГТК «Россия» Сергея Михальченко уже появился новый зам – представитель «Ростехнологий» Олег Ковтун, озвученная задача которого – разобраться с финансовыми потоками. Согласно обнародованным данным, просроченный долг ГТК «Россия» перед аэропортом Пулково составляет, по данным аэропорта, около 370 млн руб. В октябре 2008 года заправляющее самолеты топливом ЗАО «Совэкс» заявило о том, что ГТК «Россия» должна ему 1,2 млрд рублей и пригрозило приостановить заправку самолетов. По результатам мирового соглашения авиакомпания получила рассрочку платежей до июля 2009 года.

Гендиректор «России»  утверждает, что «Ростехнологии» отказывались помочь решить ситуацию с долгами, и тогда авиакомпанию выручила администрация Санкт-Петербурга, фактически дав возможность избежать банкротства. Может быть, это и станет почвой для торга за более крупный, чем 25+1 пакет акций?     


Евгений Никитин

 





‡агрузка...