16+

Новости партнёров

Lentainform

Когда у Смольного появится шанс создать большую собственную авиакомпанию?

09/03/2009

Когда у Смольного появится шанс создать большую собственную авиакомпанию?

На прошлой неделе стало известно, что создание нового федерального перевозчика «Росавиа» откладывается. И у ГТК «Россия» появляется шанс сохранить независимость.


  Еще пару месяцев назад стало понятно, что между Москвой и Петербургом разгорается новая «война» – на этот раз между администрациями за активы авиакомпании «Россия». В настоящее время она базируется в аэропорту Пулково и платит налоги в Петербурге, но в перспективе должна акционироваться и уйти в создаваемую большую структуру – «Росавиа».

  СПРАВКА: 

Контрольный пакет «Росавиа» принадлежит государственной компании «Ростехнологии», 49 процентов – московской мэрии. ГТК «Россия» может стать бриллиантом в короне «Росавиа»: также входящие в нее «Кавминводыавиа», «Владавиа», «Дальавиа», «Сахалинские авиатрассы», «Оренавиа» и «Атлант-Союз» гораздо меньше по объемам перевозок и менее перспективны.

Но на прошлой неделе стало известно, что создание «Росавиа» откладывается на неопределенный срок. А источники, близкие к  Министерству транспорта РФ и администрации Петербурга, говорят, что все это сдвигается не просто надолго, но может и навсегда. По крайней мере, выход на рынок новой авиакомпании – вопрос уже  не нескольких месяцев, (изначально «Ростехнологии» говорили о запуске полетов «Росавиа» летом 2009 года). Впрочем, осведомленные чиновники и бизнесмены из транспортной отрасли изначально относились к созданию «Росавиа» скептически, называя ее искусственным новообразованием и мыльным пузырем.

Кроме того, на прошлой неделе прошла коллегия Росавиации, на которой  было заявлено, что авиакомпании-неудачники должны уйти с рынка. С начала года проблемы в российской авиации стали нарастать: перевозки за первые два месяца  упали на 20%, растет число задержек рейсов (в январе больше 100). В связи с этим глава Росавиации Геннадий Курзенков публично предупредил «слабые компании»: «Не умеешь вести бизнес – уйди», но по каким критериям следует решать, кому уйти, а кому остаться, не сообщил. Если  судить по кредитной истории, то ГТК «Россия» может попасть в число проблемных.

 СПРАВКА: 

ФГУП «ГТК «Россия»» в 2008 г. перевезла 3,48 млн пассажиров и обеспечила больше половины авиапотока аэропорта Пулково. Авиакомпания выполняет полеты более чем в 100 городов мира. По данным аэропорта, просроченный долг ГТК «Россия» перед Пулково составляет около 370 млн руб. В октябре 2008 года заправляющее самолеты топливом ЗАО «Совэкс» заявило, что ГТК «Россия» должна ему 1,2 млрд рублей и пригрозило приостановить заправку самолетов .Однако по мировому соглашению авиакомпания получила рассрочку платежей до июля 2009 года. Гендиректор «России» утверждает, что «Ростехнологии» отказывались помочь решить ситуацию с долгами, и авиакомпанию выручила администрация Петербурга, фактически дав возможность избежать банкротства. В настоящее время официальные долги компании составляют 2,5 млрд рублей. Компания ведет интенсивные переговоры с кредиторами, а также с питерскими и федеральными органами власти о помощи.

Получается, что теперь отдавать терпящую бедствие «Россию» некому, кроме Смольного. Правда, вице-губернатор Петербурга Юрий Молчанов даже в свете всех последних новостей заявил журналистам, что цель администрации была и есть получить лишь блокирующий пакет, аппетиты петербурсгких властей не растут.

При этом в отрасли поговаривают, что и без создания «Росавиа»  на роль крупного акционера «России» может претендовать московская мэрия (второй базовый аэропорт питерской авиакомпании – Внуково). На это Смольный уж точно не согласится, потому что его стратегическая задача – сделать так, чтобы пассажиры могли летать из Петербурга без пересадки в Москве.

 Для борьбы за авиакомпанию администрации Петербурга нужен серьезный финансовый партнер. Им может  стать близкий к Смольному банк «Санкт-Петербург», который, кстати,  недавно получил в залог крупный пакет акций калининградской авиакомпании «КД-Авиа».

Фактически банк стал ее собственником, по крайней мере, на время, которое нужно перевозчику, чтобы вернуть банку кредит в 3,4 млрд рублей. Кресло гендиректора компании занял представитель банка и недавний заместитель гендиректора ГТК «Россия» Геннадий Болдырев.

Возникает вопрос – не планируют ли городские власти создать в партнерстве с банком крупную компанию на базе «КД-Авиа» и ГТК «Россия»? В Смольном такие планы отрицают, а в банке говорят, что интерес к калининградскому перевозчику связан лишь с возвратом долга…

 В то же время аналитики инвесткомпании «Энергокапитал» отмечают, что расширение петербургской компании могло бы пойти еще дальше – ГТК «Россия» могла бы взять на себя маршруты S7 Airlines, у которой сегодня за долги заложено все имущество и контрольный пакет акций.

«Но такому расширению могут помешать политические риски: например, конфликт менеджмента с наблюдателями из "Росавиа", уже пришедшими в авикомпанию; конфликт петербургской политической элиты, связанной еще с бывшей авиакомпанией "Пулково", с москвичами за денежные потоки от "Росавиа"»,  – считают в «Энергокапитале».    


Евгений Никитин

_______________________________________________________
  КОММЕНТАРИЙ: 

Олег Пантелеев, глава аналитической службы агентства «Авиапорт»:


– Я считаю, что говорить о приостановке формирования «Росавиа» некорректно, так как где-то внутри «Ростехнологий» и правительства Москвы, на уровне рабочих групп, все же продолжаются консультации и переговоры. Другое дело, что можно констатировать: скорого появления новой авиакомпании действительно ожидать не приходится.

Что касается ГТК «Россия», то авиакомпания сегодня попала в непростую ситуацию, что связано с отказом банка продлить кредитную линию. Сейчас острая фаза этой ситуации миновала, перевозчик точно сможет пережить этот зимний сезон и отработать летний сезон. Далее все зависит от экономической ситуации в стране в целом, на которую менеджмент авиакомпании повлиять не сможет. В любом случае, ГТК «Россия» – самодостаточное предприятие, которому объединение с менее крупными партнерами и не требуется. Так что в какой-то степени, чем дольше будет создаваться «Росавиа», тем для «России» лучше. Будет возможность спокойно обновлять флот, развивать маршрутную сеть, войти в один из международных альянсов и т.д.

 Я могу предположить, что при акционировании ГТК «Россия» контрольный пакет достанется не «Росавиа» или «Ростехнологиям», которые внесут потом этот пакет в «Росавиа», а к местной администрации, и тогда Петербург будет рассчитывать на то, чтобы наряду с Москвой поучаствует в создании «Росавиа». Но так, чтобы контроль получил банк: это сейчас мне кажется маловероятным.

Что касается истории с «КД авиа», то там действительно банк получил активы своего должника. Да, есть примеры, когда акции авиаперевозчика находятся в залоге у банка, и если компания-должник не может выполнить свои обязательства, банк берет управление в свои руки. С ГТК «Россия» ситуация другая – там сейчас нет акций и еще только должно состояться акционирование. 
 





‡агрузка...