16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

„то такое формализм в живописи, и как с ним боролась советска€ власть

12/05/2009

»звестный петербургский художник √еоргий  овенчук - внук Ќикола€ »вановича  ульбина, сто€вшего у организационных истоков русского авангарда, его еще называют дедушкой русского футуризма. “аким образом,  овенчук оказываетс€ русскому футуризму внуком.


- ќ вашем деде Ќиколае  ульбине (1868 – 1917) сохранилось мало сведений помимо списка чинов и художественных акций 1900–1910-х гг.: действительный статский советник, приват-доцент ¬оенно-медицинской академии, врач √лавного штаба, психиатр. ≈ще меценат, художник-любитель, встреча которого в начале 1907 года с ƒ. Ѕурлюком и ј. Ћентуловым дала старт футуризму. ¬ы родились в 1933 году,  ульбин умер в 1917-м, но домашние рассказы о нем помните?

- ¬ основном рассказывала мо€ мама, Ќина Ќиколаевна  ульбина. ” Ќикола€  ульбина было трое детей: две дочери и один сын. Ќиколай »ванович мою маму любил особенно, потому что мама про€вл€ла художественные таланты, училась скульптуре в јкадемии художеств, но по собственной воле ушла из академии с 3-го курса, потому что в 19 лет, в 1925 году, вышла замуж, увлеклась хоккеем, тогда увлекались женским хоккеем с м€чом.   тому же со всех сторон говорили, что у искусства нет будущего.

ћама играла в хоккей, а работать устроилась уборщицей в « расной газете» - тогда никуда нельз€ было устроитьс€, нужны были деньги. ќбучение в академии все же пригодилось, потому что  оно дало ей специальность. Ѕольшую часть жизни мама проработала театральным скульптором  в театре Ќикола€ јкимова. ќн очень ценил ее работу.  роме того, она хорошо резала по дереву и сделала несколько спектаклей в кукольных театрах. ¬ театре —ерге€ ќбразцова она вырезала головку конферансье дл€ «Ќеобыкновенного концерта».

- » что говорил ей отец?


- ќн любил с ней разговаривать, задавать вопросы. ќднажды спросил: Ќина, что такое точка зрени€? ќна тут же ему ответила: € смотрю на стенку, вижу точку, это мо€ точка зрени€. Ќиколай »ванович сме€лс€. ∆еной  ульбина была ≈вдоки€ ѕавловна  озлова, мо€ бабушка, она была актрисой у ћейерхольда в “ериокском театре. ”  ульбина всегда собиралось много народу, квартиру их называли «чердак оседлой кошки» - в отличие от «Ѕрод€чей собаки».

Ѕлагодар€ Ќиколаю »вановичу  ульбину мама была знакома со многими известными людьми. –ассказывала, например, что была студенткой, шла по улице вместе с подругой и встретила ћа€ковского. ќни поздоровались, она была хорошо знакома с ним, поскольку он часто бывал дома у  ульбина. «ћы хотим попасть на ваше выступление». ћа€ковский тут же обещал, что организует проход. ѕриход€т к филармонии, толпа страшна€, ћа€ковский проталкивает девушек, однако контролер ни в какую не пускает. ћа€ковский говорит: «≈сли через 5 минут их не пуст€т, € отменю выступление». јдминистратор засуетилс€, их сразу пропустили. 

-  ульбин не дожил до окт€брьского переворота…

- ќн умер на третий день после ‘евральской революции. ” него была €зва желудка, он находилс€ на строжайшей диете. ј на улицах стрел€ли, грабили. »  ульбин организовывал милицию из де€телей искусств, из молодых артистов театра « ривое зеркало». “ри дн€ там находилс€, питалс€ нерегул€рно, ел черный хлеб, произошло прободение €звы желудка. ≈го  еле живого принесли на носилках домой, и дома он умер. ƒиван, на котором он умер, потом был у моей тетки, “ать€ны Ќиколаевны  ульбиной, она была стенографисткой, жила на  азначейской ул. в доме ќлонкина, пр€мо «под ƒостоевским» (под квартирой, где когда-то жил ƒостоевский). ƒиван сто€л у нее, потом она нам диван подарила, он сто€л у нас с мамой в коммунальной квартире. ј потом мо€ жена ∆анна подарила диван, на котором сидели ћа€ковский, јхматова и все остальные, в “еатральный музей 1).

- ј ваш отец – как он оказалс€ английским шпионом?


- ћой папа ¬асилий √ригорьевич (1905 – 1987) был гравером в типографии. ¬о врем€ войны пошел добровольцем в ополчение, под Ћугой их соединение попало в плен, всю войну провел в концлагер€х, их вербовали в армию к генералу ¬ласову… ќтец в –ќј к ¬ласову не пошел, отказалс€. ¬ конце войны из лагер€ бежал в составе целой группы, попали к англичанам, потом их переправили к своим. јнгличане их предупреждали, но отец не поверил, что может оказатьс€ в советском лагере. ќднако оказалс€ – под ћосквой. ѕотом его отпустили, но ненадолго. ѕотому что уже в 1950 году он получил 25 лет как английский шпион. —оседка настучала, что он слушал Ѕи-би-си. ¬оенный трибунал заседал в √лавном штабе, 28 августа 1950 года мы  с мамой узнали о приговоре. я искренне думал, что он действительно шпион: ужасно, у мен€ отец оказалс€ шпионом… ѕотом кака€-то женщина принесла записку от отца, выброшенную из эшелона по дороге, отец писал: не верьте, что € шпион. Ёто мен€ отрезвило и успокоило. ѕотом после освобождени€ в 1956 году отец еще жил на 101-м километре.

- –одство с футуристом  ульбиным и с английским шпионом вам в жизни не мешало?

- ћешало. ѕро родство с  ульбиным лучше было не говорить. ќ нем упоминали в воспоминани€х, но только отрицательно как о футуристе, а «футуризм» был ругательством.  огда отца приговорили к 25 годам, € училс€ в —’Ў (средн€€ художественна€ школа при јкадемии художеств. – ћ. «.). ћама пришла в школу и сказала об отце нашей воспитательнице. «ј мы знаем», - ответили ей. » вот как-то раз маму вызвали в школу и сказали, что € приношу антисоветские книги. ќткуда у мен€ могут быть антисоветские книги?  то тебе сказал? – стал € спрашивать у мамы. ј сказала учительница анатомии, котора€ на уроке отн€ла у мен€ учебник с «вейсманизмом-морганизмом», т.е. устаревший учебник, написанный «врагами народа». “ам еще был рисунок волосатого человека јндриана ≈втихеева как пример атавизма. Ќачали шить дело, € же сын английского шпиона…

Ќеожиданно мне помог д€д€ ¬ан€. ћой д€д€ »ван Ќиколаевич  ульбин окончил ћорское училище им. ‘рунзе (он носил, кстати, зашитый в пиджак крестик), был очень энергичный и талантливый человек.  огда он поступал в училище ‘рунзе, скрыл свое происхождение от действительного статского советника, генерала, и его прин€ли в училище, потому что там служили преподаватели, которые знали его двоюродного брата, закончившего училище еще перед революцией. ѕосле войны »ван оказалс€ в –иге, был замминистра коммунального хоз€йства Ћатвии. »зобрел бактерицидную бумагу  ульбина. »мел благодарности от —талина.

¬ эти дни д€д€ ¬ан€ случайно оказалс€ в командировке.  ”знав про историю с учебником, который, кстати, € вз€л в школьной библиотеке. ќн на следующее утро €вилс€ в школу и тут же пошел к директору, вышел из кабинета директора красный, как помидор, и раскаленный, как чайник. » ни слова не говор€ о результатах своего визита, уехал в –игу. ƒумаю: все, теперь мен€ выгон€т. Ќо спуст€ какое-то врем€ у нас на коммунальной кухне (в квартире, кстати, жило 45 человек) нашел на нашем столе письмо из –иги. ќказываетс€, д€д€ ¬ан€ написал письмо директору —’Ў, которое € посчитал очень грубым, а копии направил в обком партии и в «органы». ƒа, писал д€д€ ¬ан€, это был антисоветский учебник анатомии, но вз€л-то он его в вашей школьной библиотеке! ќн так их напугал, что директор —’Ў по кличке —кула, встретив мен€ в коридоре, наклонилс€ ко мне и умильно спросил: « ак ты себ€ чувствуешь, дорогой?»

- ѕосле этого, видимо, проблем у вас не было?


- —’Ў € кончил на п€терки по искусству, но когда поступал в јкадемию художеств, то не нашел себ€ в списке прин€тых. ћне не хватило одного балла, а у мен€ уже в кармане была повестка в военкомат. » вдруг ко мне подбегает студентка, работавша€ как помощница в приемной комиссии. «—лушай, ты  овенчук? я видела, как тебе исправили п€терку по композиции на четверку, чтобы теб€ не прин€ть». – «ј можешь принести мне мою работу с исправленной оценкой?» - «я сейчас тебе принесу». » она тайком принесла.

- “о есть вас не прин€ли из-за отца?

- ƒа. Ќо на следующий день € вз€л свои работы и поехал в ћоскву в ћинкульт, чтобы объ€снить, что мне не хватило дл€ поступлени€ одного балла, и чтобы мен€ направили в другое учебное заведение - в –иге или в ћухинское училище. “огда во вс€кие министерства было легко попасть. ¬ первый же вечер в ћоскве попадаю на прием к президенту јкадемии художеств јлександру √ерасимову 2).

 стати, у нас, в —’Ў полагалась стипенди€ 140 руб. и рабоча€ карточка (не детска€)  из-за сильной нагрузки. —типендию не давали только тем, у которых в четверти была двойка. » однажды мне не дали стипендию, еще папу не посадили. ћама приехала объ€сн€тьс€, говорит, что произошла ошибка. Ќет, отвечают ей, ошибки нет, а вашему сыну сделал замечание сам президент јкадемии художеств, потому что у вашего сына задатки  формализма. ј замечание президента академии страшнее двойки.

» вот через много лет € оказалс€ у него на приеме. ќн сидит под своим огромным  портретом —талина, смотрит мои акварели, вдруг говорит: «–аботы очень хорошие». Ѕудешь поступать на следующий год в ту же јкадемию художеств в Ћенинграде. я объ€сн€ю, если € буду поступать на будущий год,  €  потер€ю три года и, может быть,  не смогу  стать художником. “огда √ерасимов начал мен€ обвин€ть в нежелании служить в —оветской  јрмии.

Ќи с чем ухожу от него, иду по коридору, и тут мен€ догон€ет искусствовед академик ћашковцев 3), права€ рука √ерасимова который тоже был в кабинете: «ћальчик, подожди». » ћашковцев написал блест€щий отзыв на мои работы, просто захотел помочь. Ќаписал сам про мои акварели и сказал набрать еще несколько отзывов, а потом пойти с ними к министру культуры. —казал, что поблизости живет академик Ѕакшеев 4), и € пошел к Ѕакшееву, он жил на јрбате в дерев€нном доме, он мен€ тут же прин€л, оказалс€ очень старым, налил мне чаю, ушел за ширму и очень долго писал отзыв, наконец, написал одну фразу: «Ќахожу работы √.  овенчука хорошими и считаю, что ему нужно учитьс€ в ј’». ѕосле этого € помчалс€ на ћасловку, получил отзывы »огансона и —ерге€ √ерасимова 5). » в ћинкульт.

ћинистра культуры не было, был его зам. –€занов ¬асилий ‘едорович, эмгэбэшник. ѕрихожу к нему со своими работами. «ј где твой отец?» - «—идит за политику». Ёто был 1953 год. » он говорит: «—коро его выпуст€т». я прошу его посмотреть мои работы. –€занов говорит: «ћне твои работы смотреть не надо, € в них все равно ничего не понимаю. ћне достаточно отзывов этих уважаемых людей. ј ты мен€ не подведешь?» Ќе понима€, что он имеет в виду, говорю: «Ќе подведу». “огда он приказывает секретарше: соедини мен€ с ќрешниковым 6), та соедин€ет, и он бросает в трубку: «” мен€ сидит  овенчук. ѕримешь его». » мен€ прин€ли в јкадемию художеств.

- Ќа выставке в –усском музее «¬рем€ перемен» вы со своей картиной «¬ отделении милиции» (1970) оказались в разделе официального искусства. ’от€ в сущности это и по стилю, по манере, и по содержанию - самое неофициальное искусство. 


- ћогу поблагодарить —талина за отзыв о ћа€ковском, что он был и остаетс€ талантливейшим поэтом нашей эпохи, несмотр€ на то что он был чистый формалист.  »з-за того, что официальное искусство требовало фотографизма, в сталинское врем€ начал заниматьс€ плакатом. ћашковцеву тогда понравилс€ реализм, € это умел и могу.  ќднако мне нравилось работать условно, как можно более просто и выразительно, плакат давал такую возможность. я защитил диплом по плакатам. —о второго курса академии работал в «Ѕоевом карандаше» и поэтому сразу после окончани€ института был прин€т в —оюз художников.

„то касаетс€ «ћилиции», то у этой картины есть реальна€ предыстори€. ¬о-первых, € любил модно одетьс€, и как-то нас с при€телем задержал на Ќевском комсомольский патруль за узкие брюки. ј спас нас журналист из «—мены», который пришел в отделение писать про «негативные €влени€». » он сказал: «ј у  мен€ брюки такой же ширины». Ќас отпустили, и по впечатлени€м € сделал плакат про неправильные действи€ патрул€. Ёто был плакат «Ќе за узкие брюки, а за хулиганские трюки». Ётот плакат стал моей курсовой композицией на втором курсе и первым плакатом  в «Ѕоевом карандаше». ќн был напечатан и  расклеен  по городу, и с этого времени перестали преследовать за узкие брюки.

¬о второй  раз € даже попал в тюрьму за мелкое хулиганство. ¬ ƒень  онституции 5 декабр€ 1958 года мы отмечали мой гонорар в ресторане «≈вропейска€». я тогда училс€ на четвертом курсе, по заказу декана “аранова € вдвоем с моим однокурсником Ўульгой (он писал шрифт) сделали афишу дл€ ¬сероссийской выставки эстампов, получили 120 рублей и пригласили декана “аранова (его называли –есторанов за то, что он любил выпить).  стати, это именно он переправил мне при поступлении в ј’ п€терку на четверку, потом он попросил  у  мен€ прощени€, и мы стали при€тел€ми. » вот мы втроем пошли в «≈вропейскую» обмывать гонорар. Ёто было днем, а вечером мы должны были ехать в “аллин. ќдин наш при€тель, фарцовщик, училс€ в ‘армацевтическом институте, от которого шел автобус в “аллин. » вот мы широко гул€ем, “аранов уже отключилс€, напившись, спал, положив лицо на стол р€дом с ананасом, который € купил его больному сынишке. √ул€ли мы на всю катушку. «а соседним столиком сидела артистка ’ит€ева 7), мой при€тель Ўульга подсел к ней и стал  за ней ухаживать, поскольку они оба были из √орького. 

» тут мне стало скучно, € залез на пустую в это врем€ дн€  эстраду, сел за большой барабан и слегка два раза нажал ногой на педаль: «Ѕум – бум!» - отозвалс€ барабан. ћетрдотель по кличке “атарин, полковник из органов, мен€ тут же остановил: «¬ы что безобразничаете?» » схватил мен€ больно за плечо и стал размахивать у мен€ перед лицом своими очками. я стал вырыватьс€ и крикнул: «„то вы тут, как мартышка и очки?» ѕосле этого € вернулс€ за столик к своему сп€щему преподавателю и дл€ успокоени€ налил себе рюмку конь€ку. » вдруг пр€мо перед своими глазами € увидел блест€щую бл€ху и два р€да золотых пуговиц на синей шинели. ѕеред нами сто€ли “атарин и вызванный им милиционер. «ћихал јфанасьич, нас хот€т забрать!» - расталкиваю € “аранова, “аранов, увидев перед собой милиционера, произнес: «ѕшел вон!!! я в теб€ сейчас этим ананасом заеду…».

Ќас пов€зали, составили протокол, в котором было указано, что € в нетрезвом виде бил ногами в барабан, а цитата из  рылова была представлена как нецензурна€ ругань. «атем нас отвели в отделение милиции, которое находилось около кинотеатра «ћолодежный», забрали паспорта. ¬ечером € отправилс€ в “аллин, а когда вернулс€, то состо€лс€ суд, причем в здание на ‘онтанке мен€ вели под конвоем. ќсудили на 7 суток за мелкое хулиганство, посадили в √лавный штаб, где мой дедушка был главврачом, а мой папа получил 25 лет. ¬ 1970 году € нарисовал картину  «¬ отделении милиции» с учетом тех впечатлений.

- “о есть борьба с призраком формализма при социализме велась весьма тщательна€?

-  онечно, вот еще пример – истори€ иллюстрированного издани€ « лопа», которое вышло в 1974 году. «адумана книга была к 80-летию ћа€ковского, к 1973 году. «аказ сделал Ћенинградский филиал издательства «»скусство». ќднако, как только работа была завершена, против моей трактовки выступил —авость€нов, директор издательства в ћоскве. Ќезадолго до истории с « лопом» он получил строгий выговор и теперь бо€лс€ всего. »здание в последний момент отменили, а —авость€нов написал секретное письмо директору Ћенинградского отделени€ «»скусства» —танчицу. ќно датировано 18 €нвар€ 1973 года. ÷итирую: ознакомившись с макетом, «пришли к выводу об абсолютно невозможном его выпуске. <…> Ќе надо подвергать произведени€ ¬. ћа€ковского такому надругательству. <…> ћногое здесь лишено содержани€, формально».

- —транно. Ќаписано в 1973-м, а ощущение, что в 1937-м.

- ј помимо этого письма —авость€нова, текст которого мне тогда не показали, было еще письмо рабочих типографии, за€вивших: «ћы не будем печатать эту книгу».  ак и прежде в тупиковых случа€х, € поехал в ћоскву, пришел в музей ћа€ковского. ƒиректору музе€ книга очень понравилась, он написал положительный отзыв. ѕотом € пошел к Ћиле Ѕрик, она посоветовала пойти к  онстантину —имонову, позвонила ему, и на следующее утро € уже был у него, —имонов пришел в восторг от книги, написал письмо со своим мнением и вручил мне. » тут же —имонов позвонил —авость€нову, но тот за€вил, что не может сразу изменить свое мнение. Ќесолидно. “огда с письмом —имонова  € поехал в √оскомпечати,  председател€ комитета не было в ћоскве, и € зашел к его заму »ванько 9), который впоследствии прославилс€ благодар€ «»ванькиаде» ¬ойновича 10). »ванько был резко против, потому что €вл€лс€ личным врагом —имонова. Ќо через несколько дней из командировки вернулс€ —тукалин, € к нему пришел, и ему оформление понравилось, он вызвал »ванько и сказал, что книгу надо напечатать. »ванько подчинилс€. ¬ итоге летом 1974 года книга была опубликована. Ћил€ Ѕрик написала восторженное письмо.     


 

 

1) я позвонил в ћузей театрального и музыкального искусства, и мне ответственно сказали, что среди имеющихс€ у них мемориальных диванов дивана  ульбина нет и никогда не было. Ц ћ. «. 2) ј. ћ. √ерасимов (1881 Ц 1963), народный художник ———– (1943), президент ј’ в 1947 Ц 1957 гг., автор многофигурных парадных композиций, самые известные Ц ЂЋенин на трибунеї, Ђ». ¬. —талин и  . ≈. ¬орошилов в  ремлеї, лауреат —талинских премий (1941, 1943, 1946, 1949). 3) Ќ. √. ћашковцев (1887 - 1962), историк искусства, член-корреспондент ј’ с 1949 г. 4) ¬. Ќ. Ѕакшеев (1862 Ц 1958), действительный член ј’ ———– с 1947 г. Ќачинал еще как передвижник, а в советское врем€ тихо занималс€ пленэрным лирическим пейзажем. ¬ момент встречи с юным  овенчуком ему 91 год. 5) Ѕ. ¬. »огансон (1893 Ц 1973), народный художник ———– (1943), с 1953 г. вице-президент ј’ ———–, автор знаменитых картин Ђƒопрос коммунистовї (1933), Ђ¬ыступление ¬. ». Ћенина на 3-м съезде комсомолаї (1950), лауреат —талинских премий (1941, 1951). —. ¬. √ерасимов (1885 Ц 1964), действительный член ј’ ———– с 1947 г., автор картины Ђ«а власть —оветовї (1957), один из лучших советских пейзажистов. 6) ¬. ћ. ќрешников (1904 - 1987), ректор ј’ с 1953 г., лауреат —талинских премий (1948, 1950). —амые знаменитые работы Ђ¬. ». Ћенин на экзамене в ѕетербургском университетеї (1947) и Ђ¬ штабе обороны ѕетроградаї (1949). 7) Ћ. ». ’ит€ева (род. 1930), дебютировала в фильме Ђ≈катерина ¬оронинаї (1957, заглавна€ роль), в конце 1958 г. стала всесоюзно известной. ¬ 1953 г. была уже замужем. 8) ≈. ». —авость€нов (1930 Ц 1978), директор издательства Ђ»скусствої в 1964 Ц 1973 гг. 9) —. —. »ванько (род. 1925), полковник  √Ѕ и человек многих профессий-прикрытий, теперь уже почти фольклорный персонаж.  ак писатель публиковалс€ под псевдонимом —. Ѕатурин (автор книг о ‘ениморе  упере и “еодоре ƒрайзере в ∆«Ћ), а перва€ его книга, выпущенна€ под фамилией »ванько в 1955 г., - Ђ“айвань Ц исконна€ китайска€ земл€ї. 10) »з интервью ¬. ¬ойновича, 2005: Ђ»ванько, кроме всего прочего, был полковником  √Ѕ, поэтому его засылали в разные организации, он был мастер на все руки. —воей повестью € его сильно засветил, он из јмерики, а был он здесь чуть ли не резидентом советской разведки, вынужден был убратьс€ в —оюз, где служил, по-моему, главным редактором в издательстве Ђ’удожественна€ литератураї, потом каким-то важным референтом министра культуры ƒемичева и так далееї.



—правочник организаций ∆елтые —траницы www.yp.ru
 упить биткоин и лайткоин, лучший кошелек и биржа на Coinsbank.com