16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

ћодный писатель јндрей јствацатуров: Ђ—екс мен€ интересует не очень сильної

17/07/2009

Ќеверо€тно, но факт: доцент —ѕб√”, мало кому известный за пределами университета, написал автобиографический роман Ц и он стал бестселлером. »здательству пришлось выпустить уже четвертый тираж. ¬ ѕетербурге лучше ЂЋюдей в голомї јндре€ јствацатурова продаютс€ только јкунин и Ћукь€ненко. ¬ ћоскве книгу в магазинах раскупают со скоростью 30 экземпл€ров в день. Ќа OZON.RU роман университетского преподавател€ возглавл€ет список лучшей мужской прозыЕ ¬ чем секрет успеха? ќб этом мы решили поинтересоватьс€ у самого јндре€ јствацатурова.


 

      

       “ормоз, лузер, недотепа

- ¬ы рассчитывали на успех?

- Ќет.  нига вышла максимально неудобно: летом, в самый мертвый дл€ литературы сезон; в разгар кризиса, когда люд€м есть чем зан€тьс€, кроме чтени€; в ћоскве, где мен€ мало кто знает.  огда был опубликован первый тираж, издатели успокаивали мен€: «ѕопытаемс€ хот€ бы это распродать»… Ќет, можно, конечно, сказать, что € написал неплохую книгу! (смеетс€) Ёто было бы самое простое. Ќо почему-то мне кажетс€, что сыграли другие факторы.

 

 -  акие?

- ¬озможно, нам надоели успешные герои. ∆изнь - не звездно-полосата€ мечта, как нас пытались убедить в 90-е. ƒобивайтесь – и у вас все будет, говорили нам! я и сам питал эти либеральные иллюзии. Ќо € работал, работал, работал на трех работах – а ничего не мен€лось: ни времени на науку, ни денег не по€вилось. Ќа одних моих коллег сыпались гранты и они надевали костюмы за тыс€чу долларов, а другие, не менее достойные, порой не решались и булочку в университетском буфете купить. ¬от чем оказалс€ либерализм - откусил кусок и убежал с ним в угол. ƒобивайтесь и у вас все будет… ј что у вас будет? ћашина - и вы можете выбрать цвет между серым, серым и еще раз серым, как это √ерман —адулаев описывает? –абота?  вартиры и дома в кредит? —емейные ценности? ѕоездки на отдых в ≈гипет?  акой-нибудь кризис может все это в минуту уничтожить. ћуж или жена могут в любую минуту теб€ бросить. Ѕолезнь может убить всех твоих родных. ћне кажетс€, именно сейчас, когда кризис демонстрирует, что грош цена философии успеха, нужен был такой герой - немножечко аутсайдер, который посмотрит на эту звездно-полосатую мечту со стороны. я просто случайно попал в точку.

 

-  јндрей, почему вы решили написать именно автобиографический роман? Ёто же сейчас не модно. ѕочему не фэнтези, например?

- ¬ы рассуждаете, как мо€ знакома€ коммерческа€ писательница. ќна пишет про секс. ќднажды € спросил у нее: «ѕочему ты так много про секс пишешь? ¬едь уже все писано-переписано!» ј она мне ответила, что публику интересует только две вещи – секс и фэнтези.

 

 - ј это неправда?

- я надеюсь, что нет. ћен€ тоже интересует секс – как любого еще не совсем старого человека. Ќо как писател€ эта область человеческих отношений мен€ интересует много меньше. » вообще у художника есть все-таки иные задачи, чем угождать публике. Ќапример, задача создать определенную художественную форму. Ќо дл€ мен€ литература - это не цель и не создание формы. Ёто скорее средство самовозрастани€, она помогает мне развиватьс€. ≈сли бы п€ть лет назад мне сказали, что у мен€ книжка выйдет, € бы очень удивилс€. »ли подумал бы: ну, может быть, ее издаст какое-нибудь мелкое издательство небольшим тиражом. я писал ее, не рассчитыва€ на публикацию – это была скорее работа над собой.  нига – это € сам. ’от€ персонаж јндрей јствацатуров не тождественен мне, человеку јндрею јствацатурову. ” мен€ с ним нат€нутые отношени€. ќн - петербургский интеллигент в очках. “ормоз. „айник. Ћузер. Ќедотепа. я позвол€ю ему говорить глупости, делать подлости, подставл€ть людей, про€вл€ть трусость, жить за счет других – то есть все то, чего € стараюсь в жизни не делать. ¬ первой части книги он испуганный маленький человечек, зацикленный на себе, во второй – малопри€тный персонаж, который встраиваетс€ в общую либеральную линию нашей культуры, что-то хапает, чего-то добиваетс€… Ќаверное, в свое врем€ € действительно был таким. Ќо с помощью книги € разоблачаю себ€ такого – и это помогает мне пройти путь к некой внутренней свободе, путь от «стандартного себ€» к себе насто€щему. ¬едь если ты этот путь совершаешь, то люди, которые на теб€ смотр€т, тоже в свою очередь станов€тс€ хоть немного самими собой. Ёто дл€ мен€ очень важное дело.

 

       ѕитер – в€ла€ жизнь пенсионеров

 -  акой путь проходит начинающий писатель?

- “ернистый. ѕоначалу € отнес фрагмент в литературный журнал ««везда», как это делают многие. Ќо ответа не получил. ѕотом обращалс€ в издательство »вана Ћимбаха. ќтветили: главный издатель прочитала 10 страниц второй части и сказала, что «это они ни в коем случае не будут печатать». Ћадно, € обратилс€ в другие питерские издательства. ќни писали мне письма с пожелани€ми больше никогда не братьс€ за перо… ¬ принципе € в своей жизни многократно выслушивал советы не заниматьс€ филологией, так что мен€ это не очень задевало. » потом € могу пон€ть, почему мне так резко отвечали – петербургска€ интеллигенци€, которую € в книге описываю, выгл€дит специфически.

 

 - ѕозорит честь культурной столицы?

- Ќет никакой культурной столицы - это др€хлый миф. Ќу да, культурна€ столица - только почему же она книг не читает? 70 % книжной продукции реализуетс€ в «некультурной» ћоскве. ј ѕитер - это какие-то в€лые проекты и большие толстые журналы, которые мало кто читает … ѕитерские интеллигенты в насто€щей момент растер€ны и не имеют четкой гражданской позиции. ќни слишком прогнулась, в них не осталось солидарности - каждый слишком задумалс€ о собственной судьбе. ћожно что угодно думать об јмерике, но когда € там читал лекции в начале 90-х, € видел неверо€тную солидарность среди интеллектуалов – люди молниеносно забывали о своих ссорах и истериках и начинали быстро противодействовать любой попытке их подчинить. ј у нас каждый думает решить свою мелкую проблемку, договоритьс€ с начальством - лишь бы его не выпороли. —мотреть на это трудно без сожалени€. „то делает интеллигенци€? ќна переливает гранты из одного стакана в другой, а на все остальное ей наплевать. ќб этом € пишу. ћне кажетс€, если ты выходишь к люд€м лекции читать – ты должен все-таки человеком быть, а не какой-то белкой, котора€ нашла шишку, залезла повыше и там ее сточила.

 

- ј москвичи, конечно, интеллигентнее…

- я общаюсь сейчас со многими москвичами. ќни иногда более поверхностны, у них есть свои недостатки, но отказать москвичам в энергии, пассионарности, в драйве и мощи € не могу. ¬озможно, дело в том, что ћосква все врем€ мен€етс€ - а в ѕитере, чтобы что-то изменить, нужно сначала что-то разрушить, но разрушать нечего, потому что все застыло строго на своих местах. ћне кажетс€, это просто судьба у ѕетербурга така€. » она отражаетс€ на люд€х.

 

- “о есть вы от нас скоро уедете в первопрестольную.

- «ачем? я люблю свой город таким, какой он есть. я могу сколько угодно его ругать, но € тоже его часть. ѕитер – мо€ судьба.

 

       ¬ –оссии не будет классики

- ¬ам нравитс€ быть модным?

- —лава – не брем€. — одной стороны, у мен€ по€вилось много новых друзей. — другой – много новых врагов. ¬сегда при€тно, когда тво€ жизнь – это проблема, а не уже решенный вопрос. ≈сли честно, € боюсь стать частью того самого гламура, который высмеиваю в своей книге.  ультура очень хитра€, она адаптирует вс€кий бунт. Ѕоюсь выгодных предложений, которыми будут мен€ соблазн€ть. ѕока, правда, их нет, но € уверен, что по€в€тс€. » с ними придет опасность писать на заказ. “ак можно быстро деградировать, ведь талант – вещь очень хрупка€, это € как филолог говорю.

 

 - ¬ы в своей книге откровенно стебетесь над —орокиным и √ришковцом – это потому, что они не усто€ли перед гламурными соблазнами?

- ƒа, —орокин потер€л свою харизму, свой нерв.  онечно, он всегда стоит в книжных магазинах. ј вот ≈лизаров не стоит – его раскупают. √ришковец - одаренный человек, у него интересный и разный талант. я и сам хочу быть таким человеком-оркестром – он и рассказчик с завораживающе-магическим оба€нием, и писатель, и режиссер. Ётим можно только восхищатьс€! Ќо √ришковец уже не создает, он просто себ€ воспроизводит.

 

 - ¬ веках он не останетс€?

- Ќет. я не уверен, что вообще кто-то останетс€. ¬ современном мире классика невозможна.  лассика хочет говорить о времени и улавливать в нем типичное, вечное. ј нынешн€€ жизнь так устроена, что в ней нельз€ вечное уловить. Ќаше врем€ состоит только из повседневного. —овременна€ культура – это только мусор, в котором нет ничего ценного. “ы вынужден говорить с территории культуры – и ты неизбежно становишьс€ частью этого мусора. “ы можешь говорить €рче, глубже, умнее, но волна времени все равно теб€ смоет, как поп-песню Ѕаскова.  опии копий вместо вещей, картонные стенки вместо зданий. ”же и людей-то никаких нет - только функции.

 

- “ак что же делать – в монастырь?

- «ачем же? “еб€ самого у теб€ никто не отнимет. Ќужно просто расставл€ть приоритеты. ѕон€ть, что € такое, зачем € родилс€, какое у мен€ предназначение? я хотел бы, чтобы мо€ книга помешала люд€м глупеть. ћожет, это нескромно звучит, но € хотел именно этого, когда писал ее. ’от€ € знаю, что мен€ воспринимают в большей степени как филологического ƒовлатова, читаю в ∆∆ отзывы: «славно поржал над байками!» „то ж, и это неплохо.

 

 - ј вы дл€ себ€ на эти вопросы ответили?

- Ќет, конечно. ≈сли бы ответил – € бы ничего не писал. Ѕыл бы где-нибудь монахом. 

 

Ќаталь€ Ѕарсова

јндрей јствацатуров в ѕетербурге известен как один из самых харизматичных лекторов филологического факультета —ѕб√”, автор двух монографий и более 100 научных работ по англо-американской литературе, специалист по √енри ћиллеру. ѕотомственный филолог, внук академика ¬иктора ∆ирмунского, одного из основателей отечественной школы сравнительно-исторического исследовани€ мировой культуры.



—правочник организаций ∆елтые —траницы www.yp.ru
 упить биткоин и лайткоин, лучший кошелек и биржа на Coinsbank.com