16+

Новости партнёров

Lentainform

На нашем телевидении готовятся к часу «Ч»

02/12/2009

ВИКТОР ТОПОРОВ

На телевидении запахло жареным. Оно, конечно, вопрос «Что горит (и «что сгорит?»)?» представляется в высшей степени гадательным, однако порассуждать на эту тему смысл имеет прямо сейчас.


     

   Итак, Пятый канал в его нынешнем виде фактически ликвидируется, частично сливается с РЕН ТВ – важнейшей (особенно для самого РЕН ТВ) новостной частью – и переезжает в Москву. Все это происходит под общим руководством Национальной Медиа Группы, представляющей собой типичное для наших дней полугосударственное объединение, принадлежащее не «равноудаленному», а, наоборот, «правильному» олигарху.

Одновременно ликвидируется канал «Спорт» и на его базе создается новый государственный канал «Россия-2» – с сильным развлекательным акцентом и общей установкой на сравнительно молодую и преимущественно мужскую аудиторию, то есть составляющий конкуренцию прежде всего СТС, ТНТ и НТВ. В том же направлении, только с определенным уклоном в сторону повышенной интеллектуальности, будет, как предполагается, развиваться и вновь образующийся телетандем РЕН ТВ + Пятый, который разведут по гендерному принципу: РЕН ТВ станет «мужской версией», а Пятый – «женской».

То есть на всех вышеперечисленных каналах (кроме упраздняемого «Спорта») намечается если не личное, то фактическое торжество интеллектуально-развлекательного телепоказа a la Александр Роднянский (степень и соотношение интеллектуальности и развлекательности будет, очевидно, от канала к каналу варьироваться). Кстати, у Роднянского, до недавних пор правившего бал на СТС, а сейчас поставляющего «концептуальное и программное обеспечение» прямым конкурентам «Первого развлекательного», уже возникли правовые и финансовые разногласия с нынешним руководством канала.

Шах – но пока не мат – объявлен новостным программам РЕН ТВ («Неделе» с Марианной Максимовской и «Новостям» с Михаилом Осокиным), справедливо слывущим в какой-то мере  оппозиционными и относительно независимыми. Сохранят ли их в нынешнем виде, перекроят или прикроют (в Сети сказали бы: переформатируют или отформатируют), пока не ясно. Мой прогноз: произойдет и то, и другое, и третье сразу. То есть вроде бы сохранят, но пришлют в новостные редакции «комиссаров», да и сами выпускающие и ведущие неизбежно включат «внутреннего редактора», – так что, когда их в конце концов запретят, никто особенно не расстроится. Произойдет это, однако, только в час «Ч», о котором речь и пойдет дальше.

Формально все это напоминает одну из бесчисленных реформ отечественного первенства по футболу советских времен, каждая из которых оборачивалась очередным подтверждением принципа: «А вы, друзья, как ни садитесь»… При более пристальном рассмотрении, – на второй взгляд, как сказали бы англичане, – происходит типичный в наши дни акт (точнее, целая цепочка актов) государственного или квазигосударственного рейдерства: доверенные люди прибирают к рукам коммерчески перспективные активы. Другое дело, что ни РЕН ТВ, ни Пятый, ни упраздняемый «Спорт», ни вновь учреждаемая «Россия-2» коммерчески перспективными активами, строго говоря, не являются. А значит, речь идет в данном случае о несколько иной перспективе или, если угодно, о несколько иной коммерции.

(Тем более что главного принципа квазигосударственных поглощений 2000-х – доходы забираем себе, расходы перекладываем на государство – еще вроде бы никто не отменял. То есть как минимум частные риски будут подстрахованы федеральной казной.)

Причина проходящей у нас на глазах телеперестройки – «Проблема-2012». Которая, впрочем, вполне может оказаться и «Проблемой-2011», а то и «Проблемой-2010».

Тандемократия – штука, хоть и неплохо работающая, но крайне неустойчивая. Особенно с оглядкой на то, что ее с обеих сторон расшатывают. Она и впрямь может пойти вразнос в любую минуту – под воздействием тех или иных драматических обстоятельств, а то и вовсе – по воле случая. Тем более что хоть в какой-то степени легального разрешения проблема самой тандемократии не имеет, и это прекрасно понимают оба юриста, – и президент и премьер.

То, что голосованием (своевременным или досрочным) нам будет дозволено подтвердить результаты сделанного не нами выбора, ясно, я полагаю, всем.

Однако и перспектива, загодя обрисованная обоими дуумвирами, – сядем, мол, рядышком, обмозгуем, может быть, даже кинем монету или вытащим спичку, – лишена малейшей убедительности. Двоевластье (пусть и асимметричное) зашло уже столь далеко, что выход из него – в ту или иную сторону – вряд ли возможен без небольшого ГКЧП с «Лебединым озером» по всем каналам. Ведь, строго говоря, даже элементарное объявление о досрочной отставке любого из дуумвиров, допустим, по состоянию здоровья, – это уже тихий ГКЧП, причем с официальной и общественной реакцией во всемирном масштабе. А ведь нельзя, увы, исключать и куда более форс-мажорные варианты развития событий.

Так или иначе, внезапный распад формальной тандемократии – это и есть час «Ч», к которому (как минимум в рамках вероятного сценария) готовятся в рамках Садового кольца, – причем владение пресловутым «ядерным чемоданчиком» в предполагаемых нерядовых обстоятельствах явно уступает по значению беспрепятственному доступу к кнопке на телепульте. Точнее, ко всей совокупности таких кнопок в метровом и дециметровом диапазонах.

По недавней аналогии вспоминается недурной, в сущности, но совершенно бессмысленный канал «Звезда», который создали под президентскую перспективу Сергея Иванова, – а потом, когда эта перспектива растаяла, просто позабыли (или поленились) прикрыть.

На сегодня Первый канал у нас, скорее, пропрезидентский; Второй – пропремьерский; НТВ еще не определился с выбором;  - тогда как ТНТ и СТС гуляют сами по себе (на всю длину развлекательного поводка). По завершении затеянной реформы (считают ее инициаторы), «Россия-2», РЕН ТВ и Пятый совокупными усилиями перехватят значительную часть экономически активной, но политически нейтральной аудитории НТВ, ТНТ и СТС: перехватят  еще большей – и существенно лучшего качества – «развлекухой», не говоря уж о кинокровищи, – но перехватят главным образом затем, чтобы, став высокорейтинговыми, в час «Ч» нам замахали пачками Одиллия и Одетта.

Говоря о перехвате аудитории (точнее, о необходимости такого перехвата в час «Ч»), нельзя  упускать из виду и то обстоятельство, что наиболее продвинутая (и в различных общественных аспектах важная) часть телеаудитории уже вообще отключила телевизор, окончательно предпочтя ему интернет. Предпочтя-то предпочтя, но неужели и впрямь окончательно? Одна из очевидных целей нынешней реструктуризации отечественного ТВ как раз и заключается в том, чтобы вернуть этих людей к ежевечернему и еженощному телеэкрану. Час «Ч» еще когда грянет, а приваживать их к «ящику» нужно уже сейчас. Для чего в первую очередь поневоле придется сделать куда интереснее прежнего сам «ящик».

Нервы натянуты уже у всех, кто в курсе дела. Отсюда и множество трудно объяснимых событий вроде недавней отставки чуть ли не главного куратора телевидения Михаила Лесина – да еще отставки с оглаской компрометирующих этого госдеятеля мотивов.

У тех, кто в курсе, нервы натянуты. А вот страна на ушах не стоит. И надо, чтобы не встала. Ни при каком «неуклюжем повороте руля» не встала. А наоборот, подсела бы к телевизору.

Так это задумано. Или, вернее, с оглядкой на повседневную политическую практику, именно под этим соусом инициаторы телереформы продают ее заказчикам (причем сразу обоим), имея в виду, что денег на ее проведение они срубят уже сейчас, а «Лебединое озеро» – музыка при любом раскладе достаточно нейтральная, чтобы в час «Ч» прозвучать осанной хоть одному царю, хоть другому.      

 Ранее:   

Литературные итоги года. Со знаком минус
«Лаура» и ее ложь. Литературная мистификация года
«Большая книга»: рука судьбы – или рука литературного Газпрома?
Чем литературная премия миллиардера Прохорова отличается от «Белочки»?
Исаев это не Штирлиц, это человек-функция
Господи, это я, Эдичка!
К вопросу о «брехне Тараса»a>
Долгая жизнь в эпоху перемен
Элегия по умирающему животному
И от этого ушел, и от того
Почему премию «Большая книга» отдали Владимиру Маканину
Домовые котлеты и домовые мухи
Свет земной и небесный
Чужие здесь не ходят
Литературный хит-парад-2008. Версия Виктора Топорова
Литературный критик об авторском кино и его любителях
Можно ли узнать из художественной литературы, чем закончится кризис?
Чем отечественное ТВ заменило борьбу с Америкой?
За что мы, авторы, нас, редакторов, так не любим? И наоборот
Кого понимает под карликами и журавлями писатель Юзефович?
Как Глеб Павловский написал открытое письмо и на что оно оказалось похоже
Зачем на отечественное ТВ вернули В. В. Жириновского?
Зачем Юлия Латынина написала еще один роман про Кавказ?
Почему запрещают «Россию-88» и разрешают «Олимпиус Инферно»?
Что будет делать Михалков после победного для себя съезда кинематографистов?
Хорошо ли быть Гордоном на отечественном ТВ?
Может ли кризис благотворно сказаться на поэзии?
Какие интимные тайны раскрыл в своих записках сексолог Лев Щеглов
Что нового о Сергее Довлатове можно узнать из его первой биографии?
Почему о недостатках и достоинствах «Нефтяной Венеры» Александра Снегирева стоит говорить сейчас?
Евровидение в хорошем смысле
Кто из шорт-листа «Большой книги» получит три миллиона?
Что нового о долларе и нефти можно узнать из антикризисных книг?
Хорошо ли, что «Национальный бестселлер» достался Андрею Геласимову?
Зачем в ТВ смотреть на Мережко и Макса Фрая
Как можно, а как нельзя критиковать в российской литературе. Ответ М.Золотоносову
Москва. Перемирие на реке могут ли петербургские писатели примириться с московскими. И наоборот
Главное в телевизионном кино это не драки и не постельные сцены
Может ли четвертый роман быть лучше первого
Как изменился русский язык под напором кризиса
О злодеях и героях в поэме «День «Зенита»
Какими новыми способами пытается рассмешить зрителя отечественное ТВ?
Почему Тарантино такая скотина?
Надо ли ругать Сергея Михалкова за то, за что его ругают?
Зачем петербургские поэты осенью перемещаются в Крым?
Зачем отечественное ТВ заинтересовалось «проблемой-2012»
Что можно было бы узнать из романа «Околоноля», если бы его написал Сурков про самого себя
Тайная интрига Русского Букера
Зачем писатели на самом деле ходили к Путину?
Как «остаться в живых» в ночном телеэфире
«Большая книга»: рука судьбы – или рука литературного Газпрома?


 





‡агрузка...