16+

Lentainform

За что бывший налоговый генерал невзлюбил редактора «Литературной газеты»

26/02/2010

ВИКТОР ТОПОРОВ

Есть такой писатель – Александр Потемкин. Ну, или не совсем писатель, но человек пишущий. Издающийся. И, по-видимому, небедный. Генерал налоговой службы в отставке! Предприниматель… Произведения Потемкина выходят массовыми тиражами; их широко обсуждают и откровенно рекламируют в далеко не последних СМИ, побеседовать «за жизнь» с самим Потемкиным, взять у него интервью, написать об его очередной книге и/или выдвинуть ее на литературную премию не брезгуют критики и прозаики – и вдруг афронт!


      «Литературная газета» в лице своего главного редактора Юрия Полякова нагло кидает бравого генерала! Вот как излагает суть конфликта сам Александр Потемкин в открытом письме анонимным владельцам «ЛГ», размещенном на сайте «Эха Москвы»:

«…В сентябре 2009 года, издательство «ПоРог» проводило широкую рекламную кампанию по продвижению моего нового романа «Кабала». Газеты «Коммерсант», «Новая газета», «Независимая», «Книжное обозрение», «Московская правда», журнал «Огонек» регулярно отводили полосы, публикуя рецензии на этот роман. На радио «Эхо Москвы» два месяца ежедневно выходила в эфир соответствующая реклама.
В начале сентября 2009 года Издательство перевело рекламному агентству, работающему с ЛГ, около 500 тысяч рублей для размещения собственной рекламы, перевело вперед, планировало на 2010 год выделить еще деньги для продвижения романа.
Но главный редактор ЛГ отказался печатать рецензии и не способен вернуть деньги, которые, видимо, газета не имеет».

Разумеется, в открытом письме говорится не только и не столько об афере с генеральским полумиллионом, которую прокрутили в «ЛГ», сколько об упадке, в который якобы пришло это некогда славное издание при главном редакторе Полякове. Которого и впрямь, как лермонтовского Демона, никто не любит и всё живущее клянет. И который – как прозаик, публицист и общественный деятель – платит всему живущему лютой взаимностью.

По существу, Потемкин сказал нечто страшное. Сказал, что целый ряд авторитетных изданий (и изрядное число авторитетных в литературном мире людей), польстившись на генеральские денежки, изготовили, разместили и напечатали «заказуху». Белой вороной в этом ряду выглядит разве что «Коммерсант», опубликовавший полосный материал о Потемкине «на правах рекламы». Впрочем, «Ъ» придерживается этого правила неукоснительно – и «на правах рекламы» печатал даже открытые письма Бориса Березовского в те годы, когда тот являлся владельцем издания.
Но остальные-то СМИ! Но маститые литераторы начиная со Льва Аннинского! Но «Эхо Москвы», самым фактом публикации открытого письма Потемкина буквально расписавшееся в том, что берет у него деньги и рекламирует его сочинения точь-в-точь как средства против мужского бессилия, краткие курсы беспроигрышной игры на бирже и всё прочее!..

Особенно любопытна, однако, во всей своей разносторонности и разноликости реакция на нечаянно разразившийся скандал: не конкурс чудаков на букву «м», разумеется, но воистину олимпийское состязание простых душ!
Простая душа Галина Юзефович, первой привлекшая внимание к казусу Потемкина, провела опрос литераторов и издателей на тему «заказухи» и платной рекламы в книжном бизнесе. Все простые души как одна ответили ей, что «заказухой» не занимаются, а расходы на открытую рекламу книжной продукции за редчайшими исключениями отбить невозможно. Картина отрадная, однако не больно-то реалистическая.

Недобросовестной рекламы в книжном деле полно: и начинается она с так называемой выкладки в книжных магазинах. За то, чтобы твоя книга «нечаянно» оказалась на стойке у кассы, на демонстрационном столике у входа или между этажами, наконец, за то, чтобы ее поставили не на самую верхнюю и не самую нижнюю полку на стеллаже (и поставили не корешком, а обложкой) практически всякий раз приходится платить.

Рецензенты, кроме начинающих и «заканчивающих», денег с авторов и впрямь не берут, но вот «борзыми щенками» не брезгуют. Тут тебе и фуршеты, и командировки, и курьерская  доставка книг на дом, – и другие малости, милости и тайности. Я уж не говорю о манипуляциях с рейтингами продаж – вот где буквально каждая позиция в верхней части списка выставляется на продажу и кем-нибудь непременно покупается!
Другое дело, что издательские выгоды от всей этой недобросовестной рекламы и впрямь относительны. Бог на стороне больших батальонов – крупные издательства давят «мелочь пузатую» не столько рекламой, сколько стартовыми массовыми тиражами и, соответственно, низкой отпускной ценой, да и сети распространения у них, как правило, свои. Беда писателя Потемкина не в том, что его кинула «Литературка», а в том, что он не смог прикупить себе немножко «ЭКСМО» или «АСТа». Но чтобы совершить такую покупку, генералу налоговой службы следовало бы уйти в отставку маршалом.
Простые души обитают и на «Эхе Москвы», а главное, туда звонят и пишут. Либеральная аудитория радиостанции настолько не любит – по определению – патриотического главного редактора «ЛГ», что, солидаризуясь с отставным генералом, теперь дружно требует незамедлительного увольнения Полякова за то, что тот не на все полученные деньги разрекламировал пресловутую «Кабалу». Которая  если и отличается от пресловутых «Протоколов сионских мудрецов», то не совсем понятно, в какую сторону. И которая, не рекламируй эту «Кабалу» само «Эхо», книга Потемкина, несомненно, была бы предана тамошними суперлиберальными гуру обструкции, плавно перетекающей в анафему.
Но еще более простые души водятся у нас, на берегах Невы. И трудоустроена часть из них в одноименном журнале.

Есть в Москве такой писатель Роман Сенчин. Простая душа. Очень известный писатель. Едва не получил в этом году «Русского Букера» – и когда не получил (а получила вместо него Елена Чижова), разразился всесветный скандал.
И есть у нас в Питере такой писатель Александр Карасев. Простая душа. Не очень известный писатель, но, несомненно, набирающий популярность. И что-то там у одной простой писательской души с другой не срослось.

И написал Карасев цикл рассказов (кстати, неплохих) о дебильном подростке, которому страсть как хочется стать писателем. И назвал этого подростка Романом Сенчиным. И отнес цикл простым душам в журнал «Нева». А те взяли и на голубом глазу напечатали – в № 1. Они ведь не знали, что имя Роман Сенчин в некотором роде что-то значит.
Гранина знают, Кушнера знают, а Сенчина не знают.
Или Карасев, подобно генералу Потемкину, ухитрился помочь своему издателю финансово?               

ранее:       

Взгляда «из зеленки» о Чечне в русской литературе еще не было
Как «Остаться в живых» после просмотра телевизора
Хорошо ли быть честным американским прокурором?
Дмитрий Быков заговорил прозой, а Виктор Топоров стихами
Можно ли написать правдивую книгу о Егоре Гайдаре?
Литературные итоги года. Со знаком плюс
Кем будет президент, если перестанет быть президентом
Литературные итоги года. Со знаком минус