16+

Lentainform

Чем «Зенит» со Спаллетти отличается от Пятого канала с Роднянским

05/04/2010

ВИКТОР ТОПОРОВ

Практически одновременно стартовали – обновленный Пятый канал и первенство России по футболу, в которое «Зенит» вошел с новым главным тренером. На ближайшие полгода как минимум мы обречены на постоянное сравнение кадровой политики, стратегических замыслов, тактико-технических задумок, творческих и спортивных результатов синьора Лучано Спаллетти и шановного пана Александра Роднянского.


          Битву двух варягов на брегу Невы обостряет и тот факт, что один из них уже привез в наш город несколько новичков из неблизких стран, дополнительно потеснив тем самым аборигенов, – а другой и вовсе перенес главную тяжесть съемочного процесса в Москву, оставив питерским телевизионщикам лишь щи да квас, да «Петербургский час», да «Ночь на Пятом». В первенстве «Госстраха» (как порой называют чемпионат России по футболу) существует хотя бы лимит на иностранцев, из-за чего все игроки с российским паспортом стоят вдвое больших денег, чем заслуживают. На телевидении подобных ограничений нет – и фактически полное исчезновение наших земляков с экрана Пятого микшируется пока в основном постоянными повторами авторских программ главного плеймейкера канала в прошлом и свежеиспеченного лауреата Гран-при «Золотого пера» Льва Лурье.

«Зенит» Спаллетти стартовал убедительно по очкам и, на мой взгляд, сомнительно по игре. То ли издержки «весеннего футбола», то ли взаимная притирка игроков и тренера, то ли первые мучительные приступы пресловутого катеначчио (тактическая схема в футболе), сказать пока трудно. Однако залог успеха в современном футболе деньги; денег у «Зенита» (и для «Зенита») хоть пятой точкой ешь; поэтому будущее команды не вызывает особых опасений – что с итальянцем во главе, что с голландцем, что и вовсе с каким-нибудь «казанцем». Не первое место займут, так второе; не второе, так третье; из зоны УЕФА не вылетят в любом случае; ну а в Лиге чемпионов – это как повезет с жеребьевкой…

Будущее Пятого (хотя денег вроде бы хватает и здесь) далеко не столь безоблачно. Ставка здесь, как и в футболе, сделана на варягов – но на варягов возрастных: предпенсионного, а то и пенсионного возраста. Бессменных чемпионов России (в составе команды НТВ) 1994 – 1998 гг. Некоторые из них уже успели, и вроде бы окончательно, повесить бутсы на гвоздик – и сейчас, по весне, выглядят заслуженными ветеранами, какими, строго говоря, и являются, не привнося в игру команды ничего, кроме ностальгически звучного имени.
Сказанное относится прежде всего к Андрею Норкину (у которого, впрочем, и имени-то особо не было) и, увы, к Светлане Сорокиной. В чемпионском составе НТВ существовало строгое разделение ролей: Свобода На Баррикадах – Татьяна Миткова, и Скорбящая Родина-мать – Светлана Сорокина. Но тогда и впрямь было, за что бороться одной и над чем скорбеть другой, тогда как сегодняшняя Сорокина – это в значительной мере продукт имитационных технологий. Скорбит она, может, по-прежнему (а может, и сильнее), но естественная для надолго отлученного от эфира человека радость возвращения на экран эту скорбь явно перевешивает.

Дмитрий Быков – сравнительно молодой игрок-универсал (уволенный из команды ТВЦ) – выглядит, напротив, весьма недурно; выглядит как все тот же Лев Лурье, только подросший, помолодевший и раздобревший. Быков перенял у Лурье интонацию двойного авторитета – и популярного у неглупых учеников учителя, и строгого завуча, – и это хорошо: но уж больно глуп сам предмет, который ему приходится преподавать. Теледебаты о Гайдаре при участии Маши Гайдар! Теледебаты об «Аватаре»! Теледебаты о Ельцине при участии Татьяны Юмашевой с предварительным показом фильма «Маленькие трагедии» – такой «картины маслом» еще не было, но, подозреваю, еще будет.

Кинопоказ на Пятом, кстати, сильно поскучнел – на фоне зазывных лозунгов о том, что сейчас нам покажут шедевры мирового и отечественного кинематографа. За целый месяц показали всего два шедевра («Сжечь по прочтении» и «Нью-Йорк, Нью-Йорк»),  да и то почему-то в один вечер. Советские политические боевики тридцатилетней давности – это, знаете ли, если и шедевры, то очень на любителя.

Больше всего нареканий вызывает, естественно, Ксения Собчак: очки, мол, надела, а бретельку все равно поправляет и с трех шагов в пустые ворота попасть не может. Зато звезда! Почему-то никто не обращает внимания на ее партнера – бизнесмена и медиамагната (некогда он владел «Московскими новостями») Александра Вайнштейна. Меж тем эта игровая связка если и впрямь смотрится чрезвычайно комично, то именно из-за него: не «красавица и чудовище» и не «интеллектуал и блондинка» (как это, по-видимому, было задумано), а союз демократической лишь по названию власти с еврейским, неясного происхождения, капиталом. Ну, и темы в этом ремейке «Свободы слова» обсуждаются крамольные: вроде проблем фигурного катания на олимпийских коньках.

Спаллетти декларировал игру на победу – везде и всегда, игру на чемпионство – в соревнованиях любого уровня и формата. И не то чтобы держит слово, но, безусловно, старается его сдержать.

Роднянский декларировал телевидение для интеллигенции. Такое телевидение, которое заставило бы интеллигенцию выключить интернет и включить «ящик». Но заставить меня, например, поступить так – не в роли дежурного обозревателя, а в роли обыкновенного зрителя, – могло бы только телевидение свободное: бездумно-свободное (то есть развлекательное, но высокого качества) или осмысленно свободное (то есть общественно-политическое без родимых пятен цензуры и самоцензуры). Роднянский же предложил целый букет имитационных технологий (имитирующих живую мысль, живое слово, живую дискуссию) с ностальгически приятным, но объективно оскорбительным для тех, кто помнит действительно живое телевидение, запахом тления. Поэтому я его смотреть не буду. Заглядывать изредка, чтобы интересоваться, что там происходит, буду, а смотреть – нет.

Хорош или плох Спаллетти, но договорных матчей у команды под его руководством не будет. Будут ли зенитовцы стоять насмерть у своих ворот или рубиться насмерть у чужих – вот единственный вопрос, – и мы весь сезон будем, затаив дыхание, ждать на него ответа.
Хорош или плох Роднянский, но телевидение под его руководством выглядит имитационным, то есть договорным. Будет ли Пятый биться за Путина, или за Медведева, или за Путина на пару с Медведевым, или демонстративно отойдет в сторону от политических дрязг и окончательно сосредоточится на проблемах зимнего спорта и трехдимензионального кинопроизводства, – вот вопрос, который категорически не интересен никому.
А уж интеллигентному зрителю – в самую последнюю очередь!                

ранее:

Первоапрельские тезисы
Надо ли учить молодых писателей становиться немолодыми
О зимних ужасах – на ТВ и в жизни
Кто попал в длинный лист Национального бестселлера
За что бывший налоговый генерал невзлюбил редактора «Литературной газеты»
Взгляда «из зеленки» о Чечне в русской литературе еще не было
Как «Остаться в живых» после просмотра телевизора