16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

Ђ÷ерковь станет очень богатой и очень контролируемойї

15/04/2010

ћес€ц назад сотрудники центра ЂЁї (центр по противодействию экстремизму √”¬ƒ) провели обыски в церкви св€той ≈лисаветы в  алининском районе. ѕресс-служба √”¬ƒ распространила сообщение, из которого следовало, что лжесв€щенники отпевают покойников за немалые деньги. » еще берут деньги за доступ к ненасто€щим мощам.


            ѕозже представители центра «Ё» объ€сн€ли, что заинтересовались церковью, увидев на улицах города баннеры, где за€вл€лось о том, что в часовне св€той ≈лизаветы можно поклонитьс€ мощам двух св€тых и одного великомученика. –еклама показалась им подозрительной. ќперативники вы€снили, что к –ѕ÷ часовн€ не имеет отношени€, а относитс€ к –ѕј÷ -  –усской православной автономной церкви. ј заведует приходом епископ √ригорий (¬адим Ћурье) - в легитимности сана которого милиционеры тоже сомневались.

ѕо всем телеканалам прошли сюжеты о лжесв€щенниках из ѕетербурга. –€д представителей городской интеллигенции, правда, увер€ли, что ¬адим Ћурье никак не может быть мошенником, поскольку он - бывший сайгоновский обитатель, один из создателей группы —пасени€ пам€тников культуры, защищавших от сноса «јнглетер», и вообще доктор философских наук. Online812 решил спросить у самого ¬адима Ћ”–№≈, мошенник он или нет?

- ¬ какой стадии сейчас находитс€ расследование?
- «авели уголовное дело, оно расследуетс€. я прохожу по делу свидетелем. ѕо-прежнему нет никаких обвин€емых и подозреваемых. ÷ентр «Ё» с тех пор себ€ никак не про€вл€л. –азве что дает дурацкие интервью —ћ» в первые дни.

- ј центр «Ё» корректно себ€ вел?
- ќни пришли, вз€в с собой ќћќЌ, спасибо, что не было масок, автоматов, собак в церкви, как это было у протестантов в  алуге. ” нас никого не клали на пол, все в корректной форме. ѕотом пресс-служба √”¬ƒ распространила пресс-релиз, что мы все задержаны. ’от€ никто задержан не был. —пуст€ полдн€ пресс-служба исправилась, что не задержаны, а пресечена де€тельность, но мошенники все равно. ’от€ милиционерам положено знать, что у нас суд  определ€ет, кто мошенник, а  не центр «Ё».

- ”головное дело завели по за€влению какого-нибудь потерпевшего?
- »меетс€ за€вление некой потерпевшей, что св€щенником был плохо отпет ее родственник, ей кажетс€, что оказано ненадлежащее качество услуги. Ќо именно в этом случае, как удалось разобратьс€, отпевал не наш св€щенник, а св€щенник ћосковской  патриархии, но если бы и не московской, то тоже вопрос, можно ли подавать за€вление о мошенничестве.
≈ще центр «Ё» объ€вил, что мощи у нас подложные, а потом в интервью радио «—вобода», уже исправилс€, сказал – предположительно подложные. ≈ще один момент – это подлинность или не подлинность наших клириков. Ёто два вопроса – про мощи и клириков - на мой взгл€д, в правовом плане никак регулированию не подлежат. Ќо в плане не правовом, здесь есть о чем поговорить.

- ƒавайте поговорим. –елигиозна€ община должна где-то быть зарегистрирована?
- Ќаша община зарегистрирована в ‘–—. ќтменить эту регистрацию можно только по суду.

- ¬ы называете себ€ епископом. —колько людей признают, что вы – епископ?
- ƒл€ нашей общины не важно, епископ € или нет. ¬ажно, что € насто€тель прихода и руководитель этой общины. ј епископом € €вл€юсь в рамках –ѕј÷.

- Ќо в –ѕј÷ вас тоже не все признают.
- –ѕј÷ устроена так: есть старый центр вли€ни€ – митрополит в —уздале, мен€ он не признает категорически. ≈сть клирики, которые ему подчин€ютс€ формально, но многие из них мен€ признают. » более того, участвовали в моей епископской хиротонии. ћитрополит негодовал. Ќо есть два других епископа –ѕј÷, которые мен€ и рукоположили, дела€ это без согласи€ митрополита, но реализу€ таким образом свое каноническое право. ѕоэтому € €вл€юсь епископом дл€ тех, кто признает јрхиерейское совещание –ѕј÷, € €вл€юсь его председателем.

- ј сколько общин вас признают?
- ¬ ≈катеринбурге у нас есть община, в „ел€бинске,  в ѕерми, в «латоусте – они все мен€ признают. Ќо мен€ признают и почти все прихожане московского прихода, и многие в —уздале. ќни причащаютс€ в нашем храме, когда бывают в ѕетербурге.

- Ёто что – борьба за власть в –ѕј÷?
- ƒа, можно сказать, что это борьба за власть.

- «ачем вам это надо – хотите стать главным?
- ” нас  с митрополитом были сложности. ѕотому что у любой церковной организации есть какие то тактические задачи. —тратегическа€ задача, она дл€ всех церквей  одинакова – обеспечить на земле максимально подход€щее условие дл€ спасени€ души. Ќо это – пуста€ деклараци€, если не подкрепл€етс€ определенной тактической программой. „то-то надо делать. —ейчас нужно переформатировать осколки –усской зарубежной церкви. –ѕј÷ – это один из осколков зарубежной церкви. ≈сть еще несколько осколков. ќни принципиально ничем не отличаютс€ друг от друга, кроме того, что когда-то епископы рассорились. ѕоэтому нам надо объедин€тьс€.

- ≈сли вы говорите, что осколки зарубежной церкви одинаковы, то в чем причина разногласий?

- Ёто € вам говорю, что они все примерно одинаковы. ј старое поколение, к которому принадлежит наш митрополит, такого не говорит. ќни говор€т: мы – самые истинные, пусть все приход€т к нам через пока€ние. ј ка€тьс€ не в чем. «арубежна€ церковь разваливалась почти с самого своего возвращени€ в –оссию в 1990 году. Ёто во многом св€зано с тем, что митрополит ¬италий - глава зарубежной церкви, был очень хорошим человеком, но уже тогда он был очень стареньким. –еально он ни на что не вли€л. ј синод в Ќью-…орке занималс€ своими делами. ћосковска€ патриархи€ зажимала –ѕ÷«, из-за этого пошли расколы. ¬ 1995 году от зарубежной церкви отделилась будуща€ –ѕј÷. ¬ 2001 году образовалось еще несколько осколков. ¬ 2007 году последний обвал произошел.
„то делать в этой ситуации – либо мы будем дробитьс€ дальше, доказыва€, что только наш осколок самый правильный, либо мы как-то будем уступать друг другу и договариватьс€.

- ј почему вы не хотите объедин€тьс€ с ћосковской патриархией?
- ѕотому что сейчас и в общественном сознании, и в сознании чиновников ћосковска€ патриархи€ воспринимаетс€ как филиал государства.  ак государственный бренд. » следовательно, то, что не оно, воспринимаетс€ с большим подозрением. “акой тренд - он определилс€ еще при прежнем патриархе. Ќо у прежнего патриарха был рефлекс сторонитьс€ от государства. ј нынешний патриарх хочет построить на этом свою политику. Ќапример, процесс реституции. „то это? ќн задуман давно, еще при старом патриархе, но как-то все не шло.

- „ем плохо, что церковь станет богатой?
-  ÷ерковь станет очень дорогой и богатой, но очень контролируемой теми, кто контролирует недвижимость. ” нас олигархи светские либо должны бежать на «апад, либо играть по правилам власти. “ак же и церковь с большой недвижимостью, она тоже вынуждена выстраиватьс€. 
—ейчас позици€ отдела по религиозным конфликтам администрации президента такова - нельз€ допускать, чтобы хот€ бы в одном регионе –оссии ћосковска€ патриархи€ не доминировала среди православных церквей. ѕоэтому ситуаци€ в —уздале, где доминировала –ѕј÷, была нетерпимой. ѕоэтому у –ѕј÷ там были отн€ты храмы, чтобы это доминирование исключить. ¬ то же врем€ на обочинах общественной жизни вполне допустимо быть разным альтернативщикам. “о есть  в том же —уздале какое-то количество храмов вы можете иметь. “ам у –ѕј÷ осталось два храма.

- ¬ы хотите сказать, что и ваша истори€ - это истори€ борьбы ћосковской патриархии с альтернативными православными?
- «десь скорее интересами патриархии прикрываютс€. «десь идет другое переформатирование, потому что когда происходит сращивание –ѕ÷ с госаппаратом на местах, то чиновникам автоматически переходит право определ€ть, что в интересах ћосковской патриархии. “о есть сами интересы ћосковской патриархии определ€ютс€ госчиновниками, причем не верхнего, а регионального уровн€.

- » какой чиновник решил, что вам не место в ѕетербурге?

- Ќаша истори€ - это друга€ ситуаци€. —уществует отдел центра «Ё» по борьбе с религиозным экстремизмом, ему надо найти дл€ себ€ работу. ¬аххабитов ловит ‘—Ѕ, надо чем-то себ€ зан€ть. » вот они угадывают тренд, что можно зан€тьс€ приходом –ѕј÷, и ты будешь молодец, ты поддерживаешь государственную политику. ѕри этом духовной специфики они не знают. ќни вер€т, что подлинность мощей определ€етс€ справкой из —анкт-ѕетербургской епархии.

- ј мощи, которыми вы людей в свою церковь завлекаете,  - насто€щие?
- ѕодлинность мощей определ€етс€ традицией. ≈ще можно отследить судьбу мощей, которым 70 лет. “ут  все четко прослеживаетс€. ƒругое дело, когда мощам более 200 лет. Ќапример, мощи —ерафима —аровского. ≈сть мощи, которые уход€т в глубокую древность. Ќапример, св€той ѕантелеимон или »оанн ѕредтеча. «десь мы можем сказать, что есть древн€€ традици€ поклонени€ этим мощам, хот€ они могли прийти от другого св€того, потому что имена путались в средневековье.  роме того, от мощей, когда их выставл€ли, отдел€ли много частей. » они  разошлись по миру.

- „то – пришел человек с ножиком, отрезал кусок мощей?
- ƒа. ќтрезал. » не один раз. ќгромное количество мощей пошло в народ. Ёто  - нормальна€ практика, она дика дл€ современного человека, но так было. —ейчас опасность ошибки заключаетс€ в том, что вместо мощей св€того —ерафима могут оказатьс€ мощи другого св€того, но это – не принципиальна€ ошибка. » если мы под видом —ерафима —аровского поклон€емс€ другому св€тому, то, думаю, оба св€тых нас прост€т, но нас св€тые поймут правильно.

- “о есть человек должен верить вам на слово – что вы ему показываете насто€щие мощи?
- ƒа. “олько так и бывает.

- » что же, их подлинность никак не проверить?
- “о же самое и в ћосковской патриархии. „астица мощей св€того Ќикола€ есть в Ќикольском соборе, спросите у них сертификат. Ќет никакого сертификата на мощи. Ќе бывает.

- —колько у вас прихожан?
- Ќа основных службах причастников бывает 60 – 70 человек. Ќо не все приход€т, из этого € заключаю, что общее количество посто€нных членов прихода – человек 120. ќни все прошли через фильтр отбора.  то-то еще в зарубежной церкви. Ќебольшое количество прин€то из ћѕ. Ќо большинство наших прихожан - это просто люди, пришедшие с улицы. ƒо нашего прихода никакой реальной церковной жизни у них не было. ѕришедшие к нам осознают, что здесь люди более серьезно относ€тс€ к вере. ќни готовы принимать на себ€ дисциплинарные требовани€.

- „то за требовани€?
- “о, что нельз€ причащатьс€ в других церкв€х. ѕон€тно, что есть  и общехристианские требовани€: не прелюбодействовать, соблюдать посты.

- ћожет, у вас секта?
- Ёто ћосковский патриархат говорил, что у нас секта, а теперь они говор€т, что мы обманщики. —екта – это ругательство, это не может быть термином. ¬ плане религиоведческом много раз обсуждалось, что никого нельз€ называть сектой, в плане юридическом тем более. ћожно подать в суд за то, что теб€ называют сектой.

- «ачем вы размещали на улицах рекламу про мощи в вашем храме?
- ћы же должны увеличивать количество прихожан.

- ѕостеры рассчитаны на массы, а вы говорите, что у вас все очень тонко, сложна€ система отбора, что не каждый это осилит.
- Ќизкий  ѕƒ требует массового охвата. ” нас остаетс€ одна дес€та€ процента. Ёто
один на тыс€чу  захожан.

-  то такие захожане?
- «ахожане – это церковный жаргон. ¬се прихожане сначала должны побыть захожанами. Ћюди приход€т, они не готовы резко изменить свою жизнь: причащатьс€, поститьс€. ќни хот€т присмотретьс€, просто помолитьс€. ƒальше они понимают, что хорошо жить с Ѕогом, но надо еще делать так, как Ѕог велит. “о есть стать прихожанами церкви.

- ¬ы пытаетесь переманить к себе прихожан ћосковской патриархии?
- ћѕ в своих храмах, особенно близлежащего района, все эти годы вела пропагандистскую кампанию, поэтому там прихожане знают инструкции от своих св€щенников, что к нам заходить нельз€.

- ј тех, кто был крещен в церкви ћосковского патриархата, должны ка€тьс€, если они к вам придут?

- „асто крещени€ со стороны самого крещаемого совершенно несознательны. ћы не верим, что в силу несознательного крещени€ можно стать членом какой-то организации. ѕоэтому мы таких не воспринимаем как людей ћѕ.  стати, в ћосковском патриархате есть термин «православный по рождению». ћы не верим, что можно быть православным по рождению. ¬ силу этого мы не крестим в нашем храме кого попало. ¬ любом храме пр€мо поток крещений, а мы крестим только тех, кто понимает, или если это – младенец, то тогда его родители понимают.

- ¬ы им говорите, что у вас церковь – это не –ѕ÷?
- ќб€зательно. Ѕолее того, пытаемс€ отговорить. я спрашиваю: «ƒл€ чего нужно крестить?» ¬ большинстве случаев говор€т, чтобы был здоров. я объ€сн€ю, что церковь этому не помогает. ќна помогает жизни вечной. я пытаюсь сказать, чтобы шли к коллегам из ћѕ, вас покрест€т, а у нас будут крестить, только если хотите, чтобы он вырос православным христианином. Ќо, чтобы хотеть это дл€ своего ребенка, вы должны хотеть этого дл€ себ€. ¬ 90 процентов случаев разговор на этом заканчиваетс€: желающие крещени€ уход€т от нас к коллегам из ћѕ.

- ¬ы сами придумали рекламировать мощи в своей церкви с помощью уличной и телерекламы?
- –екламу придумывал не лично €, но это было в интересах нашего прихода. Ќекоторые  люди хотели помочь, но помощь вышла чрезмерной. Ќа мой взгл€д, там было много грубого и неуклюжего.

- Ёто же дорогое удовольствие - повесить постер.
- ¬ интересах нашего прихода это делали люди, которые считали, что они помогают. ќдин дорогой постер, на мой взгл€д, ничего не портил, но и ничего не улучшал, поэтому лучше бы и не висел. ¬ообще, обилие рекламы создало неверное впечатление о характере де€тельности нашего прихода. ѕотому что, когда много рекламы, это воспринимаетс€ как агресси€.

- ѕо-моему, это воспринимаетс€ как то, что ваша церковь – это бизнес-проект.

- ѕоэтому еще до налета центра «Ё» € попросил, чтобы этого больше не было.

- ¬ы считаете, что заманивание в церковь мощами правильно?
- Ёто в церковных традици€х. — точки зрени€ светской и антиклерикальной можно сказать, что заманивание мощами. Ќо дл€ церкви правильно, что существуют св€тыни и паломничество. Ћюди приход€т к мощам, мол€тс€ и получают исцеление. ќ некоторых случа€х мы знаем, потому что люди приходили и рассказывали. Ќапример, женщина 10 лет лечилась от хронической астмы, ничего не помогало. ¬  состо€нии крайнего пессимизма о своем здоровье она пришла в храм помолитьс€ у мощей св€той ≈лизаветы. » у нее тут же сн€лись симптомы, которые были 10 лет.

- ј мощи в ћосковской патриархии ей не помогали?

- Ќе знаю, была ли она у других мощей. ћощи действуют одинаково, если они св€тые. ≈сть, конечно, и подложные мощи. Ќапример, мощи јлександра —вирского – подложные. “ам просто положили мусульманина, умершего в 1930-е годы.

- —колько у вас св€щенников?
-  роме мен€ – 2.

- ѕо телевизору показывали историю с моргом, где отпевали ваши св€щенники. » в сейфе уже утром было обнаружено 20 тыс€ч рублей.  акой оборот у этого предпри€ти€?

- ќни показали сейф канцел€рии морга, где лежат деньги за светские услуги морга, который не имел к нам никакого отношени€, и они это прекрасно знали. ¬о-первых, центр «Ё» зачем-то туда полез, хот€ не имел права, во-вторых, сказали журналистам, будто это – наш сейф. ј там просто часовн€, котора€ принадлежит моргу. “ам за пожертвовани€ совершают отпевани€. “ам может отпевать любой св€щенник. Ёто де-юре, а де-факто там отпевал в основном св€щенник ћѕ. ¬ некоторых случа€х там отпевал один из св€щенников нашего прихода. Ёто дало повод сказать, что кто-то хотел, чтобы отпевала ћѕ, а отпевал ваш св€щенник, и поэтому вы действуете под чужим брендом, и это – мошенничество. Ќо оказалось, что в конкретном случае все было не так. ј в целом -  фактически нас обвин€ют в том, что мы предоставл€ем нелицензированные религиозные услуги. ѕодразумеваетс€, что ћѕ все лицензирует. Ќо эти услуги не лицензируютс€ вообще, и никак не лицензируютс€ ћосковской патриархией.

- Ќо родственники могут быть прихожанами –ѕ÷?
-  ак правило, такие люди отпевают не в морге, а в своих приходах. Ћюди, которые отпевают в морге, исход€т из того, что это дл€ них – удобно и дешево. ѕотому что это – огромна€ экономи€ по сравнению с перегонами автобусов в храм, ожидание и т.д.

- ƒорого стоит отпевание?
- ¬ районе 3000 рублей.

- Ёти деньги как приходуютс€?
- ¬се это идет как пожертвовани€. Ќет кассового аппарата, приходного ордера. Ётого не требуетс€ по закону. “ак и в ћосковской патриархии, и у нас, все одинаково, потому что у нас одинаковые по закону права. ≈сли в храме продаютс€ книги, то с точки зрени€ человека с улицы – это торговл€. Ќо это не торговл€, а пожертвовани€. “о есть тебе называют такую сумму, которую хорошо, чтобы ты дал.

- ≈сли сказать, что на отпевание 3000 рублей нет, а есть только 500 рублей – св€щенник будет совершать обр€д?

- Ёто зависит от св€щенника, но он должен отпевать. ƒальше дело его совести.  роме того, у людей есть такое представление, что если ты не дал денег, то не будет действовать. ≈сли дал мало, то плохо подействует. ѕоэтому, если батюшка не хочет брать, то они прибегают в церковь и суют в кружку.

- «а счет чего живет ваш приход?
- «а счет пожертвований, как все приходы.

- Ёто возможно?
- ¬озможно. ќбычный приход ћѕ, если он не богат, стоит на трех китах (и все это – пожертвовани€) - свечки, записки и крещение. ” нас крещение отпадает, их мало, а те, что есть, – бесплатны. ќстаютс€ свечки и записки. ” нас свечки дороже, чем в ћѕ, – но в итоге в сумме мы за свечки получаем примерно столько же, как и ћѕ.

- —колько у вас стоит свечка?
- ћинимальна€ 10 рублей, но есть и 60 и 100 рублей. Ёто дороже, чем в ћѕ. ” нас така€ политика, что есть бабушки, которым все равно куда ходить. »м важно, чтобы были дешевые свечки. ј поскольку им все равно, то пусть они ход€т к коллегам. ¬ социальном плане им прекрасно помогут коллеги из ћѕ.

-  ака€ разница, в какую из церквей идти православному, – там ему говор€т разные вещи?
- Ќа каком-то уровне одинаковые, потому что если у него проблема - сохранить семью или бросить пить, то, скорее всего, все св€щенники будут говорить примерно одно и то же. ѕросто у нас стараютс€ к таким проблемам внимательнее подходить. ” ћосковской патриархии много приходов – где-то стараютс€, где-то нет. ≈сли бы у нас было больше приходов, то у нас была бы та же проблема. “о есть если человек на уровне церкви хочет решить свои реальные проблемы, то церковь ему поможет. Ёто социальна€ нагрузка храма любой конфессии. » разницы не будет.
Ќо если в храм придет человек с более выраженными религиозными интересами, то тут разница будет. —танов€сь нашими прихожанами, люди не могут причащатьс€ в храмах ћосковской патриархии. Ёто запрещает церковна€ дисциплина. ¬ ћѕ аналогична€ норма действует по отношению к нам. ћы об€заны это сказать человеку перед причастием.

- “о есть вы не за экуменизм - не за всемирное христианское единение?
- ћы экуменизм считаем ересью.

- Ќо вы же только что излагали идеи объединени€ церквей.
- ќбъединени€ всех единоверцев, а не разноверов. –усска€ церковь раздробилась на три части в 1920-е годы. ќдна часть – та, что осталась в ———–, называетс€ с 1943 года ћосковской патриархией. ¬тора€ часть ушла в подполье –  атакомбна€ церковь. “реть€ часть - зарубежна€ церковь, разорвала общение с ћосковской патриархией. ¬ середине ’’ века все оказались перед необходимостью определитьс€ по отношению к экуменизму. ћѕ сначала  сказала резкое «нет», потом резкое «да» в 1961 году. «арубежна€ и катакомбна€ церкви сказали резкое «нет».
Ќаше главное различие с ћѕ – это  непри€тие экуменизма. Ёто единственное догматическое различие. ћы считаем, что православие должно быть православным, нельз€ выдумывать такие вещи, от которых св€тые отцы любых веков отшатнулись бы в ужасе. ј эти говор€т, что можно.

- “о есть экуменизм шагает по планете, а вы топаете в другую сторону?
- Ёкуменизм шагает по планете, он все заливает и всюду торжествует. ¬ том числе и в ћосковском патриархате. Ќо в мире есть отщепенцы, которые не хот€т, – это мы.

- ѕочему православным нельз€ сблизитьс€ с католиками?
- ѕотому что православна€ вера имеет какое-то содержание. ≈сли кто-то мен€ет содержание веры, то у него – друга€ вера. ¬ юности мне больше нравилось католичество, чем православие, но и тогда € понимал, что эстетические пристрасти€ – это не повод дл€ религиозного выбора. я стал разбиратьс€ и познакомилс€ с работами √ригори€ ѕаламы, которому € поверил абсолютно и до сих пор верю. ќн объ€сн€ет, в чем состоит православие и почему католичество с этим несовместимо.
»менно отклонением в вере патриарх  ирилл и его помощники потер€ли дл€ нас преемство с апостолами, хот€ в смысле физического преемства – хиротонии, у них все есть. Ќо это есть и у католиков, и у англикан. Ёто не делает их православными.

- ј кто такие православные?

- ѕравославные – это те, кто имеет единство веры с апостолами.

—лухи

¬ интернете о ¬адиме Ћурье – масса сведений, в том числе не слишком комплиментарных слухов. ≈сли их суммировать получитс€ вот что: ¬адим Ћурье (после крещени€ - ¬асилий, в монашестве – √ригорий) родилс€ в 1962 году. — 80-х годов обитал в «—айгоне». —читалс€ поэтом, однако первый его сборник « ущи» так и осталс€ единственным. ¬ стихах, в частности,  воспевал минет. ¬ 1980-х Ћурье учитс€ на химическом факультете Ћ√”, считаетс€ блест€щим химиком, способным синтезировать любой наркотик. якобы причастен к открытию способа «снимать ломки» с помощью выпаренного ацетона. ¬ 1986 - 1987 годах входит в группу «—пасение», пишет манифест в защиту культуры. «атем поступает в семинарию, женитс€. ¬ 1994 году разводитс€ и переходит в –усскую православную автономную церковь. ѕозже —ћ» писали о его причастности к «клубу самоубийств».
¬се слухи мы переадресовали ¬адиму Ћурье:

- Ќе на пустом же месте по€вились разговоры о том, что вы синтезировали наркотики и реализовывали их в одном из ленинградских кафе?
- ќба эти пункта из «мемуаров» (абсолютно выдуманных) јндре€ —мирнова, называющего себ€ «графом фон —иверсом» и «епископом √отским». я его ни разу в жизни не видел. ќн там еще вспоминает, как разбивал мне очки (которых у мен€ в жизни не было). Ёто был у него такой цикл в ∆∆, там про трех человек, относительно известных, «воспоминани€» - но вранье от начала до конца. ¬ качестве химика, пока € увлекалс€ этим делом (в школьные годы), € никогда наркотиками не занималс€, а позже и тем более. » даже с наркоманами никогда систематически не работал (хот€ среди прихожан было несколько человек с такими проблемами). ј про способ «снимать ломки» с помощью выпаренного ацетона € впервые слышу.  ак химик, подозреваю, что «выпаренный ацетон» - это отсутствующий ацетон, или «место, где когда-то был ацетон».

- ¬ молодости хотели стать поэтом, воспевали минет, изучали анекдоты о поручике –жевском. ¬се так?

- ѕоэтом €, можно сказать, не «хотел стать», а был - хот€ и недолго. —борник « ущи» существовал на самом деле, и он был пародийным. “ам в одном стихотворении обыгрывалось интересующее вас слово. ћне тогда было 18 или 19 лет, и особого вли€ни€ на мои дальнейшие интересы это не оказало. ј про анекдоты о поручике –жевском - сплетни. Ќикогда не изучал и даже не интересовалс€.

- ¬ас обвин€ли в создании клуба самоубийц.
- “о, что € создавал клуб самоубийц, - это абсурд. ≈сли бы создавал, то какую-то ответственность должен был понести. √овор€т, что по этому поводу против мен€ были возбуждены уголовные дела – но это передергивание.

- ј что было?
- ” мен€ была программа помощи дл€ суицидально настроенных подростков. ≈сли ты человеку помог и он избавилс€ от суицидального поведени€, то он не будет рассказывать всем об этом. ј если кто-то убилс€, то про него будут рассказывать. ” мен€ было 4 случа€. Ћюди, которыми € близко занималс€, все-таки совершили самоубийство. ѕроходили проверки, пон€ли, что доведени€ до самоубийства не было, и на этом все закончилось.

- √овор€т, вы в своих работах доказывали, что самоубийство -  не есть грех.
- »звращение абсолютное. «адача избежать любого греха заключаетс€ в том, чтобы вернуть соответствующим силам души их естественное направление. я этот принцип примен€л и к самоубийству. —амоубийство - это ложное понимание отречени€ от мира.  ј то, что в этом заложено движение души, оно само по себе естественное и правильное. “олько самоубийство возникает вследствие его извращени€.

комментарии

«” нас есть предположение, что мощи ненасто€щие»

јлександр –ј¬»Ќ, зам. начальника отдела управлени€ по противодействию религиозному экстремизму ÷ентра «Ё» (из интервью радио «—вобода»):

- Ќа каком этапе сейчас находитс€ следствие?
- «адержанных нет, обвинение пока никому не предъ€влено. ¬ рамках уголовного дела проводилось следственное меропри€тие.

- ѕо какой статье заведено уголовное дело?
- «ћошенничество», стать€ 159 ”  –‘.

- ¬ чем заключалось мошенничество?
- Ќеустановленные лица, представл€€сь сотрудниками –ѕ÷ ћосковского патриархата, проводили службы по отпеванию усопших и собирали за это деньги. ‘актически они не €вл€ютс€ св€щенниками –ѕ÷ ћѕ.

-  то входит в число подозреваемых лиц?

- ѕредположительно это один из руководителей прихода храма —в€той ≈лисаветы, господин Ћурье. ѕредположительно! Ќикому обвинений не предъ€влено. —ледственные действи€ € комментировать, к сожалению, не могу.

- ѕроход€т ли в качестве вещественных доказательств по делу предположительно поддельные мощи?

- ” нас есть предположение, что эти мощи ненасто€щие. ѕредставители –ѕ÷ дали нам комментарии, что они ненасто€щие. ” нас есть сведени€, что никакие мощи руководству данного прихода не выдавались. ј то, что деньги за них берутс€, сами руководители прихода не отрицают. ќни сообщают, что эти мощи дали им какие-то монахи с јфона. Ќо по мощам пока никакого обвинени€ не выдвигаетс€.

- “о есть обвинение выдвигаетс€ только по проведению служб поддельными св€щенниками?
- ѕока – да, только по проведению служб в часовне.

«÷ентру «Ё» надо оправдывать свое существование»

јлександр ћ”—»Ќ, доктор исторических наук, кандидат богослови€:

- Ќе думаю, что в истории с обысками в приходе –ѕј÷ был конкретный заказ из епархии –ѕ÷. ѕросто религиозный отдел центра «Ё» должен оправдывать свое существование. ј этот приход – они чужие, иные, их можно трогать. Ѕыл и еще один мотив. ѕочти в это врем€ прошли обыски в исламских организаци€х. » надо было уравновесить резонанс от обысков у мусульман. ¬от и нашли православных, за которых не вступитс€ патриархи€.

 онечно,  мен€ тоже раздражали рекламные постеры про мощи. ѕравда, и –ѕ÷ действует также, только в ее распор€жении не постеры, а всероссийские —ћ». —тоит упом€нуть долгое «паломничество» по стране св. вмч. √еорги€ в августе 2005 г., прпмч. ≈лисаветы ‘еодоровны летом 2004 г., вмч. ѕантелеймона в 2004 г. и св. ап. јндре€ летом 2003 г, в 2006-м была десна€ рука »оанна ѕредтечи.  » оп€ть же – никаких документов о подлинности, кроме долгой традиции. ¬ католической церкви с этим накололись еще в XII веке, и там кажда€ частица мощей с этого времени содержит надпись и запечатана особой церковной печатью.

ј у нас есть истори€ со лжемощами јлександра —вирского. ¬ 1998  г. новозначенный насто€тель —вирского монастыр€ теперь уже архимандрит Ћукаин ( уценко) получил из анатомического музе€ ¬оенно-медицинской академии тело начала ’’ века и выдал его за мощи јлександра —вирского. Ёто был €вный подлог, но и митрополии ¬ладимир ( отл€ров) и патриарх јлексий (–идигер) его одобрили. Ќасто€щие мощи были уничтожены „  в 1919 году.

—осто€ние этого тела противоречит описанию мощей, сделанном в 1918 г. ” этого тела обрезаны гениталии, что противоречии православной традиции. Ёто тело новое, оно не имеет никакого отношени€ к средневековью. —редневековые тела так не выгл€д€т. јлександр —вирский умер в 1533-м, а его мощи были открыты в 1644 г. ќбо всем этом € писал в своей книге «¬опиющие камни».

» после этого никакой центр «Ё» не провер€ет —вирский монастырь – потому что за это можно и по шапке получить - и от начальства, и от патриархии.
Ќесмотр€ на все проблемы в жизни –ѕ÷, которые € вижу, € остаюсь в этой церкви. Ќо € не знаю закона, который Ћурье нарушил, поэтому его община должна иметь право на существование. я понимаю позицию Ћурье, хот€ она дл€ мен€ не приемлема.  Ќо € считаю, что противосто€ть ей с помощью полицейских мер – недопустимо дл€ современной –оссии. «а державу обидно.

≈ще один момент. ¬адима Ћурье, в крещении ¬асили€, в монашестве √ригори€, € знаю более 20 лет как крупного историка церкви, специалиста в восточных €зыках. —пециалиста с именем, которого знают и в ќксфорде, и в ѕариже.  я, как исследователь, не во всем согласен с методом, с которым Ћурье подходит к истории. ћне кажетс€, что в р€де случаев он упрощает сложную ткань церковной жизни в прошлом. ќн сам весь такой, у него есть только черное и белое. ќтсюда его проблемы, которые он посто€нно претерпевает.

Ќо нужно сказать, что именно он создал или возродил два интересных научных журнала «’ристианский ¬осток» и «—криниум», которые с удовольствием читают во всем научном мире. ѕовсюду Ћурье приглашали на научные конференции. » вот когда пришли к нему беды, те, кто охотно слушал и обсуждал его исследовани€, вдруг отказали ему в былом признании. ≈го будущие доклады были сн€ты с заседаний в »нституте истории, а директор крупного петербургского музе€, издающий ныне «’ристианский ¬осток», решает исключить его из редакционной коллегии. ¬се это похоже на ситуацию 1930-х гг., когда с репрессированным и его близкими переставали общатьс€ соседи и коллеги по работе. » € думаю, что люди, которые сегодн€ поступили также, еще могут исправить ситуацию, они дл€ этого достаточно мудры и пор€дочны, поскольку иначе им будет очень стыдно за то, что они сделали.                

—ергей ЅјЋ”≈¬



Загрузка...

ћедицинские центры и клиники, где можно сделать ћ–“ в  иеве