16+

Новости партнёров

Lentainform

Можно ли из ЦПКиО сделать парк тоталитарного периода?

20/05/2010

Можно ли из ЦПКиО сделать парк тоталитарного периода?

Исполнилось 75 лет хранящейся в ЦПКиО им. Кирова скульптуре «Дискобол» работы Матвея Манизера. Бронзовые скульптуры спортивной тематики стояли на центральной аллее ленинградского ЦПКиО и в 1930-е годы, и в 1990-е. Среди них тоталитарной мощью выделялся «Дискобол» - сурового вида мужчина высотой 245 сантиметров с метательным снарядом в поднятых и отведенных назад мускулистых руках. Но посмотреть на него сейчас непросто.


                 Парк тоталитарного периода

От эпохи 1930-х годов сохранилось очень мало парковой скульптуры – главным образом потому, что она была сделана из гипса или бетона. Но бронзовые статуи ленинградского ЦПКиО работы Матвея Манизера (1891 – 1966) и его жены Елены Янсон-Манизер (1890 – 1971) оказались исключениями. Не знаю, сохранились ли они в московском ЦПКиО им. М. Горького (отливки некоторых статуй их работы, в частности, «Дискобол», стояли в двух ЦПКиО сразу), но в ленинградском ЦПКиО им. С. М. Кирова они сохранились и сегодня находятся в целости и сохранности, хотя и не без трещин. Теперь это вещи уникальные.

Среди этих уникальных объектов «Дискобол» Манизера выделяется по трем причинам. Во-первых, это самая ранняя по времени создания скульптура парка, созданная еще до его открытия. Во-вторых, концептуально она самая глубокая. В-третьих, это объект, являющийся наиболее ценным в эстетическом отношении. 

Парк 1930-х годов – это сложный феномен тоталитарной эпохи, который выполнял сразу несколько функций: от просветительской (визуализация мифа о новом быте и новом человеке) до сексуально-суггестивной. Скульптуры парка побуждали организм генерировать сексуальную энергию, которая должна затем приводить к усиленному детозачатию и расходоваться как энергия трудовая. Это была целая концепция, восходящая к Фурье и развитая Фрейдом, она исходила из представления о человеке как «емкости с энергией», которая либо целесообразно переходит в социальное пространство, либо отнимается на бесполезные для общества нужды, что допустить в общем-то можно, но лишь в определенных партией пределах.

Косвенно о наличии таких концепций можно судить по пародии Сигизмунда Кржижановского «Желтый уголь» (1939). В этом рассказе профессор Лекр предложил устройства, позволяющие улавливать и аккумулировать энергию человеческой злобы. Вначале стараются эту злобу провоцировать, но потом понимают, что в этом необходимости нет. «Дрожи ненавистей, ознобы злоб, скрежеты гнева, нырнув в провода, трансформировались в стальные визги пил, вибрацию поршней…» Надо только строить злобоприемники.

«Дискобол» характерен именно тем, что является средоточием всех этих идей и значений. Вообще фигура дискобола – одна из самых популярных в 1930-е годы, не случайно и сценарий Юрия Олеши «Строгий юноша» (1934) в набросках назывался «Дискобол». В парках культуры и отдыха стояли «дискоболы» Д. Шварца, а также копии античной работы Мирона, были и «дискоболки» и «дискометательницы» (того же Шварца, а также Янсон-Манизер). Однако именно работа Манизера стала наиболее откровенным воплощением  концепции парка.

                 Гигант в трусах

Создание парка относится к 1932 – 1934 годам, а «Дискобол» появился в 1927 г. Историю рождения описал сам скульптор в книге 1940 года: «В 1926 году совместно со скульпторами Е. А. Янсон-Манизер и Т. С. Кирпичниковой я выполнил серию скульптурных работ на физкультурные темы... Эти сравнительно небольшие вещи впоследствии получили распространение в бронзовых и цинковых отливках завода «Красный Выборжец», предназначенных для призов. Одна из этих фигурок, попав в Харьков, послужила поводом к заказу большой фигуры «Дискобол», которую я выполнил в 1927 году. Бронзовые отливки ее находятся в Харькове и в Парках Культуры и Отдыха в Ленинграде и в Москве».

В 1935 г. большая фигура высотой 245 см была отлита в двух экземплярах и поставлена сначала в московском ЦПКиО им. М. Горького, а спустя год – в ЦПКиО им. С. М. Кирова в Ленинграде. В Ленинграде гонорар Манизера составил 2000 руб. (согласно балансовому отчету ЦПКиО им. С. М. Кирова за 1936 г.).

Мускулистый гигант изображен в трусах, что позволило скульптору сделать акцент на напрягшихся гениталиях. Статуя Манизера – единственное советское скульптурное произведение, в котором сделан подобный акцент.

Естественно сравнить работу Манизера с античной статуей работы Мирона (ок. 450 г. до н. э.). Юноша у Мирона запечатлен в момент, когда он готовит диск к броску. Его «Дискобол» изящен и лишен агрессивности, своим броском он никому не угрожает. Физическое усилие и волевое напряжение слились воедино, являя собой пример идеальной гармонии тела и духа.

У Манизера тот же сюжет предстает зловещим: от его «Дискобола» исходит угроза, его спортсмен старше, трусы, надетые на метателя, ликвидировали ореол беззащитности, мотив любования красотой юноши, его естественностью. Мускулы вздулись. Замах сделан нетрадиционным: рука отведена не назад, за спину, а наверх, причем диск мужчина держит двумя руками, словно топор. Благодаря этому все тело выгнулось большой дугой, образовав, если смотреть в профиль, тетиву гигантского лука. Лук натянут, его энергия в любой момент может быть превращена в бросок.

Получилась манифестация силы, устрашающей советской мощи. Одновременно трансформация образа первобытного дикаря. Как замечал философ Георгий Федотов в 1938 году, «технический и спортивный дикарь нашего времени – продукт распада очень старых культур и в то же время приобщения к цивилизации новых варваров».

Художник Алексей Смирнов в воспоминаниях отметил: «Отец Манизера был немецким академистом, и сам Матвей Генрихович заполнил своими идолами всю Россию и станцию московского метро «Площадь революции». Лепил он с женой и тоже любил, как Герасимов, все делать сам, не доверяя ученикам. Свое дело он знал хорошо, но был скульптурный комфашист…». Действительно, «Дискобол» Манизера очень близок стилистически к работам Арно Брекера и Йозефа Торака, к нацистской скульптуре, создававшей визуальный миф о сверхчеловеке. Кстати, не случайно же считается, что одним из лучших художников в мире Б. Муссолини считал А. Дейнеку.

Манерность позы манизеровского «Дискобола» полностью вытеснила спортивный натурализм. Этот сверхчеловек еще и позер. В сущности, работа Манизера – не пленэрная скульптура, а концептуальный памятник, символизирующий сущность советского тоталитаризма. В этом качестве я его и люблю.

                 Бросок – удар

«Дискобол» входит в большую группу скульптур спортивной тематики, в которой наибольший удельный вес имеют статуи метателей диска, теннисистов, баскетболистов и волейболистов с мячами. Все эти статуи объединяет понятие броска-удара, которое внедряла советская монументальная пропаганда.

В роскошно изданном в 1938 году пропагандистском альбоме «Красная армия» текст К. Левина недвусмысленно указывал направление этого удара: ««Западные» знали, что им готовится удар, но они не могли знать всей силы и характера этого удара».

Ключевое слово тридцатых – «вперед», бросок СССР в Европу (см. широко известную концепцию В. Суворова, поддержанную впоследствии в работах М. Солонина). Это же понятие внедряли «Прыжок в воду» Р. Иодко, «Старт» В. Валева и многие другие скульптуры, которые своими жестами манифестировали завоевание пространства.
В контексте культуры 1930-х годов во всем этом материале видится агрессивный ответ на германский «Drang nach Osten» – «Drang nach Westen». Кстати, на Всемирной выставке 1937 года в Париже французы расположили павильоны СССР и Германии прямо друг против друга. Как вспоминал А. Шпеер, архитектор германского здания, он случайно подсмотрел в Париже проект советского павильона. «Фигуры десятиметровой высоты торжественно шагали с высокого постамента прямо на немецкий павильон. После этого я набросал расчлененный тяжелыми колоннами монументальный куб, который как бы преграждал им путь». Порывистым молодым персонажам Мухиной противостояло семиметровое «Товарищество» Йозефа Торака с двумя обнаженными угрюмыми мужиками средних лет и орел со свастикой в когтях.

Установку статуи  работы Манизера в московском  ЦПКиО именно осенью 1935 г. можно связать с ожиданием войны летом 1935 г. Как писал У. Лакер, «в Москве весной 1935 г. много говорили о войне». Именно на 1935 год пришелся призыв Тухачевского «к срочному и радикальному усилению РККА», который был подкреплен одновременным выступлением командующего войсками Белорусского военного округа Уборевича с предложением «О новом плане войны на Западе».

Декоративно-монументальное искусство тоталитарного общества всегда находилось на переднем крае, «Дискобол» (и Манизера, и Мирона) был пластической метафорой планов Тухачевского и Уборевича.

Что сделать из ЦПКиО

В 1987 году центральная аллея ЦПКиО длиной 1250 метров была реконструирована на период планировки К. Росси. Бронзовые скульптуры советского периода сначала перенесли, а в 1996 году убрали во двор Кухонного корпуса, потому что одни пытались украсть, а одну начали пилить.

Сейчас скульптуры в безопасности (посмотреть их можно, только договорившись с руководством парка), хотя нуждаются в реставрации. Речь идет о «Дискоболе» Манизера, а также о двух работах Янсон-Манизер – «Дискометательнице» (1934) и «Гимнастке на буме» (1937). Кстати, как сообщил мне реставратор А. Веденеев, моделью для этой гимнастки послужила сестра певицы Галины Вишневской Татьяна Иванова (проверить эту информацию пока не удалось, может быть, это и легенда).

Рядом во дворе Кухонного корпуса стоит двухфигурная композиция Павла Якимовича (1920 – 2009) «Мы новый мир построим», созданная в 1959 г. к всесоюзной выставке «Советская Россия» (фамилию скульптора по надписи на плинте после расчистки определила хранитель С. Шмидт). Она изображает рабочего и крестьянина. Стояла композиция на ступенчатом постаменте возле 2-го Елагина моста, рядом с могилой слона. Постамент сохранился, а скульптуру убрали, потому что от сборщиков цветмета уже пострадали серп в руке крестьянина и молот в руке рабочего. Еще в ЦПКиО была статуя «Танцовщица» («Галина Уланова») (1935) работы Янсон-Манизер, но она после реставрации была установлена во дворе Хореографического училища им. Вагановой, хотя продолжает оставаться на балансе Елагиноостровского дворца-музея, входящего в состав ЦПКиО.

В 2008 г. подготовлена смета на реставрацию, теперь хранители скульптур ждут финансирования от Комитета по культуре. Реставрация трещин и других дефектов намечена на 2012 год, после чего скульптуры можно демонстрировать в том же дворе Кухонного корпуса.

В планах также создание ретрозоны советского периода (КГИОП принципиально согласен с этой идеей), проект еще не готов. Тогда сюда надо будет вернуть и «Галину Уланову», чтобы восстановить целостность глиптотеки советского ЦПКиО.

Кстати, помимо бронзовых статуй в ЦПКиО в 1930-е годы стояли многочисленные бетонные и гипсовые, в частности, «Девушка с веслом» Р. Иодко (1936) на берегу пруда, наверняка и «Прыжок в воду» того же Иодко, возможно, эти статуи были и в послевоенные годы. А в 1950-е – 1960-е гг. на центральной аллее был, например, установлен Гулливер высотой около 7 м (Свифт: «Император пожелал, чтобы я встал как Колосс, раздвинув ноги как можно шире»), между ногами которого все проходили (см. фото с сайта http://eugene-eu.livejournal.com). Создание советской ретрозоны в парке на Елагином острове без бетонных скульптур, полный состав которых неизвестен (по материалам фонда ЦПКиО в ЦГАЛИ СПб его не восстановить, там списка статуй нет), или без Гулливера практически невозможно, но если все это проделать, то тогда от «парка Росси» ничего не останется. Между прочим, в путеводителе В. И. Маркова «Кировские острова» (1956) указано, что у главного входа в парк было небольшое здание с макетом «Новостройки шестой пятилетки», и без этого тоже трудно передать своеобразие советского ретро.

Советский стиль тоталитарного периода был очень цельным, тотальным и агрессивным, и его невозможно восстанавливать «уголками», «кусочками», это бессмысленно. Тут уже нужно будет занимать все 94 га Елагина острова и музеефицировать их, предварительно выбрав год или десятилетие, на которые производить реконструкцию, но вряд ли это теперь кому-то нужно.

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве