16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

ћожно ли из ÷ѕ иќ сделать парк тоталитарного периода?

20/05/2010

»сполнилось 75 лет хран€щейс€ в ÷ѕ иќ им.  ирова скульптуре Ђƒискоболї работы ћатве€ ћанизера. Ѕронзовые скульптуры спортивной тематики сто€ли на центральной аллее ленинградского ÷ѕ иќ и в 1930-е годы, и в 1990-е. —реди них тоталитарной мощью выдел€лс€ Ђƒискоболї - сурового вида мужчина высотой 245 сантиметров с метательным снар€дом в подн€тых и отведенных назад мускулистых руках. Ќо посмотреть на него сейчас непросто.


                 ѕарк тоталитарного периода

ќт эпохи 1930-х годов сохранилось очень мало парковой скульптуры – главным образом потому, что она была сделана из гипса или бетона. Ќо бронзовые статуи ленинградского ÷ѕ иќ работы ћатве€ ћанизера (1891 – 1966) и его жены ≈лены янсон-ћанизер (1890 – 1971) оказались исключени€ми. Ќе знаю, сохранились ли они в московском ÷ѕ иќ им. ћ. √орького (отливки некоторых статуй их работы, в частности, «ƒискобол», сто€ли в двух ÷ѕ иќ сразу), но в ленинградском ÷ѕ иќ им. —. ћ.  ирова они сохранились и сегодн€ наход€тс€ в целости и сохранности, хот€ и не без трещин. “еперь это вещи уникальные.

—реди этих уникальных объектов «ƒискобол» ћанизера выдел€етс€ по трем причинам. ¬о-первых, это сама€ ранн€€ по времени создани€ скульптура парка, созданна€ еще до его открыти€. ¬о-вторых, концептуально она сама€ глубока€. ¬-третьих, это объект, €вл€ющийс€ наиболее ценным в эстетическом отношении. 

ѕарк 1930-х годов – это сложный феномен тоталитарной эпохи, который выполн€л сразу несколько функций: от просветительской (визуализаци€ мифа о новом быте и новом человеке) до сексуально-суггестивной. —кульптуры парка побуждали организм генерировать сексуальную энергию, котора€ должна затем приводить к усиленному детозачатию и расходоватьс€ как энерги€ трудова€. Ёто была цела€ концепци€, восход€ща€ к ‘урье и развита€ ‘рейдом, она исходила из представлени€ о человеке как «емкости с энергией», котора€ либо целесообразно переходит в социальное пространство, либо отнимаетс€ на бесполезные дл€ общества нужды, что допустить в общем-то можно, но лишь в определенных партией пределах.

 освенно о наличии таких концепций можно судить по пародии —игизмунда  ржижановского «∆елтый уголь» (1939). ¬ этом рассказе профессор Ћекр предложил устройства, позвол€ющие улавливать и аккумулировать энергию человеческой злобы. ¬начале стараютс€ эту злобу провоцировать, но потом понимают, что в этом необходимости нет. «ƒрожи ненавистей, ознобы злоб, скрежеты гнева, нырнув в провода, трансформировались в стальные визги пил, вибрацию поршней…» Ќадо только строить злобоприемники.

«ƒискобол» характерен именно тем, что €вл€етс€ средоточием всех этих идей и значений. ¬ообще фигура дискобола – одна из самых попул€рных в 1930-е годы, не случайно и сценарий ёри€ ќлеши «—трогий юноша» (1934) в набросках называлс€ «ƒискобол». ¬ парках культуры и отдыха сто€ли «дискоболы» ƒ. Ўварца, а также копии античной работы ћирона, были и «дискоболки» и «дискометательницы» (того же Ўварца, а также янсон-ћанизер). ќднако именно работа ћанизера стала наиболее откровенным воплощением  концепции парка.

                 √игант в трусах

—оздание парка относитс€ к 1932 – 1934 годам, а «ƒискобол» по€вилс€ в 1927 г. »сторию рождени€ описал сам скульптор в книге 1940 года: «¬ 1926 году совместно со скульпторами ≈. ј. янсон-ћанизер и “. —.  ирпичниковой € выполнил серию скульптурных работ на физкультурные темы... Ёти сравнительно небольшие вещи впоследствии получили распространение в бронзовых и цинковых отливках завода “ расный ¬ыборжец”, предназначенных дл€ призов. ќдна из этих фигурок, попав в ’арьков, послужила поводом к заказу большой фигуры “ƒискобол”, которую € выполнил в 1927 году. Ѕронзовые отливки ее наход€тс€ в ’арькове и в ѕарках  ультуры и ќтдыха в Ћенинграде и в ћоскве».

¬ 1935 г. больша€ фигура высотой 245 см была отлита в двух экземпл€рах и поставлена сначала в московском ÷ѕ иќ им. ћ. √орького, а спуст€ год – в ÷ѕ иќ им. —. ћ.  ирова в Ћенинграде. ¬ Ћенинграде гонорар ћанизера составил 2000 руб. (согласно балансовому отчету ÷ѕ иќ им. —. ћ.  ирова за 1936 г.).

ћускулистый гигант изображен в трусах, что позволило скульптору сделать акцент на напр€гшихс€ генитали€х. —тату€ ћанизера – единственное советское скульптурное произведение, в котором сделан подобный акцент.

≈стественно сравнить работу ћанизера с античной статуей работы ћирона (ок. 450 г. до н. э.). ёноша у ћирона запечатлен в момент, когда он готовит диск к броску. ≈го «ƒискобол» из€щен и лишен агрессивности, своим броском он никому не угрожает. ‘изическое усилие и волевое напр€жение слились воедино, €вл€€ собой пример идеальной гармонии тела и духа.

” ћанизера тот же сюжет предстает зловещим: от его «ƒискобола» исходит угроза, его спортсмен старше, трусы, надетые на метател€, ликвидировали ореол беззащитности, мотив любовани€ красотой юноши, его естественностью. ћускулы вздулись. «амах сделан нетрадиционным: рука отведена не назад, за спину, а наверх, причем диск мужчина держит двум€ руками, словно топор. Ѕлагодар€ этому все тело выгнулось большой дугой, образовав, если смотреть в профиль, тетиву гигантского лука. Ћук нат€нут, его энерги€ в любой момент может быть превращена в бросок.

ѕолучилась манифестаци€ силы, устрашающей советской мощи. ќдновременно трансформаци€ образа первобытного дикар€.  ак замечал философ √еоргий ‘едотов в 1938 году, «технический и спортивный дикарь нашего времени - продукт распада очень старых культур и в то же врем€ приобщени€ к цивилизации новых варваров».

’удожник јлексей —мирнов в воспоминани€х отметил: «ќтец ћанизера был немецким академистом, и сам ћатвей √енрихович заполнил своими идолами всю –оссию и станцию московского метро “ѕлощадь революции”. Ћепил он с женой и тоже любил, как √ерасимов, все делать сам, не довер€€ ученикам. —вое дело он знал хорошо, но был скульптурный комфашист…». ƒействительно, «ƒискобол» ћанизера очень близок стилистически к работам јрно Ѕрекера и …озефа “орака, к нацистской скульптуре, создававшей визуальный миф о сверхчеловеке.  стати, не случайно же считаетс€, что одним из лучших художников в мире Ѕ. ћуссолини считал ј. ƒейнеку.

ћанерность позы манизеровского «ƒискобола» полностью вытеснила спортивный натурализм. Ётот сверхчеловек еще и позер. ¬ сущности, работа ћанизера – не пленэрна€ скульптура, а концептуальный пам€тник, символизирующий сущность советского тоталитаризма. ¬ этом качестве € его и люблю.

                 Ѕросок – удар

«ƒискобол» входит в большую группу скульптур спортивной тематики, в которой наибольший удельный вес имеют статуи метателей диска, теннисистов, баскетболистов и волейболистов с м€чами. ¬се эти статуи объедин€ет пон€тие броска-удара, которое внедр€ла советска€ монументальна€ пропаганда.

¬ роскошно изданном в 1938 году пропагандистском альбоме « расна€ арми€» текст  . Ћевина недвусмысленно указывал направление этого удара: «“«ападные” знали, что им готовитс€ удар, но они не могли знать всей силы и характера этого удара».

 лючевое слово тридцатых – «вперед», бросок ———– в ≈вропу (см. широко известную концепцию ¬. —уворова, поддержанную впоследствии в работах ћ. —олонина). Ёто же пон€тие внедр€ли «ѕрыжок в воду» –. »одко, «—тарт» ¬. ¬алева и многие другие скульптуры, которые своими жестами манифестировали завоевание пространства.
¬ контексте культуры 1930-х годов во всем этом материале видитс€ агрессивный ответ на германский «Drang nach Osten» – «Drang nach Westen».  стати, на ¬семирной выставке 1937 года в ѕариже французы расположили павильоны ———– и √ермании пр€мо друг против друга.  ак вспоминал ј. Ўпеер, архитектор германского здани€, он случайно подсмотрел в ѕариже проект советского павильона. «‘игуры дес€тиметровой высоты торжественно шагали с высокого постамента пр€мо на немецкий павильон. ѕосле этого € набросал расчлененный т€желыми колоннами монументальный куб, который как бы преграждал им путь». ѕорывистым молодым персонажам ћухиной противосто€ло семиметровое «“оварищество» …озефа “орака с двум€ обнаженными угрюмыми мужиками средних лет и орел со свастикой в когт€х.

”становку статуи  работы ћанизера в московском  ÷ѕ иќ именно осенью 1935 г. можно св€зать с ожиданием войны летом 1935 г.  ак писал ”. Ћакер, «в ћоскве весной 1935 г. много говорили о войне». »менно на 1935 год пришелс€ призыв “ухачевского «к срочному и радикальному усилению –  ј», который был подкреплен одновременным выступлением командующего войсками Ѕелорусского военного округа ”боревича с предложением «ќ новом плане войны на «ападе».

ƒекоративно-монументальное искусство тоталитарного общества всегда находилось на переднем крае, «ƒискобол» (и ћанизера, и ћирона) был пластической метафорой планов “ухачевского и ”боревича.

„то сделать из ÷ѕ иќ

¬ 1987 году центральна€ алле€ ÷ѕ иќ длиной 1250 метров была реконструирована на период планировки  . –осси. Ѕронзовые скульптуры советского периода сначала перенесли, а в 1996 году убрали во двор  ухонного корпуса, потому что одни пытались украсть, а одну начали пилить.

—ейчас скульптуры в безопасности (посмотреть их можно, только договорившись с руководством парка), хот€ нуждаютс€ в реставрации. –ечь идет о «ƒискоболе» ћанизера, а также о двух работах янсон-ћанизер – «ƒискометательнице» (1934) и «√имнастке на буме» (1937).  стати, как сообщил мне реставратор ј. ¬еденеев, моделью дл€ этой гимнастки послужила сестра певицы √алины ¬ишневской “ать€на »ванова (проверить эту информацию пока не удалось, может быть, это и легенда).

–€дом во дворе  ухонного корпуса стоит двухфигурна€ композици€ ѕавла якимовича (1920 – 2009) «ћы новый мир построим», созданна€ в 1959 г. к всесоюзной выставке «—оветска€ –осси€» (фамилию скульптора по надписи на плинте после расчистки определила хранитель —. Ўмидт). ќна изображает рабочего и кресть€нина. —то€ла композици€ на ступенчатом постаменте возле 2-го ≈лагина моста, р€дом с могилой слона. ѕостамент сохранилс€, а скульптуру убрали, потому что от сборщиков цветмета уже пострадали серп в руке кресть€нина и молот в руке рабочего. ≈ще в ÷ѕ иќ была стату€ «“анцовщица» («√алина ”ланова») (1935) работы янсон-ћанизер, но она после реставрации была установлена во дворе ’ореографического училища им. ¬агановой, хот€ продолжает оставатьс€ на балансе ≈лагиноостровского дворца-музе€, вход€щего в состав ÷ѕ иќ.

¬ 2008 г. подготовлена смета на реставрацию, теперь хранители скульптур ждут финансировани€ от  омитета по культуре. –еставраци€ трещин и других дефектов намечена на 2012 год, после чего скульптуры можно демонстрировать в том же дворе  ухонного корпуса.

¬ планах также создание ретрозоны советского периода ( √»ќѕ принципиально согласен с этой идеей), проект еще не готов. “огда сюда надо будет вернуть и «√алину ”ланову», чтобы восстановить целостность глиптотеки советского ÷ѕ иќ.

 стати, помимо бронзовых статуй в ÷ѕ иќ в 1930-е годы сто€ли многочисленные бетонные и гипсовые, в частности, «ƒевушка с веслом» –. »одко (1936) на берегу пруда, наверн€ка и «ѕрыжок в воду» того же »одко, возможно, эти статуи были и в послевоенные годы. ј в 1950-е – 1960-е гг. на центральной аллее был, например, установлен √улливер высотой около 7 м (—вифт: «»мператор пожелал, чтобы € встал как  олосс, раздвинув ноги как можно шире»), между ногами которого все проходили (см. фото с сайта http://eugene-eu.livejournal.com). —оздание советской ретрозоны в парке на ≈лагином острове без бетонных скульптур, полный состав которых неизвестен (по материалам фонда ÷ѕ иќ в ÷√јЋ» —ѕб его не восстановить, там списка статуй нет), или без √улливера практически невозможно, но если все это проделать, то тогда от «парка –осси» ничего не останетс€. ћежду прочим, в путеводителе ¬. ». ћаркова « ировские острова» (1956) указано, что у главного входа в парк было небольшое здание с макетом «Ќовостройки шестой п€тилетки», и без этого тоже трудно передать своеобразие советского ретро.

—оветский стиль тоталитарного периода был очень цельным, тотальным и агрессивным, и его невозможно восстанавливать «уголками», «кусочками», это бессмысленно. “ут уже нужно будет занимать все 94 га ≈лагина острова и музеефицировать их, предварительно выбрав год или дес€тилетие, на которые производить реконструкцию, но вр€д ли это теперь кому-то нужно.

ћихаил «ќЋќ“ќЌќ—ќ¬



Загрузка...

ћедицинские центры и клиники, где можно сделать ћ–“ в  иеве