Версия для печати
Рубрика: Город

В Петербурге открылся частный музей современного искусства

08/06/2010

Напротив метро «Василеостровская» открылся частный «Новый музей» современного искусства. Его основой стала коллекция петербургского бизнесмена Аслана Чехоева (на фото), собранная за последние годы. На фоне постоянных заклинаний чиновников о большом государственном музее современного искусства, сроки открытия которого неизвестны даже теоретически, частная инициатива сделала это быстрее и наверняка с меньшими затратами

           Мотивация Чехоева собирать искусство – не имеет для зрителей никакого значения. Принципиально его желание показывать коллекцию публично, да еще назваться музеем, то есть отойти от личных предпочтений и предъявить авторов, отобранных если не временем, то коллективным разумом экспертного сообщества. Бизнесмен утверждает, что руководствуется исключительно просветительскими намерениями и не преследует инвестиционных или пиаровских целей. В это трудно поверить, но можно принять как данность. До тех пор пока не доказано обратное.

Тем более что «Новый музей» заполняет важную культурную нишу. Показ искусства ХХ века в Русском музее доходит только до начала 1930-х годов. Руководство музея объясняет это дефицитом места для временных выставок, которые  привлекают питерскую публику, к тому же они проводятся на коммерческой основе и финансово подпитывают музей.

Ситуацией воспользовался Аслан Чехоев. Он очертил границы своего музея в пределах неофициального советского искусства 1950-х – 1980-х и актуальных имен начиная с 90-х. Деление «официоз-андеграунд» в последнее время признается устаревшим, попытки его преодолеть предприняты в постоянной экспозиции ХХ века в Третьяковской галерее. Но частные возможности ограничены. Московские и петербургские галеристы и дилеры, а также приглашенный из Новосибирска арт-директор музея Владимир Назанский составили список имен, которые надо приобрести. Собраны произведения 73 художников – за исключением Ильи Кабакова и еще нескольких имен представлены все действующие лица арт-сцены российского происхождения.

Собрание неравноценно по качеству, лучшие вещи Михаила Рогинского, Анатолия Зверева, Евгения Рухина, Леонида Сокова (умышленно называю художников разных направлений) и многих других давно осели в музеях и частных собраниях. Они показаны, но не ради них надо идти в «Новый музей».

Назову семь произведений в хронологическом порядке, ради которых стоит выйти на станции метро «Василеостровская».
Первый русский абстрактный экспрессионист Евгений Михнов-Войтенко представлен ранней, почти фигуративной работой конца 1950-х годов из серии «Тюбики».
«Пейзаж» гениального самоучки Василия Ситникова создан в 1984 году в эмиграции, его вещей сохранилось очень мало. В минималистичном пейзаже едва просвечивает скромная церковь: духовные поиски не могут претендовать на обладание недвижимостью.
В картине «Суд Париса или Ялтинская конференция» (1989) основатели соц-арта Виталий Комар и Александра Меламид переводят античный миф на язык карикатуры: Парис – Гитлер выбирает лучшую среди богинь – лидеров коалиции. Художники напоминают, что итогом ялтинской встречи стала Берлинская стена и исчезновения в ГУЛАГе десятков тысяч людей, преданных союзниками сталинскому режиму.

Серия фотографий Влада Мамышева-Монро «Жизнь замечательных Монро» (1995), кажется, не имеет ни начала, ни конца. Художник и перформер легко перевоплощается в любого медийного персонажа от Жанны д’Арк и Наполеона до Любови Орловой и Мэрилин Монро. Мы живем в мире выдуманных имиджей, которые заменили подлинные ценности.

Знаменитая серия фотографий группы АЕС+Ф «Подозреваемые» (1997) – это 14 портретов девушек, половина из них – ученицы элитных гимназий, половина – осуждены за убийства. Точно определить «Who is who» еще никому не удалось.
В центре серии фотографии Рауфа Мамедова «Ужин в Эмаусе» (2007) – известный евангельский сюжет, сыгранный страдающими «синдромом Дауна». Он окружен сценами с обычными людьми на темы любви и времени. Художник предельно обостряет тему толерантности.

Картина Виталия Пушницкого «Триптих» (2008) изображает пистолеты, аккуратно выложенные в оружейном магазине. Все конфликты заканчиваются насилием, и как разорвать этот круг, цивилизация не знает.
Вход в музей будет платным. Билет должен стоить рублей 200.                     

Вадим ШУВАЛОВ

Полная версия материала: http://online812.ru/2010/06/08/009/