16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

 ак выгл€дит ≈√Ё по-дагестански

23/06/2010

¬ ƒагестане, как и в других регионах –оссии проходили ≈√Ё по информатике и » “, биологии, литературе и русскому €зыку.  орреспонденты Ђ„ ї решили вы€снить, как выгл€дит ≈√Ё по-дагестански. ƒл€ этого мы получили в ћинистерстве образовани€ республики статусы общественных наблюдателей и отправились в махачкалинские школы.


        27 ма€ 08:00. ѕодъезжаем к зданию гимназии є 37, наѕѕЁ(пункт приЄма экзамена)є 637, предъ€вл€ем удостоверени€ общественных наблюдателей и проходим в здание. ЌачальникѕѕЁ ≈лена  ожухина пытаетс€ запретить видеосъЄмку, но, понима€, что неправа, предупреждает нас, что снимать можно только до 10:00 часов, то есть до начала экзамена.

¬скоре приход€т двое сотрудников ”ЅЁѕ, направленных руководством дл€ обеспечени€ прозрачности процедуры ≈√Ё.

Ќа вопрос, по какому принципу рассаживают учеников ≈лена  ожухина по€сн€ет: « омпьютерна€ программа в случайном пор€дке распредел€ет учеников по аудитори€м».

¬ здании присутствовало 50 человек, зарегистрированных как организаторы. ≈лена  ожухина сказала, что из них останетс€ по одному на каждую аудиторию.  роме того – трое помощников начальника ѕѕЁ и дежурных по этажам. ƒл€ чего нужны остальные люди с бейджиками «организатор»?

ѕредставитель √Ё (√осударственна€ экзаменационна€ комисси€) ¬арис ћагомедов по€вилс€ в дес€том часу, и сразу же началось распределение материалов. Ѕлиже к дес€ти часам подъехала ќльга ѕортн€гина, заместитель главы администрации ћахачкалы. ќна стала подгон€ть и без того «шуршавших» организаторов и начальника ѕѕЁ (а на заднем дворе школы, в ожидании начала экзамена, группа школьников, разложив карты пр€мо на асфальте, играла в «дурака»).

10:10. ƒети до сих пор не рассажены, причЄм аудитории єє 15, 16, 17 ещЄ даже не готовы…

ѕо какой¬то причине стали мен€ть номера аудиторий 7 и 8, затем 10 и 12.

¬месте со всеми на экзамене был ребЄнок в инвалидной кол€ске; правда, чуть позже его перевели в отдельную аудиторию.

10:20. Ўкольников начинают запускать. –одители нервничают. ”чеников 13¬й школы ошибочно записали как учеников из других школ. ¬ы€снилось, что одного мальчика внесли в списки 42¬й школы, фамилии некоторых учеников почему¬то оказались в нескольких списках.

ћногие родители увер€ют, что их дети сдают сами, но некоторые признаютс€, что подстраховали. ƒетали «подстраховок» вы€сн€ютс€ спуст€ полтора часа.

10:22. Ёкзамен по¬прежнему не началс€. ”ченики вход€т в аудиторию, разговарива€ по телефону, девушки заход€т с сумками, хот€ в «ѕравилах проведени€ ≈√Ё» чЄтко прописано, что ученики не должны проносить на экзамен посторонние вещи, коими €вл€ютс€ телефоны и сумки. Ёкзаменующийс€ может иметь при себе только пропуск, паспорт, ручку, а также дополнительные устройства и материалы, необходимые дл€ отдельных предметов.

10:40. ¬сЄ ещЄ устанавливают аппаратуру в спортзале, где располагаетс€ большинство аудиторий.

10:45. ¬нос€т пакеты с  »ћами, вскрывают, раздают…

Ёкзамен началс€.

ќрганизаторы раздали  »ћы и объ€снили, как их заполн€ть.

ћужчина лет п€тидес€ти, представившийс€ общественным наблюдателем от ћинобра, подошЄл к ученику ’абибу √аджиеву,сид€щему за первой партой 3¬й аудитории, встал спиной к наблюдателю «„ » (пр€мо перед ними сидела девушка¬организатор). ќн собрал бумаги со стола √аджиева и заменил их другими. «атем быстрым шагом вышел из зала…

ѕресекать эти действи€ не было смысла, мы просто решили досмотреть спектакль до конца.

ѕрохаживаемс€ по залу. ”ченица, достав телефон, фотографирует свои  »ћы, закончив, убирает телефон под стол. ¬сЄ происходит на глазах организаторов. „ерез некоторое врем€ «девочка¬фотограф» попросилась выйти…

Ќачинаетс€ паника по поводу учительницы, которой оплатили телефонное консультирование, а она не берЄт трубку. ќдна из родительниц пересказывает разговор с директором школы, котора€ организовала целую артель из педагогов, пишущих дет€м ≈√Ё (услуга стоила в апреле 40 – 50 тыс€ч, а с увеличением потока желающих началась «игра на повышение» – и ставки выросли до 70 тыс€ч).

¬ первом часу пополудни,выйд€ на улицу, мы обнаружили перед чЄрным входом парту, котора€ должна была служить преградой дл€ осаждавшей дверь толпы. –одители одной из учениц, вооружившись типовыми ответами по ≈√Ё, своими силами помогали дочери (не все ведь имеют возможность нан€ть пишущего специалиста); вопросы она отправл€ет эсэмэсками.

¬озвращаемс€ в зал. «аслышав шаги, организатор аудитории є 3 сделала жест головой типа «јтас, училка!» Ќо дети, веро€тно, подумали: «ј, это свой» – и вновь вынули телефоны, наушники, шпаргалки, чтобы продолжить «сдавать» экзамен…

ѕомощник начальника ѕѕЁ √аджар  урбаналиева с невозмутимым выражением лица прошла к одной из учениц со стопкой листов формата ј 4, вынула оттуда бумагу и ушла. ћы поинтересовались у организаторов, что это было. ќрганизатор ответила: «ƒополнительный бланк». » это повтор€лось несколько раз. “акие «дополнительные» бланки носила в стопке газет и —абина ћусаева – другой помощник начальника ѕѕЁ.

ѕришла ћадина √аджиева из ћинобра, интересовалась, как дела у вышеупом€нутого ’абиба √аджиева. «атем, увидев нас, представилась и поинтересовалась нашим статусом. ћы предъ€вили удостоверени€ общественных наблюдателей. «акрыв собой аудиторию, стала рассказывать наблюдателю «„ »: «¬от в наше врем€…» – и так далее. ѕри наших попытках взгл€нуть через неЄ на аудиторию, усиливала концентрацию внимани€, добавл€€ экспрессии в своЄ повествование. “ак увлеклась, что вызвала шутливое замечание вошедшей замглавы города ќльги ѕортн€гиной.

«атем ћадина √аджиева вновь подошла к ’абибу и вопросительно кивнула. ¬ ответ он также кивнул. ѕосле чего, пожелав всем удачи, удалилась (всЄ это происходит при характерном пощЄлкивании фотоаппаратов в телефонах…).

14:05.
¬се устали притвор€тьс€. ¬ открытую используютс€ телефоны; выход€щие и заход€щие ученики, помощники начальника ѕѕЁ, «дополнительные» бланки… всЄ превращаетс€ в сплошной поток…

14:30. ќдин из сдающих литературу, приложив телефон к уху, пишет. Ёкзамен продолжаетс€…

15:40. «ѕодт€гивают» отстающих.

ћельком слышен диалог:

– Ќе знаешь, где учительница, котора€ должна была писать сыну (к сожалению, фамилию не расслышал)?

– ѕо¬моему, она ушла.

–  ак, ушла? (”дал€етс€.)

“ри человека всЄ ещЄ «сдают» экзамен, а в штабе уже начат подсчЄт пакетов с  »ћами…

16:00. Ќаконец последние материалы собраны; переходим в штаб. ѕредставитель городского управлени€ образовани€ делает попытку выпроводить нас из штаба. Ќапоминаем ей о «ѕравилах проведени€ ≈√Ё», где говоритс€, что общественный наблюдатель имеет право присутствовать на всех этапах проведени€ ≈√Ё. ”сомнившись, женщина звонит и с кем¬то советуетс€. ѕолучив ответ, успокаиваетс€ (непон€тно, почему она сама находитс€ в штабе, ведь в тех же ѕравилах регламентируетс€ список тех, кто может находитьс€ в ѕѕЁ во врем€ экзамена?)…

16:10. ѕри указании в протоколе времени окончани€ экзамена на пальцах отсчитывают три часа и записывают: 14:00…

ƒети, которые потом выходили с экзамена, рассказывали, что учител€ писали работы и в туалете, и в подсобных помещени€х школы.

31 ма€. –усский €зык

¬ ѕѕЁ є 637 мы столкнулись с большим количеством нарушений при проведении ≈√Ё по русскому €зыку.

09:30. ћобильные телефоны уже обычный атрибут выпускника, сдающего ≈√Ё.

”полномоченного представител€ ¬ариса ћагомедова, по словам начальника ѕѕЁ ≈лены  ожухиной, сн€ли за то, что 27 ма€ не уложилс€ во времени. ¬место него уполномоченным представителем была направлена Ѕика јлиева. — самого начала она попыталась не допустить нас в аудитории. ќбъ€снила это указанием, данным «сверху». Ѕика јлиева позвонила заместителю директора –÷ќ» јрсену ƒагмаеву, который сказал нам по телефону, что мы не вправе находитьс€ в аудитори€х. ¬ течение часа мы пытались добитьс€ реализации прав, прописанных в законе. «атем, видимо ознакомившись с инструкцией, находитьс€ в аудитори€х нам всЄ¬таки позволили.

11:20. ѕрактически каждый экзаменуемый пользуетс€ телефоном, причЄм происходит это с молчаливого согласи€ организаторов. Ёкзаменуемые фотографируют свои задани€ и выход€т €кобы в туалет. ќрганизаторы же сопровождают их только до выхода из аудитории, хот€, по правилам, об€заны провожать до туалета.

Ќеоднократно нами были замечены случаи, когда организатор аудитории є 3 ѕ. урбанова о чЄм¬то переговаривалась с экзаменуемыми. –€дом с ней общались по телефону, и она не могла этого не заметить, но не замечала. Ќесколько раз аудитори€ была оставлена без присмотра.

» в аудитории є 2 экзаменуемые отвечали на звонки, причЄм открыто, что не вызывало никакой реакции у организатора. «десь экзаменуемые использовали и наушники.

јудитори€ є 4: та же ситуаци€ – экзаменуемые открыто звон€т по телефону и пишут ответы…

јудитори€ є 5: телефоны, общение экзаменуемых, хождение по аудитории, шум. ћногие ученики сидели, сложа руки, в ожидании, когда им принесут готовую работу. ќдин экзаменуемый даже спал! Ѕольших усилий стоило работнику ”ЅЁѕ разбудить его.

ќрганизатор аудитории є 5 √аджимурадова проносила работы под одеждой.

ѕомощники начальника ѕѕЁ, фамилии которых ≈лена  ожухина нам назвать отказалась, проносили работы в стопках бумаги формата ј 4.

¬ то врем€, когда началс€ подсчЄт пакетов с материалами, несколько аудиторий ещЄ не сдали материалы. јналогична€ ситуаци€ была в ѕѕЁ є 617.

Ўкола є 30

ƒиректор – √ульнара јбдуллаева

Ќачальник ѕѕЁ – √анифа ƒевришбекова

«амначальника отдела ќЅЁѕ – —айфудин —удаев

”полномоченный – √ази √азиев, доцент ƒ√ћј

Ќаблюдатель – ћахач ћагомедханов

Ќаблюдател€ от «„ » не хотели пускать внутрь, однако чуть ли не со скандалом, он прошЄл. ¬о врем€ экзамена около полудн€ пришЄл €кобы наблюдатель от администрации – депутат горсобрани€ –амазан јлибутаев. ќн ходил, о чЄм¬то шепталс€ с дежурными; подозреваем, что ему вынесли работу.

¬ течение первого часа выпускники старались пр€тать телефоны и как¬то сохран€ть видимость пор€дка. Ќо уже на второй час начались повальные хождени€ в туалет.  стати, наблюдателю «„ » пройти в этот туалет не дали, сказав: «“ам очень непригл€дно, мы вас в другой отведЄм». ј в это врем€ учител€ открыто проходили в аудитории и на вопрос « то это?» нам отвечали, что секретарь, дежурные и т. д. ”ченики вели телефонные переговоры, не смуща€сь присутстви€ посторонних.  огда до конца экзамена оставалс€ час, началс€ апокалипсис – дети, уже никого не стесн€€сь, отходили в дальний угол аудитории, чтобы, отдалившись от шума, получить по телефону правильные ответы. Ќа наши замечани€, по поводу твор€щегос€ вокруг посыпались реплики (««ачем вам это надо?», «ƒет€м и так т€жело», «ƒагестану нужны хорошие оценки»). Ёкзамен закончилс€ в 14:50 – официально, в 15:20 – фактически.

Ўкола-гимнази€ є 17

«десь сдавали ≈√Ё выпускники 5¬й, 31¬й, 24¬й и 32¬й школ г. ћахачкалы. Ёкзамен проходил в актовом зале, столовой и спортивном зале школы: началс€ в 10:30 и длилс€ три часа. ќтветственные за проведение ≈√Ё – полномочный представитель √Ё  јси€т —аидова и руководитель ѕѕЁ замначальника ”правлени€ образовани€ ћахачкалы ћагомед ћагомедов. ƒиректор школы ѕатимат “анаева высоко оценила результаты проведени€ ≈√Ё. √рубых нарушений в организации меропри€ти€ вы€влено не было. ѕосле распечатывани€ конвертов с экзаменационными бланками выпускникам помогли правильно указать личные данные, а также ознакомили с правилами выполнени€ тестовых заданий. Ёкзаменующиес€ могли выйти в туалет в сопровождении ответственных лиц с соблюдением очерЄдности. ¬ помещени€х, где проходил экзамен, не были установлены глушители сотовой св€зи, и некоторые выпускники тайком пользовались мобильными телефонами. Ѕыло видно, что многие действительно озадачены решением тестов, хот€ были и такие выпускники, которые пр€тали под парту свои мобильные телефоны.

Ўкола є 46

«десь экзамен сдавали ученики из школ є 17 и 39 г. ћахачкалы. Ёкзамен началс€ воврем€ − в 10:00. ќрганизаторы ѕѕЁ сразу же объ€вили о запрете на пользование мобильной св€зью.  огда началс€ экзамен, ученики стали показывать друг другу свои задани€, переговариватьс€, вставать с мест. ѕрактически все экзаменуемые пользовались мобильными телефонами, некоторые даже двум€, по очереди звон€ и отвеча€ на звонки; фотографировали бланки. ќрганизаторы просто «не замечали» беспор€дка. ¬рем€ от времени в аудиторию заходила руководитель ѕѕЁ Ќаталь€ √аджиева и «пыталась» навести пор€док: «ƒети, тише. Ќе шумите». Ќо на еЄ замечани€ никто не реагировал. ќдна ученица слЄзно просила всех успокоитьс€ и не разговаривать громко, ссыла€сь на то, что не может сосредоточитьс€ на задании. Ѕлиже к полудню была открыта втора€ дверь, на задний двор школы. Ќачалс€ вынос работ, причЄм в открытую. Ќесколько раз заходил мужчина без бэйджика и, вкладыва€ бланки в газету, выносил их из аудитории. ќдна из организаторов сидела за первой партой р€дом с ученицей и писала за неЄ работу.

«а всЄ врем€ экзамена было зафиксировано 58 человек, выходивших из зала; некоторые удал€лись даже по нескольку раз (один парень, с вис€щим из¬под галстука наушником, в течение часа выходил п€ть раз). ¬ыходивших никто не сопровождал. ћногие ученики сидели в бездействии, ждали, пока занесут уже выполненные работы. «а 35 минут до конца экзамена зашЄл начальник отдела управлени€ образовани€ и сделал замечание экзаменуемым: «”берите все телефоны! ≈щЄ и на звонок став€т. ƒевушка за первой партой, € вас выгоню, уберите телефон!» Ўум на врем€ прекратилс€. «а 10 минут до завершени€ экзамена зашла √аджиева: «ѕотихонечку сдаЄм». Ќачалось ещЄ большее оживление. ѕрошло 50 минут после официального завершени€ экзамена, но работы всЄ ещЄ не были сданы.

«—кучно же дома...»

¬о всех школах нарушени€ были типичны.

¬рем€ от времени с удостоверени€ми наблюдателей в ѕѕЁ заходили сотрудники милиции, ‘—Ѕ, ћинюста, которые «волновались за своих детей и плем€нников». ѕрисутствие правоохранителей на этом пункте не мешало организаторам сидеть среди детей и писать их работы сразу после того, как их раздали. —ами дети выкручивались из ситуации как могли: использовали традиционные шпаргалки, мини¬наушники и отправл€ли задани€ по ћћ—. ќрганизаторы говорили, что делают дет€м поблажки, так как от ≈√Ё по русскому €зыку зависит, получит ли выпускник аттестат. ‘альсификаторы ≈√Ё опасались только сотрудников «„ », потому что мы не были задействованы в их тЄмной схеме. Ќас по несколько раз приглашали в кабинеты директора, где за чашкой ча€ жаловались «не мы такие, а система», «ну и что вы одни с этим сделаете» и «а что делать учител€м, когда у них така€ маленька€ зарплата».  стати, учител€м, которые привлекаютс€ в качестве организаторов ≈√Ё, не только не оплачивают эту работу, но даже могут отозвать из отпуска. ѕлат€т только руководител€м ѕѕЁ: за весь цикл ≈√Ё – около 9 тыс€ч рублей.

  п€ти часам вечера в экзаменационных аудитори€х за партами сидели более 2/3 учеников, не сумевших воврем€ сдать экзамен в св€зи с тем, что организаторы и филологи воврем€ не выносили/заносили бланки с уже выполненными задани€ми по ≈√Ё. ѕри этом организаторы ≈√Ё не спешили объ€вл€ть об окончании экзамена. ѕодходим к одной из таких учениц, котора€ уже томилась в ожидании готового задани€.

– ѕочему до сих пор не сдаЄте ≈√Ё?

– ј мне ещЄ работу не принесли.

– ј кто должен принести?

– ћама.

– ¬ университете тоже будете учитьс€ за деньги?


– ƒа, а что тут такого?

– ј как вы собираетесь тогда работать, если вы ничего не будете знать по своей специальности?

– ј кто вам сказал, что € буду работать?

– “огда какой смысл учитьс€, если не собираетесь работать?

– —кучно же дома…

ƒети с ограниченными возможност€ми
 
 ак видите, картина во всех пунктах приЄма экзамена (кстати, интересна€ формулировка: она подчЄркивает, что экзамены не сдают, а принимают), которые посетили наблюдатели «„ », была одинаковой. —ледовательно, можно сделать вывод, что фальсификаци€ ≈√Ё носила массовый характер. ’от€, может быть, нашлась где¬то в ƒагестане школа, директор которой – честный человек – не допустил подтасовок. ≈сть ещЄ один плюс ≈√Ё: отличники и хорошисты теперь могут бесплатно поступать в самые престижные вузы страны, правда, и их в конкурсе могут опередить те, кому работы писали учител€. ѕо признанию самих учителей, самосто€тельно ≈√Ё писали не более трети школьников.

¬ процедуре фальсификации экзаменационных работ были задействованы все: от охранников школ до чиновников ћинобразовани€. —ама€ распространЄнна€ схема примерно следующа€. ќрганизатор (непрофильный учитель, который должен следить за пор€дком во врем€ экзамена) выносит работу из аудитории и передаЄт еЄ профильному учителю, который сидит либо в другом помещении этой же школы, либо в машине родителей ученика. ќдин квалифицированный учитель способен написать несколько работ. ≈го труд оцениваетс€ в 15 тыс€ч рублей за работу. —только же (но, возможно, и больше) получает курьер, св€зывающий ученика с учителем. ќстальные лица, задействованные в ≈√Ё – директор школы, в которой провод€т экзамен, руководитель ѕѕЁ, уполномоченный по ≈√Ё, сотрудники правоохранительных органов, дежур€щие в ѕѕЁ, наблюдатели от ћинобразовани€ – получают свою долю за невмешательство в процесс. ¬ итоге средн€€ сумма на сдачу одного экзамена варьируетс€ от 50 до 80 тыс€ч рублей, в зависимости от оценки, которую хот€т родители. » родители плат€т. ѕлат€т за то, что ребЄнок¬бездарь дес€ть лет провал€л дурака. ѕлат€т за то, что не занимались воспитанием своего ребЄнка, не привили ему такие качества, как стремление к получению знаний, работоспособность. —воей покупкой ≈√Ё они показывают ребЄнку, что обманывать дозволено. „его сто€т аттестат и диплом, если ребЄнок раз и навсегда усвоит, что родители разрешают ему обманывать и обманывают вместе с ним?

Ќе меньша€ вина лежит и на системе образовани€, котора€ как бы должна восполн€ть пробелы родительского воспитани€, но она только усугубл€ет их, потака€ родительским прихот€м, за€вл€€ в своЄ оправдание: «Ќе будет спроса – не станет и предложений» или «Ќу а что мы можем сделать?» ј кто тогда может? ѕушкин? –одитель и учитель, которые, по сути, €вл€ютс€ примерами дл€ детей, совокупившись в ≈√Ё, подают дет€м, наверное, худший из примеров. «ќкончание школы – это дорога во взрослую жизнь», – люб€т говорить учител€ выпускникам. “ак с чего вы позвол€ете начинать дет€м взрослую жизнь? —о вз€тки?

«≈сли ребЄнок не сдаст ≈√Ё, он не поступит в вуз, не получит диплом и не сможет работать», – оправдываютс€ родители. » в тоже врем€ проклинают на чЄм свет стоит власть, гаишников¬вз€точников, неквалифицированных врачей. ј ведь они также были чьими¬то детьми. » их родители, видимо, тоже желали своим дет€м лучшего, покупа€ аттестаты и дипломы.

— таким подходом к ≈√Ё совершенно точно можно констатировать, что у страны нет будущего. ≈го продали за 50 – 80 тыс€ч рублей.

ѕо мнению «„ », дл€ того, чтобы минимизировать коррупцию при сдаче ≈√Ё, необходимо:

1. ѕривлечь дл€ контрол€ над проведением ≈√Ё сторонние независимые организации и щедро оплатить де€тельность их сотрудников во избежание возникновени€ у них коррупционных позывов.

2. ”становить ограничение на использование (во врем€ проведени€ ≈√Ё) мобильной и иной св€зи, портативных Ё¬ћ дл€ того, чтобы участники ≈диного государственного экзамена не использовали в неправомерных цел€х указанные технические средства. ƒл€ этого перед входом в ѕѕЁ следует установить металлоискатели, которые, кстати, ещЄ и уменьшат риск совершени€ терактов.

3. ќпечатать либо опломбировать (после начала экзамена) входную дверь пункта проведени€ ≈√Ё с целью ограничени€ входа/выхода из этого пункта организаторов и общественных наблюдателей, с тем чтобы они не могли заносить/выносить экзаменационные материалы, шпаргалки и иные документы, с помощью которых участники ≈√Ё в неправомерной форме сдают экзамен, а за срыв печати установить уголовную ответственность.

4. «апретить экзаменуемым выходить в туалет более одного раза.

5. ”становить административную и дисциплинрную ответственность должностных лиц, по вине которых врем€ проведени€ ≈√Ё вышло за пределы установленного законом срока.

6. –азрешить общественным наблюдател€м производить фото¬ и видеосъЄмку в ѕѕЁ, с целью исключить помощь третьих лиц ученикам в сдаче ≈√Ё и дл€ фиксации нарушений.

P. S. ќбщественным наблюдател€м от «„ » не дали возможности внести свои замечани€ о нарушени€х в протоколы, поэтому просим ѕрокуратуру –ƒ и ћинистерство образовани€ –ƒ считать эту статью нашим протоколом в пор€дке ст. 144 ”ѕ  –‘.                

chernovik.net



 упить биткоин и лайткоин, лучший кошелек и биржа на Coinsbank.com