16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

¬ ѕетербурге из интеллектуального клуба сделают бизнес-проект

01/07/2010

Ќекоторое врем€ назад в ѕетербурге по€вилс€ книжный магазин. ≈го следует называть магазином интеллектуальной литературы Ц это если признавать, что бывает литература, не св€занна€ с работой ума. —обственно, дл€ тех, кто упорно отказываетс€ называть печатный трэш книгами, этот магазин и существует. ¬ Ђѕор€дке словї есть книги по истории, философии, психологии, нон-фикшн и т.д. ≈ще есть регул€рные событи€ Ц мастер-классы, поэтические вечера. ќ том, что это за странный бизнес и каковы его шансы на выживаемость, € побеседовала с основателем проекта  онстантином Ўј¬Ћќ¬— »ћ.


              - ѕочему в ѕетербурге не было раньше таких проектов?
- ƒл€ мен€ самого это €вл€етс€ загадкой. ќдин проект был – это «ѕлатформа». ≈го делали мои друзь€, но он оказалс€ неудачным. ќни пытались - как лицензионный продукт  - полностью перевести в ѕетербург в московский формат «кафе + книжный магазин». Ёто прекрасные люди, которые хорошо умеют все это делать в ћоскве, но здесь они столкнулись с трудност€ми. ќсобых подробностей € не знаю, но говор€т, что с коммерческой точки зрени€ проект оказалс€ неудачным. Ќо это делалось из ћосквы – изнутри городской среды аналогичных проектов не возникало. ’от€ есть « офе и книги», но это оп€ть же попытка скрестить кафе с книжным магазином – такой формат очень успешен в ћоскве. ћне такой формат не кажетс€ идеальным, дл€ мен€ образцом €вл€етс€ другой московский проект – магазин «‘аланстер», где никакой еды нет. “ам есть только книги и событи€, причем событие – это просто повод встретитьс€ в одном пространстве дл€ людей, которые должны находитьс€ в одном культурном поле. —ейчас им встречатьс€ физически негде.
 ультурные меропри€ти€ – очень инерционный процесс. Ќапример, такие форматы, как творческий вечер, встреча с читател€ми, были актуальны 30 - 80 лет назад. — тех пор они никак не модернизировались.

- Ќу вот «Ѕуквоед» пытаетс€ что-то придумать.
- Ёто отдельный разговор, как «большие» пытаютс€ сделать что-то современное. ќни всегда спотыкаютс€ о собственные размеры. Ћюбой крупный холдинг испытывает проблемы с мобильностью, и форматы «не дл€ всех» у них хуже получаютс€, потому что они все равно ориентированы на продукт «дл€ всех». ћейнстрим получаетс€ хорошо, а чтобы делать что-то маргинальное, надо быть внутри, понимать, что может оказатьс€ интересным и неожиданным. ƒл€ этого нужно вз€ть очень грамотного арт-директора. ќни почему-то этого не делают. ¬озможно, не вид€т в этом смысла. «Ѕуквоед» – рентабельное предпри€тие.

- ј вы?
- ћы открылись в сент€бре в тестовом режиме, официально начали работать €нваре и только в марте вышли на самоокупаемость. Ёто учитыва€ льготную аренду.

- ј за что льготы?
- Ќа этом месте раньше был книжный магазин –оссийской христианской гуманитарной академии, и нынешний проект – это его своеобразный ребрендинг. ѕон€тно же, что везде, где мы видим слова «русское и христианское», нам становитс€ немного не по себе – но здесь все по-другому. ƒл€ –’√ј этот проект – попытка привлечь вмен€емую аудиторию. ѕо внутреннему договору они не получают ни копейки прибыли – мы оплачиваем им только непосредственные расходы. Ёто и позвол€ет нам выживать.

- Ќо в  теории выживание таких проектов возможно?
- ≈сть только один немейнстримный и в то же врем€ коммерчески успешный проект – это «‘аланстер» в ћоскве, остальные влачат не самое веселое существование. Ќа рынке интеллектуальной литературы очень мало денег, если сравнивать, например, с артхаусным кинематографом. “ам все-таки совсем другой пор€док сумм: артхаусный фильм – это как минимум миллион долларов, а у нас счет идет буквально на сотни рублей. ѕоэтому не очень пон€тно, как все это устраивать как бизнес. “о есть рынок интеллектуальных книг – это не бизнес-истори€ и не может ей быть. «десь все работают либо на энтузиазме и амбици€х, либо – на желании украсть сто рублей. ѕотому что когда ты сто рублей у издател€ украдешь – ты можешь быть уверен, что он, этот несчастный, изможденный экономическими кризисами и перманентным кризисом на рынке интеллектуальной литературы – так вот, этот издатель теб€ не убьет и даже в суд, скорее всего, не подаст. ј еще – но бывает так, что человек с благими намерени€ми начинает делать большое дело, а кончаетс€ все банальным безнаказанным воровством – и не потому, что человек плохой, а потому, что долги т€нут, зарплаты платить нужно, аренда, самому с голоду не умереть, – а страдают поставщики, то есть издатели.

- Ќа чем основан энтузиазм - на городском патриотизме или на холодном расчете?
- ћне интересно запускать проекты. ќчень хочетс€ сделать что-то и видеть, что оно живет дальше. ќткрыть именно книжный магазин и поселитьс€ в нем запечным сверчком не было целью всей моей жизни. я просто увидел, что эта ниша пуста. ƒо этого € шесть лет работал в издательстве, и € видел, что все, что мы делаем, лежит в редакции практически мертвым грузом – то есть продаетс€, при минимальном тираже – лет по п€ть. Ёто абсолютно невмен€ема€ ситуаци€. “ак родилась иде€ попытатьс€ решить эту проблему хот€ бы локально.
–ешить ее в масштабах страны одним проектом невозможно. ≈сли бы каждый в этой области что-то сделал, то может, проблем бы не было.

- “о есть сверхзадача проекта – сколотить аудиторию, котора€ бы читала эти книги?
- Ќет, если говорить пафосными словами, то наша мисси€ – сделать так, чтобы внутри проекта разгорелс€ очаг гражданского общества. Ћюди, читающие нишевую литературу, - это те люди, которые могут наполнить смысловое пространство. ј это пространство очень разрежено, особенно в ѕетербурге – каждый сидит в своем углу. Ќикто никуда не ходит, не хочет ничего видеть. Ќаш проект – попытка их оживить, чтобы люди начали коммуницировать друг с другом, чтобы начались какие-то процессы.

-  акие?
-  акие именно – уже зависит не от мен€. ≈сли что-то происходит и люди в этом вар€тс€ – в итоге нечто зарождаетс€. ’отелось бы, чтобы это было что-то хорошее, правильное, интересное. √лавное сформировать среду. ≈ще мне кажетс€ очень важным, что среди наших гостей больше половины – это москвичи, которые иногда даже специально приезжают к нам или подстраивают свои дела в городе таким образом, чтобы у нас выступить. Ќапример, € горжусь тем, что режиссер Ћеша ѕопогребский провел у нас свой первый в жизни мастер-класс.   нам приезжала выступать вс€ «нова€ драма» во главе с ее идеологом ћишей ”гаровым. ¬ыступала режиссер ћарина –азбежкина. ¬ообще, так как € много лет профессионально занимаюсь кинематографом, то в основном мои гости – это актуальные российские режиссеры: —аша –асторгуев, —ергей —оловьев, Ѕор€ ’лебников, ¬италий ћанский и многие другие. ќни приезжают, чтобы показать свои фильмы и обсудить их с аудиторией. “о есть дл€ мен€ это еще некоторым образом мост между ѕетербургом и ћосквой.
Ќо смысловое пространство, междугородный мост – это все, к сожалению, не отмен€ет основного блюда книжной кухни – приемку товара, накладные, счета-фактуры и т.д.  нижный магазин без кафе – это игра в открытую, мы не пытаемс€ развлекать людей или зарабатывать на чем-то другом. я считаю, что книжный магазин должен зарабатывать книгами. “еперь главное пережить лето, когда наступает традиционный спад продаж. ≈сли получитс€, то с осени проект будет процветать. «апущенный проект работает по принципу живой социальной сети.

- ¬ ѕетербурге было несколько попыток организовать «правильный» магазин интеллектуальной литературы. Ќо лично € не стала ни в одном из них завсегдатаем. » не потому, что мен€ не устраивали цены. ћен€ не устраивали девочки-продавщицы, которые старались мне что-то объ€снить.
- √лавный плюс «‘аланстера», на мой взгл€д, в том, что там нет продавцов, как на рынке, и нет менеджеров по продажам. Ќапример, у них работал писатель ћихаил ≈лизаров. —ейчас работает анархист, публицист, издатель Ѕорис  упри€нов, товароведом – јлексей ёсев (и он один из лучших товароведов в –оссии). “о есть ты приходишь и видишь личности. ћы тоже стараемс€ использовать такой подход. Ќапример, один из наших продавцов – это мой друг, поэт Ќаст€ ƒенисова.

- ” вас есть планы продавать старые книги?
- ѕланы есть. ћы очень хотим сделать благотворительную акцию «Ѕукинист»: собрать через социальные сети детские книги и отдать их в детские дома. я еще не знаю, насколько така€ иде€ осуществима, нам дл€ этого потребуетс€ партнер. Ёто было бы хорошее начало букинистической истории. — точки зрени€ организации в букинистическом деле все не очень просто – велик риск превратитьс€ в свалку, куда несут вс€кий хлам.
 нижки вообще довольно трудный бизнес, потому что они т€желые.  оробка книг – не коробка бриллиантов. ≈сли книжки в ней сто€т по 10 рублей, то не окупаютс€ даже физические усили€ по транспортировке коробки. ѕоэтому нужен человек, который принимает решение, какую старую книгу вз€ть, а какую нет. “ем не менее, такой проект необходим из-за текущего состо€ни€ нашего книжного рынка: книги издаютс€ маленькими тиражами, разлетаютс€ за пару лет и потом не допечатываютс€. ѕоэтому есть иде€ – сделать большой пул книг, которые будут печататьс€ по требованию (print-on-demand). ѕо договорам с издательствами, т.е. без вс€кого пиратства.

- »здатели согласны?
-  онечно. ƒопечатывать тиражи часто нерентабельно. ќсобенно это касаетс€ небольших издательств. ¬ итоге покупателю не придетс€ рыскать по букинистическим магазинам и переплачивать в дес€тки раз, чтобы купить книгу, котора€ была издана однажды небольшим тиражом. “ак что print-on-demand – это очень интересный проект. ќн еще важен дл€ провинции, куда книги вообще почти не попадают. ”становил машинку – и печатай себе поштучно ƒеррида или Ћакана, никаких расходов по транспортировке, никаких возвратов. ѕравда, машинка не дешева€ – но такие вещи вполне можно решить на уровне городских властей. ¬о вс€ком случае, она не дороже средней иномарки, которые сейчас все берут в кредит направо и налево.

- ƒл€ построени€ гражданского сообщества должен присутствовать некий корпус усто€вшихс€ идей. ¬округ чего вы хотите это сделать?
- ” нашего книжного проекта, на мой взгл€д, вообще не должно быть идеологии. √лавное, чтобы не было никакого культурного фашизма – с одной стороны, и все€дности – с другой. Ёто така€, достаточно тонка€ грань, которую каждый дл€ себ€ определ€ет сам.

- ј у нас в городе вообще нет активных.  ак боротьс€ с пустотой?
- јктивные есть – пусть их и немного. Ќачнем с того, что создадим дл€ них общее поле – а то сейчас половина из них друг с другом просто не здороваетс€. ћы не должны раздел€ть эту политику нерукоподавани€. Ќаша главна€ опасность сейчас – это головокружение от успехов. ћы уже становимс€ модным местом, а должны стать местом, куда приход€т не потусоватьс€, а узнать что-то новое. ¬ообще, мо€ мечта – чтобы «ѕор€док слов» превратилс€ в небольшой образовательный центр, где с циклами лекций выступают те, кого можно назвать культурными геро€ми нашего времени. ќтчасти так уже и происходит – у нас проходит два раза в мес€ц семинар «Non-fiction с јндреем јствацатуровым» и с апрел€ началс€ ежемес€чный цикл лекций Ћюбови јркус «Ќеизвестна€ оттепель». Ќо мы на этом останавливатьс€ не собираемс€.  ак писал Ћев Ќиколаевич, е.б.ж.* .                    

ќльга —≈–≈Ѕ–яЌјя

* ≈сли буду жив.



—правочник организаций ∆елтые —траницы www.yp.ru