16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

«ачем  онстантин Ёрнст сн€л фильм про бандитов 90-х

05/07/2010

√ород заклеен афишами фильма Ђ„ужа€ї. Ёто вполне можно было бы объ€снить значащейс€ на них фразой Ђпродюсеры  онстантин Ёрнст и »горь “олстуновї - то есть не объ€сн€ть вовсе. Ќо фраза эта предшествует другой: Ђ«рител€м до 18 лет вход категорически воспрещенї. ≈жели кто не заметил, это парадокс. ’от€ на самом деле именно сочетание этих двух несочетаемых надписей и рождает сюжет фильма. —южет открываетс€ двум€ ключами.


             люч первый.  онстантин Ёрнст известен широкому, очень широкому зрителю (сузить бы) как гендиректор ѕервого канала. “о есть человек, несущий личную ответственность за весь тот неликвид и ширпотреб, который этот канал транслирует. ≈ще есть кинопродюсерска€ де€тельность Ёрнста, которую обычно, не мудрству€ лукаво, считают боковой отраслью его телевизионной де€тельности. ¬ последнее врем€ канонический образ Ёрнста как ведущего зомби-селекционера страны был слегка поставлен под сомнение сериалом «Ўкола» - хот€ многие мои ловкие коллеги без труда объединили его с обычной продукцией Ёрнста типа «—тарых песен о главном» по принципу «бессодержательности». Ќадо заметить, к слову, что бессодержательность эта разна€. √ай √ерманика всем своим видом показывает, что скажет сейчас что-то очень важное и насущное, хот€ сказать ей совершенно нечего; авторы «—тарых песен о главном» изо всех сил старались ничего не сказать, но проговаривались (о времени и о себе) на каждом шагу. –ечь здесь, впрочем, не о том.

“е, кому за 30, Ёрнста помн€т и еще в одной ипостаси - как главного синефила на телевидении середины 90-х, искреннего апологета √одара и ‘ассбиндера, ведущего самой стильной и самой «авторской» передачи о кино «ћатадор».  аким образом Ёрнст дев€ностых превратилс€ в Ёрнста нулевых - задачка почище не только бинома Ќьютона, но и его же дифференциального исчислени€ (математики знают, что это каламбур). ¬ свое врем€ ее честно и умно пыталс€ разрешить журнал «—еанс» на полусотне страниц мелкого текста - с неочевидным результатом. ѕревращение, однако, налицо.

«десь-то и хранитс€ первый ключ: пригл€дитесь к кинопроектам Ёрнста. ќ чем повествует самый знаменитый и самый удачный его продукт - дилоги€ о «ƒозорах»? »нтеллигент-«ботаник» в далеких дев€ностых сделал неправильный выбор, единожды оступилс€, св€залс€ не с теми, с кем надо, и вот уже его сын - свой на празднике гламура и нечисти, «первый ученик» в шварцевском смысле слова («гонки по вертикали» с брать€ми ¬айнерами в анамнезе прилагаютс€); переиграть бы судьбу сызнова. Ёто его, эрнстовское туше: Ѕекмамбетова заботил кинотрюк, Ћукь€ненко - нестыковки в драматургии добра и зла. ѕродюсер же настаивал на разломе эпох, умудрившись в самом начале нынешнего, уход€щего уже дес€тилети€ маркировать дес€тилетие предыдущее как территорию пам€ти, пространство ретростил€.

¬ «„ужой» - то же. ƒействие, разворачивающеес€ среди бандитов и отморозков начала 90-х, дано предельно стилизованно. ќт фактуры лиц до изощреннейшей фени диалогов, от «ћилого бухгалтера» јлены јпиной и молодого ∆ириновского на телеэкране до архаичных позднесоветских методов употреблени€ героина, - ни одной детали, предметной или чувственной, котора€ бы дожила до наших дней. ѕри этом жанр тут - гангстерский (если по всемирной кинономенклатуре), сюжетна€ схема - вовсе из « армен», и сделать фильм универсально-вневременным не составило бы труда. „етверо бандитов получают от пахана задание - привезти из „ехии некую девицу с погон€лом „ужа€; та на обратном пути соблазн€ет младшенького настолько, что тот сначала расправл€етс€ с корешами, а затем и с паханом. „то здесь такого уж специфически «дев€ностого»? Ќо нет - детали эпохи отобраны вручную, поштучно, и насыщают ткань фильма без зазоров. — тем, чтобы в финале - уже на титрах - все герои предстали перед зрителем на цинковых столах патологоанатомов.

—южет сюжетом, но смертность фактуры пропитывает фильм от первого кадра до последнего; все словно подернуто изморозью морга. «десь даже «на дело» едут под видом похорон, здесь главна€ героин€ подробно рассказывает, как именно ей €вл€ютс€ мертвые и как их облик постепенно истаивает, здесь финальна€ пул€ посылаетс€ в цель с мотивировкой «иначе пацаны не поймут» - хот€ пацанов тех уж п€ть лет как нет на свете. “о, что в жизни называетс€ «обречен на смерть», в кино, искусстве оптическом, называетс€ «обречен на исчезновение». «ритель, тогда не живший, не опознает здесь ничего.

¬от и второй ключ: действие фильма (не счита€ эпилога) происходит в 1993 году. —емнадцать лет назад. ќтговорка о «крайней жестокости» и «ненормативной лексики», которые-де цар€т в этом фильме и которые послужили причиной дл€ возрастного ограничени€, - лишь отговорка: и насили€ на киноэкране мы видали поболе, и матерщина случалась погуще. ” надписи «зрител€м до 18 лет» причина друга€, невиданна€ доселе в мировом кино: это фильм дл€ тех, кто застал.  то помнит; кто опознает. Ёто фильм - дл€ своих. ќстальным вход воспрещен - причем категорически. »м это незачем, они все поймут неправильно и превратно. ќни поймут неправильно - нас. «аставших, видевших.
Ћюди знающие говор€т, что большую (бóльшую или просто большýю - тут мнени€ расход€тс€) часть сцен поставил самолично  онстантин Ёрнст, использовавший дебютанта јнтона Ѕорматова дл€ прикрыти€ - как матадор использует мулету. ѕохоже на правду. —лишком взросла€, слишком вн€тна€ интонаци€ у фильма; слишком стильно, по-синефильски решены ключевые эпизоды: от субъективной камеры на экспозиции героини и расколотого пулей зеркала - до убийства любимого на спортплощадке с проволочным ограждением (привет «¬естсайдской истории») и лучшей во всем новейшем российском кино сцены оргазма. ¬ «дозорной» дилогии Ёрнст еще играл в «мел судьбы», который, может быть, где-нибудь да есть… которым можно крупно написать на развалинах слово «Ќ≈“» - и все отменить. ¬ «„ужой» игры кончились.

–еквием по гр€зному, дикому, отмороженному, жестокому миру, который сменилс€ иным: чистым, четким, позитивным, - миром «гонок по вертикали». «…» € постепенно забыл бы, что врем€ сгибаетс€ в движении, и завтра можно увидеть из вчера, не надо было бы мучитьс€ во сне от рева мотоцикла на стене, потому что второе измерение - вертикаль - больше не угнетало бы мен€». Ёто и есть та, сформулированна€ брать€ми ¬айнерами мечта, что была зримо воплощена генпродюсером ѕервого канала  онстантином Ёрнстом в «ƒозорах» - и котора€ ныне похоронена им в «„ужой».                

јлексей √”—≈¬



Загрузка...

ћедицинские центры и клиники, где можно сделать ћ–“ в  иеве