16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

ѕочему не получилось построить рай на  рестовском острове

17/08/2010

¬ 1930 годах  рестовский остров хотели сделать ¬ерсалем ’’ века. ѕочему не получилось - Online812 спросил у профессора ќлега явейна, автором доклада Ђ»стори€ одной архитектурной утопии.  рестовский остров јлександра Ќикольскогої, с которым он выступил на международной конференции, посв€щенной Ђтоталитарной архитектуреї »талии, √ермании и ———–. »з разгоовра вы€снилось, что автор  ировского стадиона был в одном шаге от реализации масштабного замысла.


           -  ак вы относитесь к проблеме: архитектор на службе тоталитарного режима?
- ѕроблема  сложнее, чем представл€етс€ на первый взгл€д. јналоги сталинской архитектуры обнаруживаютс€ во многих странах. ¬ —Ўј построек типа ¬ƒЌ’ больше, чем в √ермании. Ќет пр€мой однозначной св€зи между архитектурной формой и политической идеологией, как бы этого ни желали политики. ƒл€ качественной архитектуры так не получаетс€. — тоталитарными режимами сотрудничали многие прогрессивные архитекторы.

- Ќапример?

- Ћюдвиг ћисс ¬ан дер –оэ подписал воззвание ко всем немцам объединитьс€ вокруг нацистской истинно национальной архитектуры. ¬альтер √ропиус написал письмо √еббельсу, доказыва€, что именно современна€ архитектура €вл€етс€ истинно немецкой, она объедин€ет принципы классицизма и готики.
—оветскую власть не любили неоклассики »ван ∆олтовский и јлексей ўусев, хот€ они обслуживали сталинский режим.
— другой стороны, в 1950-е годы один секретарь ÷   ѕ—— приходил в гости к архитектору-авангардисту  онстантину ћельникову в его знаменитый дом. ƒолго говорил  комплименты, а потом наткнулс€ на красный угол с иконостасом. »деолога как ветром сдуло. ћне рассказывала от этой встрече дочь ћельникова.

- “о есть гений архитектора и злодейство власти вполне совместны.
- јрхитекторам всегда трудно, рыночна€ экономика отличаетс€ от тоталитаризма только методами. —равнительно легче было на рубеже XIX и XX веков. “огда произошел выброс личностей и на «ападе, и в –оссии. –одись они сейчас, никто бы о них не узнал.
Ће  орбюзье мог отказатьс€ от проектировани€ многомиллионного комплекса, потому что не сошелс€ с заказчиком на 5 см по высоте кухни. —ейчас такое  невозможно.  

- ¬ернемс€ к архитектору Ќикольскому. ќн получил право проектировать будущий стадион им.  ирова по конкурсу?
- ¬ начале 1930-х годов по€вилась советска€ правительственна€ программа  по превращению трех невских островов в парк культуры и отдыха. —овсем не глупа€, ведь в самом  начале ’’ века в ѕетербург пришел капитализм, покруче нынешнего. ѕарки как госсобственность продавали под застройку в первую очередь, их по существу не стало.
Ќикольский выиграл конкурс на стадион и постепенно зан€лс€ всеми островами.  аменный остров с особн€ками он отводил дл€ однодневного семейного отдыха (это была заведома€ утопи€, его уже расхватали начальники), ≈лагин  сохран€лс€ как музейный,  рестовский – планировалс€ с гиперпарком будущего,  ¬ерсалем ’’ века. —тадион-холм, как часть паркового ландшафта, был центральной частью системы.

- ƒиснейлендом его можно назвать?
- ƒиснейленд – развлечение, ожившие картинки. ѕарк Ќикольского – архитектурна€ модель идеального мироустройства. Ќова€ античность, украшенна€ стату€ми нагих физкультурников. “ам гармонично сочетались образование и архитектура  -  «ѕутешествие к центру «емли»,  «–азрез земной коры»,  «“еатр массовых зрелищ», « анал водной физкультуры». ѕодземные пространства и насыпные острова, движение по ним народных масс и маскарадов. –ай на отдельно вз€том острове. Ќикольский создал тыс€чи рисунков и эскизов, они хран€тс€ в –ЌЅ.

-  аждый рисунок сопровождалс€ подробным комментарием?
- Ќикольский выработал специальный ручной шрифт, приведу два текста: «ƒаешь свой  оринф!», «¬еселые толпы масок движутс€ по берегам и на лодках в причудливом освещении прожекторов и фонарей…»

- –исунки датированы 1939 – началом 1950-х. » ни одного изображени€ —талина, ни одного упоминани€ о вожде?
- ћы упрощаем то врем€. ¬нутренний мир определенного круга ленинградской интеллигенции, их встречи и обсуждени€  обходились без вожд€ и даже без идеологии. “ак оставалось примерно до 1949 года,  до «космополитов», «врачей», «ленинградского дела». ѕосле сменились архитектурные руководители на всех уровн€х. Ќачалась  спекул€ци€ идеологией, и Ќикольского попытались отстранить от проектировани€  рестовского острова. ¬ конце концов, он был выведен на пенсию и вскоре умер. ’от€ проектирование  продолжалась его учениками до 1959 года.

- ѕервый футбольный матч состо€лс€ на стадионе в 1950 году.
- Ќо —талинскую премию Ќикольский получил в 1939-м, за незавершенный объект их не давали.

- –абота над раем продолжалась после войны?
- ¬ итоге был создана планировка парка, и шла борьба за одну башню (смотровую и управл€ющую стадионом)  и крытую арочную галерею на верхней части холма стадиона. »значально башен было задумано много в разных част€х парка, арочные галереи повтор€лись в проектах других построек на острове.  

- „то помешало реализации планов Ќикольского?
- ћногие современники считали, что  и сам мастер в этом отчасти повинен. ќн рисовал все новые и новые эскизы, один противоречил другому. Ќикольский говорил, что «талантливое произведени€ – это сери€ ошибок, талантливо слаженных».  огда пытаютс€ все сделать правильно и через все советы провести, ничего хорошего не получаетс€. Ќикольский бо€лс€, что в ходе обсуждений и последующей реализации, его идеи будут упрощены, по€в€тс€ «девушки с веслом». Ќачало второй очереди строительства все отодвигалось.
≈сли бы он остановилс€, возможно, проект удалось бы реализовать. »ное дело, что сложна€ система согласований, возникша€ после войны, Ќикольскому была чужда, он бы не пошел на уступки. я читал протоколы √радсовета по галерее, который состо€лс€ после смерти архитектора.  “ам предлагались чуждые ему многочисленные «улучшени€».  

- Ќо допустим, весь проект  рестовского острова полностью согласовали. ј стоимость его реализации?
- Ёто было бы дешевле одной московской сталинской высотки, самой маленькой. √рандиозность замыслов Ќикольского в композиции, а не в технических сложност€х, размерах и т.д.

- ћогла ли судьба стадиона сложитьс€ иначе, чем его снос?
- —итуаци€ была патовой. —тадион в том виде, каким он был в начале XXI века,  не мог больше служить по своему назначению. ≈го музеефикаци€ как пам€тника архитектуры -  нереальна.
»ное дело, что можно было сохранить холм, как главную идею Ќикольского. Ёто потребовало бы неординарных организаторских и архитектурных решений. Ѕыл выбран более легкий путь, хот€ € не знаю примеров, когда подобные задачи удавалось бы решить.

- „то мы в итоге потер€ли?
- ќдин из самых важных ансамблей ѕетербурга.  Ёто как потер€ √айд-парка дл€ Ћондона или ≈лисейских полей дл€ ѕарижа.                    

¬адим Ў”¬јЋќ¬



Загрузка...

ћедицинские центры и клиники, где можно сделать ћ–“ в  иеве