16+

Новости партнёров

Lentainform

Что останется от Петергофа, когда его застроят коттеджами

24/08/2010

Центр Петербурга – не единственное место, где современные архитекторы наносят ущерб городу. В Петергофе тоже идет новое строительство – там в последние годы прочно обосновался архитектор Никита Явейн.

(6) комментировать

                 Коттеджи непотребного вида

Приведу три примера: во-первых, уже построенную гостиницу на Соборной площади – в непосредственной близости от собора Святых апостолов Петра и Павла (Санкт-Петербургский пр., 32, памятник местного значения), во-вторых, ведущееся строительство на территории дворцово-паркового ансамбля Михайловской дачи (т.н. Михайловка), в-третьих, проект компании «Сэтл-сити» по строительству в непосредственной близости от Большого дворца, Верхнего сада и Нижнего парка.

До этого  в Петергофе происходила неуправляемая, производимая «там и сям» застройка одиночными особняками и дачами. Никакие инстанции контроля всерьез не следят за стилистикой этих построек, некоторые здания имеют вполне приличный вид, некоторые - убогих самоделок, и в целом они уже нанесли вред градостроительному облику Петергофа (который отнюдь не сводится к Большому дворцу, Большому каскаду и Нижнему парку).  Но это хотя бы единичные здания – Никита Явейн со своей мастерской «Студия 44» застраивает большие территории, выбирая знаковые места – около соборов и дворцов, и вред, соответственно, наносит больший. При правильном градостроении должна существовать буферная зона, окружающая территорию памятников архитектуры и культуры, и здесь желательно вообще воздерживаться от плотной застройки жильем. Однако в последние годы понятия  «ансамбль» и «буферная зона» аннулированы. И Петергоф уже дает примеры, когда новостройки внедряются в самое ядро ансамбля и располагаются в буферной зоне.

Беда Петергофа  – уплотнительная застройка.  Уже реализованный пример – гостиница на Соборной площади, на берегу Ольгина пруда, построенная по проекту мастерской Н. Явейна. 6 двухэтажных зданий с мансардами, паркинг пятиметровой глубины. Строительство произведено в охранной зоне, археологические раскопки не проводились.
Собор Петра и Павла был построен в 1895 – 1904 годах по проекту архитектора Н. В. Султанова в «русском стиле», крупнейшим идеологом которого Султанов являлся. Высота собора около 60 метров. Пять граненых шатровых глав, тесно сдвинутых друг с другом, и все детали, от башенок до кокошников и окон-слухов – это материализация султановского монархизма и политического консерватизма, его рецепция древнерусского зодчества. Собор представляет ее во всей национально-романтической полноте и этим ценен как памятник архитектуры. Тем более что это вообще единственный в Петербурге образец культового здания в исполнении Султанова. Он еще принимал участие в создании дома Мурузи, но это, понятно, совсем не то.

В Петергофе собор стоял, как и положено, на площади, именуемой Соборной, на берегу Ольгина пруда. Это создавало необходимое пространство для восприятия.
И вот теперь часть этого пространства оказалась застроенной 6 гостиничными коттеджами, причем строительство не завершено, оно будет продолжаться с другой стороны от собора. Понятно, что место выгодное – на самом берегу пруда, в центре Петергофа, рядом с Верхним садом. Но представим, что вокруг Исаакиевского собора и рядом с ним, на площади, называющейся Исаакиевской, строят 12 четырехэтажных корпусов. Как будет выглядеть то, что получится в итоге? Вот так выглядят эти коттеджи, которые спроектировал Явейн. Здесь вообще ничего нельзя было строить, Соборная площадь должна была остаться площадью.

К тому же сами коттеджи спроектированы в стилистике дачно-пригородного строительства, в таком стиле строили в 1970 - 1980-е гг. в Пярну продвинутые домовладельцы. С древнерусской стилистикой собора это не сочетается никак, и выглядит так, что собор вдруг взяли и плотно обстроили казенными дачами.
Инвестором является ОАО «Московская инвестиционно-строительная компания», именно она получила право строить тут 4-звездную гостиницу по постановлению правительства СПб от 24 мая 2005 г. № 747.

По этому документу инвестор должен был провести реставрационно-восстановительные работы в зданиях по указанным адресам, причем согласовать эти работы с КГИОПом. Так что КГИОП был в курсе всего и, конечно, не мог не понимать, что ставить коттеджи рядом с собором нехорошо.

Таким образом, речь идет о проникновении московского строительного бизнеса на петербургский рынок. Тут уже удивляться надо не тому, что обстроили собор коттеджами непотребного вида, а тому, что сам собор еще не снесли по желанию московского инвестора.

                  Ковровая застройка

Следующий пример – это строительство на территории дворцово-паркового ансамбля Михайловской дачи (Санкт-Петербургское шоссе, 109). Приспособление уникального ансамбля под нужды Высшей школы менеджмента СПбГУ.

Следует напомнить, что Михайловка – это не какая-то заброшенная, депрессивная, как любят теперь говорить начальники, деревенька, а дворцово-парковый ансамбль, в котором из 26 объектов 24 – это объекты федерального значения, а один – местного. В объекты федерального значения входят дворец вел. кн. Михаила Николаевича, парк, оранжерея, пруды, 7 мостов, плотина… А объект местного значения – церковь св. кн. Ольги (1861 – 1864, арх. Д. И. Гримм), расположенная в западной части парка. Именно вокруг этой церкви Н. Явейн и напроектировал новые здания.

Проект новостройки на территории Михайловской дачи – один из самых возмутительных. Во-первых, возмутительна идея загубить новостройкой дворцово-парковый ансамбль, во-вторых, возмутителен то, что было придумано в «Студии 44» Н. Явейна. Одно здание зачем-то имеет в плане форму кольца, другое – яйца, потом пирамида, потом пятиугольник, потом 9 прямоугольников, потом «зигзаг»…

Кстати, это классический пример того, как игнорируется понятие ансамбля. Михайловская дача интерпретируется просто как некая территория, на которой расположены 25 охраняемых объектов. Объекты никак не связаны вместе в ансамбль, поэтому они все рассматриваются поодиночке, а между ними, на всех пустых местах можно поставить все, что угодно: общежития, кафе, клуб, физкультурный комплекс, хозяйственный корпус… На лекции в 2009 г. Явейн пытался даже объяснить логику такого проекта желанием игры.
Теперь по этому проекту строят коттеджи в стиле хайтек, и  они непосредственно прилегают к церкви. Пока всех этих красот не видно, да и чтобы пробраться на территорию строительства, надо наврать, что вы идете в церковь. Но скоро результаты ковровой застройки территории вокруг бедной церкви будут видны.

Уже снесена оранжерея, т.к. тут будет гостинично-учебный корпус. Из другой интересной шпионской информации, полученной у рабочих: скажем, в Конюшенном корпусе (1859 – 1861, арх. Г. Боссе) обветшавшие арки меняют не на кирпичные, а имитируют, просто отливая из бетона. Если шпионская информация верна (а понятно, что так проще и дешевле), то ясно, почему никого не пускают на территорию.

                  Ковровая застройка «За гербом»

И, наконец, последняя по времени новость - это готовящееся строительство квартала «За гербом». Квартал гигантский, он ограничен с севера Нижним парком (или ул. Морского Десанта), с востока – Разводной ул. (т.е. границей Верхнего сада). Здесь была охранная зона, но последним Генпланом она была ликвидирована. Хотя это исторически сложившаяся за сотни лет и сохранившаяся градостроительная структура Петергофа с особнячками, сквериками, садиками…

Никита Явейн со своей мастерской уже показал проектные предложения, которые разрушают стиль старины. Татьяна Прохорова, бывший районный архитектор Петродворцового района, сейчас возглавляющая районный ВООПИиК, так выразилась: будет клавиатура компьютера. Однообразная, унылая в своей регулярности, а главное, все поставлено впритык,  без воздуха, с минимумом зелени.

По существу потомственный архитектор Никита Явейн предлагает ликвидировать исторически подлинную среду, выполняющую функцию буферной зоны перед Верхним садом и Нижним парком, и поставить геометрически правильные коттеджи. Это Альфавиль из антиутопий, город роботов, напоминающий военный городок советской армии. И все это рядом с Большим дворцом.

Постановлением правительства СПб от 7 июня 2010 г. № 739 то, что собираются здесь сделать, названо обеспечением градостроительного развития территории.
Естественно, будет снесено много деревьев, и старые здания: детский сад № 1, имеющий два здания - на улице Морского Десанта, 3б, и на Пролетной улице, 3. На месте пяти участков, где сейчас расположены дома, разрешено строительство: на Прудовой, 8, Эйхенской, 3, 5, 11 и 13.  В частности, речь идет об исторической застройке: Эйхенская ул., 3, - два дома Д. Н. Казина (кон. 1830-х); Эйхенская ул., 5, - дом О. Ф. Золотовой (1840-е); Эйхенская ул., 11, - дом В. Ф. Кузьмина (ок. 1840, перестроен в 1950-м); Эйхенская ул., 13, - дом И. Ф. Кузьмина (кон. 1830-х) – все это были памятники культуры местного значения согласно решению Исполкома Ленгорсовета от 16.07.1990; Прудовая ул., 10, - дом Гуляева (сер. XIX в.), выявленный объект культурного наследия.

Инвестором является компания «Сэтл-сити», которую в прошлом возглавлял В. Семененко, нынешний председатель Комитета по строительству. А проект сделала мастерская, которую возглавляет Н. Явейн, который в прошлом возглавлял КГИОП.
Экспертизу, разрешившую эту застройку, сделала С. Павлова, бывшая сотрудница КГИОП. 20 ноября 2008 г. был подписан протокол заседания Совета по сохранению культурного наследия при правительстве СПб. Председательствовал на заседании Б. Кириков, видный искусствовед, главный специалист по модерну. Постановили: исключить указанные памятники из списка охраняемых. Протокол подписали А. Марголис, главный спаситель Петербурга, а также Б. Николащенко, А. Пунин… Все поучаствовали. На основе этого протокола было написано письмо В. Матвиенко министру культуры А. Авдееву от 16 января 2009 г. – проект распоряжения об исключении из Единого государственного реестра объектов культурного наследия перечисленные выше здания.

                 Концепция краеведа Кузьмина

Как образец продуманной концепции я хочу хотя бы в выдержках привести документ, который подготовил историк Владимир Анатольевич Кузьмин. Это альтернатива концепции развития территории «За гербом», которую утвердило правительство СПб.
Исходная идея проста: «В настоящее время на данном участке имеются очаги современной застройки на месте исторических зданий, но большинство участков исторической застройки либо пустует, либо воссозданы в упрощенном виде при послевоенном восстановлении города. В целом территория находится в сильно запущенном состоянии».

Из этого следует, что развитие территории необходимо, но не в виде «клавиатуры компьютера», а индивидуально с генеральной целью сохранить исторически сформировавшийся стиль.

«Участок, ограниченный Фабричной улицей, улицей Морского Десанта, Конно-Гренадерской улицей, Эйхенской улицей и Санкт-Петербургским проспектом.
На данном участке находятся хорошо сохранившиеся здания казарм Конно-Гренадерского полка, завода металло-фурнитурных изделий и прилегающие к ним жилые постройки. Утраченный исторический объект – лютеранская церковь Св. Петра (арх. А. Штакеншнейдер и Э. Ган). Необходимо воссоздать.

Участок, ограниченный Эйхенской улицей, Мастеровым переулком и Санкт-Петербургским проспектом.
На данном участке находится дом нотариуса Ивана Михайловича Захари в руинированном состоянии и флигель сестер Мочалкиных (вероятно, планируется к сносу). Утраченные объекты – особняк Стояновой на углу Санкт-Петербургского проспекта и Мастерового переулка (имеются фотоизображения), перестроенные казармы Бумажной и Гранильной фабрик и прилегающие к ним многочисленные частные дома.     Данный участок может быть беспрепятственно застроен зданиями малой этажности в соответствующем стиле для нужд бизнеса с оборудованными парковочными зонами. Два имеющихся здания сохранить. Особняк Стояновой восстановить в рамках имеющейся информации и использовать как элитную гостиницу, как и дом нотариуса Захари.

Участок, ограниченный Мастеровым переулком, Волконской улицей, Прудовой улицей и Санкт-Петербургским проспектом
.
На данном участке находится здание УПК (ранее школы № 419) с прилегающим участком, историческое здание училища Деминой. Утраченные объекты не представляют ценности либо по ним нет достаточной информации. Участок может застраиваться неограниченно при условии наличия “зеленой стены” и сохранения здания училища Деминой. Возможны фрагментарные парковки».
Это пример того, как сделали бы в разумном обществе. Но у нас другой тип общества.

                 Ломоносов – не город-сад

Вообще вся прибрежная территория Финского залива, сейчас входящая в Петродворцовый район, атаке подвергается все последнее десятилетие. В 1998 г., когда, кстати, Никита Явейн был председателем КГИОП, в Ломоносове, на западном берегу Морского канала, в непосредственной близости от Меншиковского дворца, т.е. на территории памятника федерального значения, шведская фирма получила пятно застройки для строительства морского терминала. Шведы хотели завозить сюда на специальных баржах с башнями-термосами высотой 25 м горячий битум, а в Ломоносове этот битум перегружали бы на автотранспорт и везли дальше.

Тогда этот проект был остановлен благодаря усилиям ВООПИиК и экологов. Однако  сейчас по распоряжению КГА от 24.04.2008 № 1842 (по заказу КЭРППиТ) разрабатывается уже не проект одиночного терминала, а проект планировки производственной зоны «Ломоносовская». Поскольку у администрации Петербурга возник план по превращению города Ломоносов в промышленную зону. На севере, вдоль побережья Финского залива, намечается строительство трех торговых портов. Один из них планируется построить в самом центре Ломоносова, возле вокзала и Городских ворот, на месте, где должна быть городская набережная. Небольшой вокзал Ломоносова превратится в крупнейший железнодорожный узел, а дорога из порта пройдет по городу. На западе расположится крупный логистический портовый центр. На юге пройдет Кольцевая автодорога и дорога для вывоза грузов из портов. На востоке расположится мусороперерабатывающий комплекс, площадки для складирования мусора и грязного снега, несколько промышленных зон, очистные сооружения.

Любопытно сопоставить эти планы с теми, которые были описаны в книге о городе Ломоносове, изданной в 1968 г. Планы основывались на том, что Ломоносов – это старинный приморский город-сад. Строить здесь собирались молокозавод, больницу, бытпромкомбинат, столовые, школу, детские сады, зимний плавательный бассейн, жилые дома. Планировали раздвинуть границы старинных парков, благоустроить берега Финского залива. Теперь же все берега – это порты и терминалы.

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ

Автор благодарит председателя ВООПИиК Петергофа Т. Прохорову и краеведа В. Кузьмина за помощь в подготовке материала.



Комментарии:

Убогость,ограниченность,безграмотность,бездуховность,не образованность перерастающая в гордыню! Вот самый минимум слов присуще архитекторам Петербурга.Самое главное инстинкт самосохранения своей ограниченности.А Вы,пообщайтесь с ними,впечатление такое,что сам Леонардо у них в подмастерьях. Превратить в ущербный квартал такой "Алмаз" истории и архитектуры как Петергоф,для этого надо быть таким архитектором,что бы без учета истории и архитектурных традиций "упаковать" в безликость сам Петергоф.Жуткое зрелище на фоне идиллий. Большая половина "псевдо" архитекторов,безвылазно "прется" от Италии,остальная от Испании,другая от тупости по имени "хайтек",другая исправно калечит то,что другим не досталось.Ни ума ни фантазий... К сожалению весь Питер тому пример - новостройки,когда данный "архитектор" "творил" Ладожский вокзал,мы ему по наивности предложили внутреннее пространство отделать в мозаике на тему Ладожского озера и,что с ним исторический связано.Мы прослушали много интересного о его гениальности.И сейчас видим,этот дешевый керамогранит,который потерял симметрию и выглядит как "большой сортир",однотипно и по "совдеповский". Жутко и печально смотреть на дешевых архитекторов,которые в своей жизни ничего не достигли как Личности и Зодчие. И спасибо им,что они такие ничтожные люди. А такой город,такие дивные пригороды,ведь можно было и нужно строить лучшее...но уже без них.Городу надо возвращать его Величие.Ведь это наш Питер наш Ленинград !

Написал varvar_greg - 2010-08-31 17:27:53 / ответить

То, что надо. Хорошая архитектура, сознательно сделанная спокойной и простой по формам, чтобы ни в коем случае не спорить со сложным и детализированным зданием собора. Качество строительства отличное.

Написал despair_style - 2010-09-05 11:42:20 / ответить

... со своей мастерской «Студия 44» застраивает большие территории, выбирая знаковые места... - автор действительно такой тупой или зачем-то притворяется? Место выбирает и покупает Заказчик, Действующая Власть этот участок продает и дает разрешение его застроить, а наезд почему-то на архитектора. Какой-то неконструктивный, причем, наезд. Тут явно имеет место какие-то внутренние тараканы автора, или что-то личное конкретно к автору проекта (может быть женщина?). Ведь сам проект очень грамотный, стильно и со вкусом отрисованный, очень деликатно вписанный в среду и по объему и по колористике.

Написал ашкутяу - 2010-09-14 19:14:20 / ответить

Это правильный проект и при том грамотный? По пьяне такое точно не сделаешь,куда там по трезвому.Это "нечто" смахивающее на "мини гараж" есть правильное архитектурное решение для Пегергофа? Деликатно вписанный... тем паче со вкусом. Очередной бред! Какой заказчик такой и архитектор.

Написал varvar_greg - 2010-09-21 17:58:21 / ответить

Безграмотные тупые людишки! и это среди жителей Культурной столицы! Никита Явейн никак не выбирал участки под проектирование и строительство, он лишь получал заказ на определенный вид разработок архитектурно-строительной документации. Сам проект выполнен с огромным мастерством! Архитектор знает свое дело. Архитектура прекрасно органично вписывается в исторический контекст не перебивает историческую застройку. При этом использованы зеленые технологии для большей органичности. Почему-то про конструктивистское здание начала 20 века, отстроенное как раз напротив главных входных ворот в верхний сад никто не говорит, а ведь оно тоже не Петровской эпохи, хотя тоже прекрасно вписывается в контекст. Разностилевые постройки в данном месте никак не вредят друг другу, а создают неплохой исторический срез, это ведь история! Петергоф не должен оставаться на петровской эпохе, иначе со временем там могут остаться лишь руины без прошлого и будущего... Кстати говоря о храме Петра и Павла, никакой это не русский стиль, это самая что ни на есть ЭКЛЕКТИКА начала 20 века! Прошу Вас, люди, будьте образованнее и благоразумнее, потом пишите статьи. А сейчас - вы смешны!

Написал Неравнодушный - 2012-12-29 09:19:32 / ответить

Все комментарии

Оставить свой комментарий



Справочник организаций Желтые Страницы www.yp.ru