16+

Новости партнёров

Lentainform

Как дом времен Пушкина улучшили десятиэтажным фасадом

13/10/2010

Как дом времен Пушкина улучшили десятиэтажным фасадом

В начале октября городской суд СПб признал противозаконным строительство высотного здания на месте снесенного кинотеатра «Зенит» (ул. Гастелло, 7). Причина судебного решения необычна для нашего времени: строительство запрещено, потому что это охранная зона Чесменского дворца.


       Счастливый случай
А была попытка вырезать из охранной зоны небольшой участок для строительства высотки, однако суд обнаружил, что это противоречит федеральному закону № 73 «Об объектах культурного наследия». Поскольку ст. 34 гласит, во-первых, что для «обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны…», а во-вторых, что охранная зона – это «территория, в пределах которой… устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство».

Кстати, не могу не напомнить, что поначалу архитектором Рафаэлем Даяновым планировался не снос кинотеатра «Зенит» с последующим новым строительством, а лишь его реконструкция, т.е. надстраивание (см.: Архитектурный ежегодник. 2006 – 2007).

Рафаэль Даянов – один из самых беспощадных реконструкторов Петербурга, своим творчеством он утверждает радикальный принцип, который нынче стал законом: архитектурная форма обусловлена не гармонией и красотой, а только технической возможностью.

Поэтому новое здание (многофункциональный комплекс) должен был иметь высоту 125 м, а для красоты дискурса было придумано, что образцом служит здание МИДа в Москве на Смоленской пл., построенное в 1948 – 1952 гг. по проекту арх. В. Гельфрейха высотой 120 м. Даянов и решил его воспроизвести, но без шпиля, который придумал не Гельфрейх, а Сталин.

И вот теперь суд прервал реализацию этого замысла.
Случай, повторяю, редкий, возможно, связанный с ураганными разоблачениями Юрия Лужкова и показом по телевидению фильмов «Москва, которую мы потеряли» и «Москва: самоликвидация». Понятно, что, во-первых, такие же фильмы с заменой Москвы на Петербург в заголовках можно снять и про наш город, во-вторых, если это кино и произвело впечатление на судью, то ненадолго. Тем не менее такое уникальное судебное решение появилось.

        Архитектурная пакость
Однако в силу упомянутого эмпирического закона об обусловленности архитектурной формы технической возможностью в Петербурге нормой давно стало игнорирование ст. 34 закона «Об объектах культурного наследия». Один из самых наглядных примеров нарушения этой статьи  –  новостройка, изображенная на фотографиях.

На первом плане – памятник архитектуры федерального значения, так называемый дом А. Н. Глуховского, построенный в 1810-е годы. Адрес – наб. Адмирала Лазарева, 10. Архитектор неизвестен. Это постройка времен Пушкина.

А позади нее по проекту архитектора Владлена Лявданского (мастерская «Лявданский и Герасимов»*) строится дом с максимальной высотой 31 метр (этажность 6–7–10). Фотографии, сделанные в мае 2009 года и в сентябре 2010-го (см. фотографию наверху (на снимке на переднем плане дом А.Н. Глуховского, построенный в 1810-е годы)), позволяют сравнить то, что было, с тем, что получилось. Получилось же, что новое здание подавило и задавило высотой и массой памятник архитектуры.

При этом стоит обратить внимание опять же на ст. 34 упомянутого закона. В ней говорится, что памятник должен иметь охранную зону, т.е. территорию, «в пределах которой… устанавливается особый режим… ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство». И именно это и проигнорировано демонстративно: объект культурного наследия лишен своего исторического ландшафтного окружения. На фоне фасадной стены жилого 10-этажного дома дом, мягко говоря, не смотрится. Т.е.  не случайно  законом и было предусмотрено запрещение в охранной зоне строительства.

На майских фотографиях 2009 года хорошо видна техника, с помощью которой на месте будущей новостройки уже забивают сваи. Отсюда первое замечание: рядом с памятником надо бы применять щадящие технологии, и я предполагаю, что дом Глуховского мог получить повреждения в процессе нового строительства.

Второе замечание: постановление правительства № 506 «Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной Глухой Зелениной ул., М. Зелениной ул., Резной ул., наб. Адмирала Лазарева в Петроградском районе» было подписано 27 апреля 2010 г., а начавшееся строительство хорошо видно уже в мае 2009-го, т.е. почти за год до этого. Иначе говоря, еще не были утверждены проект межевания квартала и чертежи размещения объектов капитального строительства, а само строительство уже давно началось. Нравы теперь самые простые.

Нормативные документы по планировке и межеванию, как можно понять, готовились вослед реальному строительству и исходя из аппетитов инвестора (это ООО «Бетта»). На чертеже приложения № 5 к постановлению № 506 цифрой 5 обозначен дом Глуховского, а цифрой 6 – новый дом, вытянутый фасадом вдоль Резной ул.

Одна занятная особенность: на чертеже межевания территории, который является приложением № 4 к постановлению правительства СПб № 506, обозначена территория, занимаемая объектом культурного наследия, но не показана охранная зона объекта культурного наследия. Хотя в отношении трансформаторных подстанций аккуратно обозначены  и сами подстанции, и охранные зоны вокруг них (они же отмечены особо и в экспликации).

Фактически это скандальное нарушение федерального закона № 73-ФЗ. Размер контура объекта свидетельствует о том, что охранной зоны у памятника культуры пушкинской поры нет. И теперь, после того, как здание построено, это хорошо видно (между прочим, до 10-этажного позади памятника стоял двухэтажный дом, а 10 этажей и 2 – это уже две большие разницы).

Было бы странно, если бы в этой истории, где инвестором выступает московская фирма «Бетта», адрес: Москва,  Ольховая ул., 16, строение 6, обошлось без архитектурной мастерской пресловутой Т. Славиной. Именно ее мастерская выдала экспертизу, согласно которой позади дома Глуховского можно строить здания высотой до 12 этажей. Построили.

Правда, некоторые пассы архитектором и инвестором были сделаны, но это пассы фокусников, пытающихся нечто сымитировать. На уровне шестого этажа новостройки со стороны набережной сделан отступ глубиной 6 метров. По поводу этого отступа архитектор Лявданский сообщил мне реакцию КГИОПа: «КГИОП был счастлив, что мы отступили». Фраза гениальна, из нее можно сделать вывод, что не КГИОП руководил межеванием и строительством, рядом с памятником культуры, а инвестор и архитектор Лявданский. Как выразился архитектор, без отступа 10-этажный дом нависал над домом Глуховского, а теперь не нависает. Почему теперь не нависает, я не понял: без отступа сделаны шесть этажей нового здания, и это ровно вдвое выше дома Глуховского. Так что это не более чем некая условность, знак того, что инвестор и Лявданский все же пошли навстречу бедному КГИОПу, выступавшему, как я понял со слов архитектора, в роли просителя.

В итоге получилась «поправка к классицизму», к портику и четырем колоннам коринфского ордера, в виде 10-этажного фасада из газобетонных стеновых блоков, который потом обклеят какой-нибудь пластмассой или напольной плиткой. Это и будет теперь считаться «историческим ландшафтом» памятника. Назвать это архитектурной ошибкой будет неверно, это другое – архитектурная пакость.

Я спросил Лявданского, не стыдно ли ему было – задавить этот миленький домик с четерехколонным портиком, построенный еще в пушкинские времена, а в ответ услышал коронный ответ: а не надо было давать разрешение на строительство рядом с памятником. А раз дали, то я не виноват.

Кстати, ситуацией воспользовался не один Лявданский со своим инвестором. Позади дома Глуховского, там, где раньше был Механический опытно-экспериментальный завод НПО «Научфанпром» (М.Зеленина ул., 4), гигантские здания строит еще и корпорация ЛЭК. И эти новостройки также образуют фон для дома-памятника. Пакостить-то все горазды. Правда, узнать фамилию архитектора ЛЭКовских домов я не смог. Телефоны не отвечали.
Я догадываюсь, как именно проворная москвичка «Бетта» разрулила ситуацию, как прошла экспертиза в мастерской Т. Славиной, как понятлив был В. Полетайкин, директор этой мастерской и каким образом у памятника культуры не оказалось охранной зоны с охраняемым историческим ландшафтом, а там, где она должна была быть и где законом № 73-ФЗ запрещено строительство, построен новый 10-этажный дом и чуть правее другие дома. И все догадываются. И вот именно по этой передовой технологии и уничтожается исторический Петербург.

В 2004 г. правительством Петербурга был учрежден нагрудный знак «За заботу о красоте города». Предлагаю наградить им Лявданского Владлена Эдуардовича, архитектора, скромного винтика машины уничтожения.          

* Не путать с архитектором Евгением Герасимовым. Этого Герасимова зовут Анатолий, и он не архитектор, а конструктор.

 


 Вид на объект в мае 2009 г. (фото Александра Макарова)

 


 Так должен выглядеть дом архитектора Ляваданского, когда его достроят (фото из рекламных материалов).

Устали жить на стройке в состоянии длительного ремонта? Хотите, как можно быстрее закончить стройку и выполнить отделочные работы? Информационный портал poremontu.ru поможет вернуть вашу жизнь в нормальное русло и сделать ее уютной.

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве