16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

 артину, получившую две “Ё‘», нигде не показывают

14/10/2010

 артина Ђ–азжалованныйї, сн€та€ компанией Ђ‘еникс-‘ильмї, получила две премии “Ё‘» - за лучший сценарий и за лучший телевизионный художественный фильм.


                Ќа церемонии в ѕетербурге сценарист Ќаталь€ ѕортнова и  режиссер ¬ладимир “умаев выгл€дели гордыми и подавленными одновременно – фильм, который они сделали, не показали ни на одном из федеральных каналов.

¬ отличие от «Ўколы»,  «јдмирала» и   «√лухарь. ѕродолжение»,  вместе с которыми «–азжалованный»  выдвигалс€ в четырех номинаци€х. ќ том, как маленька€ кинокомпани€  обошла крупнейшие телеканалы страны,  Online812 рассказала  сценарист фильма Ќатали€ ѕќ–“Ќќ¬ј.

-  ак же так вышло, что «–азжалованный» - фильм, который выставл€лс€ на четыре номинации “Ё‘» и в итоге получил две статуэтки, не был показан ни одним крупным каналом?

- –ежиссер јндрей  озлов задумал серию  фильмов, котора€ называлась «Ѕой местного значени€». ќна состо€ла из четырех фильмов. ѕервый фильм так и называлс€ «Ѕой местного значени€». ѕотом были «Ћейтенант —уворов» и  «¬ сторону от войны», сн€тый по моему сценарию. –ежиссером этих фильмов был јлексей  озлов. „етвертым фильмом стал   «–азжалованный», его сн€л режиссер ¬ладимир “умаев.  “олько один из этих фильмов  - «Ѕой местного значени€»  был показан по телевидению в эфире ѕ€того канала. ќстальные фильмы остались невостребованными. 

- ¬ы пон€ли - почему?

- Ёто произошло еще и потому, что  выход  фильмов  совпал с тем моментом, когда каналы помен€ли практику закупки и производства кинопродукции. ≈сли раньше сторонние студии снимали фильмы на свои деньги, а потом предлагали их каналам, то теперь каналы сами стали создавать свои собственные студии.  “аким образом, было устранено все многообразие рынка. ¬ результате кинокомпани€ «‘еникс» осталась с циклом фильмов, которые вещательные каналы отказались даже отсмотреть, не то что приобрести. 

-  то же тогда выдвинул «–азжалованного» на “Ё‘»?
- «‘еникс» показал его по своему кабельному каналу, транслируемому в ћоскве.  онечно, аудитори€ у фильма  была крохотна€, но формальности, таким образом, были соблюдены – «–азжалованный»  был показан по телевидению. » когда мне позвонил јлексей  озлов, €вл€ющийс€ членом “елеакадемии, и сказал, что наше кино  попало на конкурс, € была в полном изумлении, потому что давно уже его похоронила. Ѕолее того. ‘ильм был выдвинут в четырех номинаци€х р€дом  с такими монстрами, как «Ўкола», «јдмирал», про которые не слышал только ленивый,  и  «√лухарем», занимающим первое место во всех рейтингах. » р€дом с ними наш «–азжалованный»!

- ¬ы писали сценарий дл€ другого почти военного фильма - «ѕо этапу». Ёто был очень масштабный проект – в главной роли ƒжон ћалкович, совместные съемки с английской компанией. “ам все было по-другому?

- —ценарий к фильму «ѕо этапу» такой очень  многострадальный. »значально  €  его писала по заказу —ерге€ —нежкина, но —нежкин передумал его снимать. ѕотом  целый год деньги на него искал ¬ладимир  ’отиненко. ¬ это врем€, с помощью друзей, € вышла на крупную немецкую студию «Ѕавари€-фильм», котора€ согласилась участвовать в проекте.
¬ообще, в √ермании нет ни одного фильма про пленных немцев в –оссии. Ќи одного! ѕотому что дл€ немцев это больна€ тема. ќни ее не трогают. » при этом «Ѕавари€-фильм» согласилась финансировать половину бюджета, при условии что наше государство официально примет участие в этом проекте. ’отиненко отдал сценарий в √оскино, и полгода мы ждали решение  по госфинансированю. ј немцы терпеливо ждали, пока наша бюрократическа€ машина сделает очередной оборот. ¬ результате госфинансирование нам не дали и съемки отменили.
ѕосле этого € спр€тала этот сценарий в стол и решила его не трогать. ј спуст€ два года € познакомилась с продюсером ћихаилом ƒунаевым. ¬ечером отправила ему сценарий, а утром он позвонил и сказал, что это именно тот проект, который он бы  хотел делать. ѕосле чего мы четыре мес€ца обсуждали с ним  договор. “орговались по целому р€ду  вопросов, и все эти вопросы не имели отношени€ к деньгам. ƒл€ мен€ очень важным было  упоминание в титрах и благодарные слова люд€м, по рассказам которых писалась истори€. ј  еще € хотела иметь возможность отсматривать готовый материал и в случае несогласи€ сн€ть свою фамилию из титров.

- » что?
- ¬се эти услови€ вошли в договор, и все были нарушены. 
- “о есть фильм получилс€ не таким, каким вы его себе представл€ли.
- «ѕо этапу» был хорош тем же, что и сериал «Ўкола», – раскруткой и деньгами, в него вложенными. Ќа выходе же это оказалс€ простой пшик. я писала свой сценарий по рассказам очевидцев. ¬ частности,  бабушки моего  институтского товарища, “амары јлександровны Ўатохиной, котора€  работала в лагере  дл€ немецких военнопленных, и √анса  »оахима янсона, попавшего в советский плен.
Ёто очень трагическа€ истори€. Ќемцы,  которые еще вчера убивали наших людей,  живут р€дом с пережившими блокаду ленинградцами, играют на танцах дл€ русских женщин, влюбл€ютс€ в этих женщин и завод€т с ними детей.  ¬ ѕушкине, где размещалс€  лагерь дл€ немецких военнопленных,  действительно было очень много детей, родившихс€  после  войны от таких союзов. » вот этих пленных, которые тут  уже обжились, у которых здесь дети, в один момент собирают по домам и увоз€т. ѕричем непон€тно куда – то ли в √ерманию,  то ли на расстрел. ј русские женщины  плачут, провожа€ их. Ќа этих простых женщин сначала свалилась война, лишени€, гибель мужей. ј потом вдруг -  пленные немцы. » они переживали сначала ненависть и отвращение к ним, а потом пожалели и полюбили. —ценарий был об этом.

- ј что в тоге получилось в фильме?
- ј в фильме «ѕо этапу»  зимой сорок шестого года героини щегол€ют в  новеньких чистых тулупах, париках и пилотках. Ќасто€ща€ клюква! » все, кто там снимались, хорошо это понимали.  огда мен€ единственный раз пустили на съемочную площадку, ко мне подошла актриса »нгеборга ƒапкунайте и спросила: «¬ы думаете, что мы снимаем правду?»  я ей ответила, что это вранье, но сделать с этим € ничего не могу.
- ” вас три сценари€ про войну. » вообще истории про то, как вместе сосуществуют недавние враги, сегодн€ стали у нас очень попул€рны. ≈сть «ќдна война» ¬еры √лаголевой, « рай» јлексе€ ”чител€ и «ѕолумгла» јртема јнтонова. ќткуда така€ тенденци€?

- Ќе знаю. ћожет быть, это потому что мы не можем сказать правду о современности. Ётот факт  надо признать. » даже если мы можем сказать эту правду, то дома и только самому себе. »ли написать и положить «в стол». ј говорить правду, это естественна€ потребность человека, который занимаетс€ творчеством. √оворить о том, что больно. »ли о том, что волнует. ѕоэтому то, что нас мучает, мы переносим  в то врем€, которое нам позвол€ет об этом сказать. Ќо так тоже происходит не всегда.
¬едь сейчас очень много невзаправдашних фильмов о войне, таких же фальшивых,  как и фильмы о современности. — другой стороны, кино про войну смотреть т€жело. » нельз€ все врем€ возвращатьс€ к теме войны.

- ѕочему?
- Ќу, вот вз€ть ту же церемонию “Ё‘». ¬ ее конце организаторы сказали, что сама€ главна€ дл€ нас сегодн€  дата – 65-летие ѕобеды. » объ€вили минуту пам€ти. я понимаю, что таким образом они искали тему, с помощью которой можно нас всех  объединить. Ќо смотрите, что получаетс€. ¬ начале церемонии от “Ё‘» отказываетс€ ƒорман, потом они не вручают награду ћанане јсламаз€н. Ќо зато в конце церемонии мы почитаем пам€ть павших во врем€ войны! ѕоймите, мы всегда готовы почтить пам€ть погибших, но получаетс€, что война – это единственна€ тема, в которой мы едины и котора€ вызывает гордость и душеный отклик. ≈динственна€! Ќо в таком виде тему войны  нельз€ эксплуатировать вечно. ј другого у нас ничего нет.

- ¬ернемс€ к «–азжалованному». “еперь какие-нибудь каналы уже обратились  с предложением его показать?
- Ётим вопросом занимаютс€ продюсеры. я пока про такие предложени€ не слышала. ќдин из продюсеров даже горестно сказал: «Ќу, если никакие каналы его не возьмут, попробуем предложить  его  каким-нибудь международным  фестивал€м». ќн ведь сн€т как полноценное полнометражное кино. “о есть продюсеры тоже уже смирились с  тем, что  этот фильм никогда не увидит широка€ аудитори€.
ј то, что произошло на “Ё‘», было чудом. ћне вообще кажетс€, что  в этом году на “Ё‘» было протестное голосование. ¬едь, если вдуматьс€, сегодн€шн€€ ситуаци€ в академии сильно отличаетс€  от того, что было несколько лет назад. –аньше академиков было 280, сейчас их 525. » возможно, за счет этих новых членов стала формироватьс€ более объективна€ картина.
»ли вот голосование на  “Ё‘» в категории «ѕрофессии». ¬о всех информационных ресурсах ѕервый канал объ€вл€етс€ лидером по числу наград. Ќо ведь на самом деле этот гигант, который может всех купить и продать, победил только в 12 номинаци€х из 25. 12, а не 23 или 24! ј уже в ѕитере, в категории «Ћица» ѕервый канал получил “Ё‘» только за развлекательные программы.  Ёто значит, что происход€т какие-то изменени€.

- ѕока, что-то на экране эти изменени€ не слишком заметны. –асскажите, как вообще создаетс€ сценарий дл€ телевидени€?
-  аналы четко говор€т, что они хот€т. Ќапример, у одного из центральных каналов целева€ аудитори€ – женщины в возрасте 55 и старше. ћне, когда € пыталась писать дл€ них, так пр€мо и объ€снили, что они адресуют свою продукцию такой женщине. ќна живет в маленьком городе, и у нее невысокий образовательный уровень. ј еще у нее есть пьющий муж, которому продукци€ этого телеканала тоже должна быть интересна. » писать сценарии надо так, чтобы эта наша женщина могла вз€ть своего мужа за руку, посадить его возле телевизора и сказать: «¬от, посмотри. “ебе это будет полезно».

- –азве это плохо, что он, вместо того чтобы напитьс€,  посмотрит телесериал?
- я знаю точно только то, что однообразие ведет к смерти. Ќа канале «–осси€» в названии каждого телесериала есть слово «любовь». «десь можно вспомнить «¬сегда говори «всегда»». Ёто был эпохальный сериал хот€ бы потому, что его название сильно отличалось от других. Ќо ведь большинство  сериалов нельз€ вспомнить ни по названию, ни по сюжету. ќни идут одним сплошным потоком, потому что их делает одна команда редакторов, котора€ подгон€ет все сюжеты под общие, им одним пон€тные рамки.
” мен€ была совершенно анекдотична€ истори€ про то, как € пыталась писать сценарий дл€ одного центрального канала.  »значально это была вертикальна€ истори€  про петербургскую девушку-экскурсовода. я решила, что экскурсии по ѕетербургу – это познавательный и интересный фон дл€ разнообразных историй. Ќо первое условие, которое выдал канал, – чтобы там не было никаких экскурсий, никакой информации про город! ѕросто ни одного слова. “олько ее личные отношени€. — мамой, с друзь€ми или  любимым человеком.
Ѕолее того - вначале € придумала историю про мужчину-экскурсовода. Ќаписала за€вку, отправила. Ќа это они мне отвечают, что мужчин-экскурсоводов не бывает.

- ¬ смысле им не нужна така€ истори€?
 - Ќет. ќни хот€т снимать «правду». ј мужчина-экскурсовод в их понимании это нелепый вымысел. ѕо их мнению, нет таких причин, которые заставили бы мужчину водить экскурсии по нашему городу. Ќу, только если  он физически неполноценный или сумасшедший.  ¬от под это представление о мире авторы должны подстраивать свои сюжеты!

- √овор€т, что цензура и отсутствие денег стимулируют  творческий процесс? ¬ы в это верите?
- “рудно сказать. ¬от во времена Ѕольшого террора люди рисковали жизнью за свои стихи, статьи или просто за одно неосторожное слово. » при этом все было острее. —ейчас мы не рискуем ничем особенно важным. Ќу, разве что  потерей денег. », тем не менее, мы молчим и очень многого боимс€. ј ведь прежних рисков сейчас нет. Ќе убьют же, не посад€т. я прочитала это в интервью Ѕориса јкунина. » € с ним согласна.  уда-то подевались пон€ти€ «принципы», «совесть», мы их даже в речи почти не употребл€ем. ѕочему это произошло – € не знаю.

- Ќо ведь одного же у нас все-таки посадили?
- Ќам до его размаха далеко. ј € говорю не об олигархах, а о каждом из нас. »з нашей жизни совершенно исчезли эти аксиомы, что бо€тьс€ – стыдно. » врать – стыдно.  » продавать свою совесть за деньги – тоже стыдно. ¬сегда. ј в творчестве – особенно.                     

≈лена Ќ≈ –ј—ќ¬ј, фото 20x30.ru



Загрузка...

ћедицинские центры и клиники, где можно сделать ћ–“ в  иеве