16+

Lentainform

Умные сотрудники приносят вред бизнесу

04/03/2011

Умные сотрудники приносят вред бизнесу

Умные сотрудники, от которых вреда больше, чем пользы, есть в 36% отечественных компаний, выяснили эксперты SuperJob. Главные проблемы профессионалов - плохое воспитание, проблемы в личной жизни и звездная болезнь.


                 Виталий, руководитель крупной торговой структуры, рассказал RB.ru, что уволил своего самого талантливого и профессионального товароведа – за аферу: работник получал деньги за противозаконные преференции.

«У нас была золотая сотрудница, которая составляла такие отчеты, с упором на такие моменты бизнеса, о которых мы даже никогда бы и не подумали. Но ее гиперактивность и инициативность в конце концов всех довела. Однажды она даже предложила проводить зарядку в 8 часов утра, перед началом рабочего дня, чтобы всех взбодрить. Это жутко раздражало», – рассказывает Татьяна.

«Однажды я взяла на работу очень умного мужчину, который на тот момент учился в аспирантуре по специальности «маркетинг», – рассказывает RB.ru Анастасия. – Именно это впоследствии и оказалось самой большой проблемой: он не мог работать, не примешивая в процесс слишком много «умного». Однажды ему было дано задание провести исследование, в ходе которого надо опросить экспертов, в том числе из научных кругов. На поиск этих экспертов он потратил вдвое больше положенного времени и опросил вдвое больше экспертов, чем было надо, потому что некоторые из них показались ему недостаточно компетентными. Но и это еще не все. Сам отчет он сдал клиенту на три месяца позже срока – не потому, что не писал отчет. Он писал, только не отчет, а целую диссертацию! Клиент в итоге получил такой документ, с которым просто не смог разобраться. В итоге мне, как руководителю проекта, пришлось самой за один день написать отчет. Горе от ума, одним словом».

Такие истории, впрочем, далеко не редкость и мало кого могут удивить. Как выяснил Исследовательский центр портала SuperJob, умные сотрудники, от которых вреда больше, чем пользы, есть в 36% отечественных компаний.

По мнению респондентов, основная причина, приводящая к тому, что перспективный и умный сотрудник начинает приносить организации проблемы, – плохое воспитание, проблемы в личной жизни, а также развивающаяся со временем звездная болезнь: «Часто умные и профессиональные сотрудники считают, что они настолько незаменимы, что могут диктовать любые условия компании»; «К сожалению, некоторые сотрудники со временем заболевают звездной болезнью. Становятся якобы выше всех и забывают, что когда-то начинали с нуля. Таких сотрудников немного, но они есть!»

«Когда я работала в одном из рекламных агентств Новосибирска, у меня был коллега – невероятно твердолобый молодой человек. Он был студентом-отличником, пришел к нам в офис как специалист по работе с клиентами и был очень уверен в том, что офис – тот же университет, где он будет звездой, – рассказывает RB.ru Ольга. – Все свои действия он проговаривал вслух: «Тааак, сейчас я позвоню вот этому клиенту, предложу ему то-то и то-то». А потом выдавал что-то вроде: «Я позвонил, и мы договорились созвониться позже!» И все с такой интонацией, будто он уже получил какие-то дикие бюджеты, заработал для компании кучу денег. С одной стороны, он был очень умным, но с другой – слишком наивным и слишком уверенным в своей звездности».

В свою очередь представители 42% организаций уверены, что в их коллективе таких сотрудников нет. «Стараемся таких не брать, их сразу видно на собеседовании»; «Умные и профессиональные работники априори не могут навредить!»; «Был. Настолько умный, что сам уволился», – комментируют они.

Ещё 22% опрошенных затруднились с ответом: «Всякое бывает»; «Не без этого, но в данный момент таких нет».

«Говорить о том, что высокопрофессиональный сотрудник может приносить вред компании или коллегам, нельзя. Теоретически такой сотрудник может быть источником определенного неудобства, поскольку предлагает различные идеи, не все из которых с энтузиазмом воспринимаются коллегами», – говорит RB.ru Алла Серегина, руководитель проекта Работа@Mail.ru.

По словам специалиста, конечно, не все профессионалы обладают ангельским характером: для достижения поставленной цели им приходится иногда быть жесткими, упрямыми, настойчивыми, авторитарными. «Тем не менее, это оправдано. По-настоящему умные люди не подвержены «звездной» болезни, более того, им присуща самоирония и чувство юмора!» – отмечает собеседница RB.ru. Руководителям компаний не всегда удобно работать с такими людьми – им требуется определенная самостоятельность и достаточная мотивация, не только материальная, отмечает эксперт. По ее словам, опытные руководители, следуя принципам рациональности, готовы испытывать психологический дискомфорт от работы с такими сотрудниками.                         

rb.ru