16+

Новости партнёров

Lentainform

Почему стадион на Крестовском строится долго и дорого

09/03/2011

Почему стадион на Крестовском строится долго и дорого

Городской парламент в окончательном виде принял закон, увеличивающий стоимость стадиона на Крестовском острове с 13,04 миллиарда рублей до 22,5 миллиарда. В тот же день, уникальный случай, закон был подписан губернатором. Таким образом, этот вопрос можно считать окончательно решенным. Эксперты говорят, что самое увлекательное здесь – не подорожание, а обоснование его необходимости.


                     Сначала (в 2006 году) стадион стоил 6 миллиардов рублей и строила его компания «Авант». По дороге он подорожал до 23 миллиардов, в 2008 году город поругался с подрядчиком и договор расторгли. Был организован новый конкурс в самой прогрессивной форме аукциона, победителем которого в декабре 2008 года стала компания «Трансстрой», входящая в холдинг «Базэл» Олега Дерипаски. Она снизила цену контракта с 18 до 13 миллиардов и обещалась построить стадион к 15 ноября 2010 года. В начале 2010 года Смольный решил поменять проект, чтобы на бывшем Кировском стадионе можно было поводить чемпионат мира, а заодно и культурно развлекаться 82 тысячам гостей. Для изменения проектной документации (подготовка которой входила в контракт с «Трансстроем») в марте был поведен новый конкурс на 400 с лишним миллионов рублей. И теперь, чтобы построить стадион, достойный принять чемпионат, на него нужно увеличить финансирование. Для чего и был принят нынешний закон.

Сроки

Знаменитый 94-й федеральный закон, регулирующий механизм госзакупок, позволяет в исключительных случаях изменять стоимость работ по уже заключенным по итогам торгов контрактам. Городские власти ссылаются на пункт 6-3 ст. 9 этого закона, который дает региональным властям право пересматривать цену контракта, если он заключен на сумму более миллиарда рублей и на срок более трех лет, а «выполнение контракта без изменения цены невозможно вследствие существенного возрастания стоимости подлежащих выполнению работ». Изменение цены оформляется региональным законом.

Тут, правда, содержится несколько довольно очевидных натяжек. Во-первых, существенно возросла не стоимость подлежащих выполнению работ, а их объем. Во-вторых, изначально контракт между городом и «Трансстроем» заключался менее чем на 2 года: с декабря 2008-го по ноябрь 2010-го. И только по допсоглашению его продлили еще ровно на 2 года. Стоит заметить, что 94-й закон ничего о возможности такого продления не говорит, так что Смольный ссылается здесь на Гражданский кодекс, регулирующий взаимоотношения между подрядчиками и заказчиками вообще. С точки зрения системы госзакупок, отличающейся механистической суровостью, такого рода действия выглядят подозрительно: чиновник может объявить конкурс, обозначив заведомо неисполнимые сроки и отсеяв тем самым нежелательных участников, а когда победит желательный – заключить с ним допсоглашение.

О том, что контракт продлен, известно из пояснительной записки к закону о повышении цены, подписанной строительным вице-губернатором Романом Филимоновым. Когда именно появилось допсоглашение, там не указано.

Официальный сайт городского заказа ответа не дает и, более того, ставит в тупик. В реестре действующих контрактов говорится, что указанный контракт на сумму 13 миллиардов должен быть исполнен к ноябрю 2012 году, то есть вроде бы все правильно. Но датой изменения записи на сайте значится 17.12.2008, то есть день подписания контракта по итогам конкурса. Однако подписан он был, как мы знаем, на срок до 2010 года. Есть упоминание о строительстве стадиона и в рубрике архивы госконтрактов. Там указано, что последнее изменение в него было внесено 23.12.2010. Согласно этой редакции, работы должны быть выполнены к 28.02.2011. То есть неделю назад.

Таким образом, это допсоглашение, которое сделало контракт более чем трехлетним и дало Смольному законную возможность увеличить его стоимость, выглядит немного странным. А если оно заключено как-нибудь не совсем корректно, то выделение 9 миллиардов не совсем законно.

 Всех этих натяжек вполне бы хватило любому суду, чтобы при желании отменить закон об увеличении цены контракта. Но понятно, что такого желания ни у кого не возникнет, поскольку чемпионат мира по футболу – это наше все. 

Цены

В пояснительной записке сказано, что для приведения несуществующего стадиона в соответствие с требованиями чемпионатов необходимо 8,4 миллиарда рублей. Однако цена всего контракта увеличивается на 9,5 миллиарда. Лишний миллиард – это инфляционная составляющая.

Образовалась она так: к концу 2010 года подрядчику оставалось освоить еще 9,7 миллиарда в ценах 2008 года. А теперь их пересчитали в нынешние – и получилось 10,8.

Однако в пункте 3.2 контракта между городом и «Трансстроем» черным по белому написано: «Установленная настоящим контрактом цена работ является твердой». Более того, в официальном разъяснении заказчика, данном им участникам аукциона по строительству стадиона перед его проведением, сказано: «проектом контракта не предусмотрено механизмов защиты от инфляции. Федеральный закон не позволяет изменять цену контракта в зависимости от инфляционных процессов. Участник должен делать свое аукционное предложение с учетом возможного возрастания цены материалов и стоимости работ. Контракт должен быть исполнен по цене, предложенной на аукционе вне зависимости от изменяющейся ситуации».

В Комитет по строительству Online812 ответили, что они действуют, руководствуясь статьей закона о госзакупках, позволяющей менять цену контракта стоимостью более миллиона, заключенного на срок более трех лет.

Любопытно выяснить объем недоделанных работ. В 2009 году бюджет направил на строительство 5,2 миллиарда рублей, в 2010-м – 3,1 миллиарда (реально перечислено около 2 миллиардов). Таким образом, несложно посчитать, что всего за два года город заплатил за строительство стадиона порядка 7 миллиардов из 13 запланированных. Но из пояснительной записки следует, что не выполнено работ на 9,7 миллиарда из 13. То есть выполнено, соответственно, на 3,3 млрд. Или в два раза меньше, чем заплачено. 

В Комитете по строительству по этому поводу сообщили, что 3,6 миллиарда рублей подрядчику перечислили в качестве аванса. Возникает странная ситуация: когда-то «Трансстрою» дали 3 миллиарда, он их потратил (или должен был потратить) – а теперь ему доплачивают еще примерно 400 миллионов в виде компенсации за инфляцию, посчитанную в сегодняшних ценах.

Перспективы

Некоторую неуверенность в судьбе будущего стадиона вызывает и динамика освоения средств. За 2 года, в которые изначально предполагалось выполнить все 100% работ, как теперь выясняется, успели освоить только 3,3 миллиарда, или 25%. До провозглашенного теперь окончания в ноябре 2012 года надо потратить 22,5 – 3,3 = 19,2 миллиарда рублей. При существующих темпах это – примерно на 6 лет. В Комитете по строительству, впрочем, уверяют, что все хорошо: сначала выполняются работы, которые идут долго, но стоят дешево, а потом – быстрые и дорогие.

История подтверждает эти слова лишь отчасти: сперва хотели строить 2 года (2006 – 2008) и обойтись 6 миллиардами, теперь – 6 лет (2006 – 20012) и уложиться, с учетом 5,3 миллиарда, освоенных первым подрядчиком, в 28. То есть работы, которые идут долго, а стоят дорого, ведутся исправно.

Комментарий


Герман ШАЛЯПИН
, эксперт ЗакСа СПб:

– В эйфории предстоящего участия Петербурга в будущих футбольных баталиях мирового уровня наши депутаты не посмели не поддержать внесенный губернатором СПб сверхсрочный закон об увеличении цены строительства футбольного стадиона на 9530,9 млн руб. или на 73,1%. Кроме того, сама корректировка проекта потребовала дополнительных расходов на 454 млн руб.

За кадром остался только один вопрос: а деньги на это где? Ведь принятый бюджет на 2011 – 2013 год – дефицитный, планируемый долг – более 42 миллиардов рублей. При рассмотрении увеличения ассигнований на стадион в стороне оказалась Контрольно-счетная палата, в полномочия которой и входит финансовая оценка подобных законодательных инициатив. Это само по себе является нарушением требований бюджетного законодательства.

Повышение стоимости строительства стадиона существенно меняет структуру и приоритеты финансирования в сфере развития в нашем городе физической культуры и спорта. Постановлением городского правительства от 9.02.2010 № 91 утверждена Концепция и долгосрочная целевая программа СПб «Программа развития физической культуры и спорта в Санкт-Петербурге на 2010 – 2014 годы». Как отмечено в концепции, «перед Санкт-Петербургом поставлена задача по созданию условий для занятий физической культурой и спортом как можно большего числа различных категорий и групп населения, в частности, поэтапного повышения количества населения, регулярно занимающегося физической культурой и спортом, к 2015 году до 30%» (с 16,4% в 2009 г.).

На финансирование программы предусмотрены бюджетные средства в сумме 15,1 млрд руб., из которых 7,6 млрд руб. – средства на проектирование и строительство стадиона на Крестовском острове. Легко подсчитать, что увеличение отчислений на стадион на 9 млрд рублей не оставит ни одного рубля на финансирование всех остальных объектов программы и провозглашенных концепцией целей и задач, прежде всего по развитию физической культуры и массового спорта в нашем городе.                        

Станислав ВОЛКОВ



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве