16+

Lentainform

В Выборге готовятся к массовым увольнениям

22/03/2011

В Выборге готовятся к массовым увольнениям

На Выборгском судостроительном заводе возможны массовые сокращения. И, как стало известно Online812, часть собственников готовится продать принадлежащие им акции завода, который сейчас действительно оказался в сложной ситуации. Это удивляет экспертов – поскольку завод отличается от многих предприятий России составом собственников.


                    По официальным данным сайта предприятия по состоянию на 18 марта 2011 года, председатель совета директоров – Георгий Порядин, недавний глава Выборгского района Ленинградской области, членами совета директоров ОАО «Выборгский судостроительный завод» являются, в частности, Александр Петров – отец Виталия Петрова, первого российского гонщика, участника «королевских гонок», пилота команды Renault Формулы-1 (по данным СМИ, Выборгский судостроительный завод остается спонсором «французской конюшни» наряду с НОВАТЭКОм, СИБУРом и другими). Кроме того, в совет директоров Выборгского завода входят Дмитрий Горелов и Николай Шамалов, которых называют акционерами банка «Россия» (председатель совета директоров банка – Юрий Ковальчук, которого называют другом премьера). Также в совет директоров ОАО входит Сергей Колесников, прославившийся недавно на всю страну тем, что рассказал о дворце на Черноморском побережье, который якобы строился для Путина.

А ситуация на заводе такова. Акционеры банка «Россия» как отдельно взятые бизнесмены собственниками Выборгского судостроительного завода стали несколько лет назад. И почти сразу завод получил крупный заказ от «Газпрома» – на строительство платформ для разработки Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море. Выборгский судостроительный был генподрядчиком контракта, общая стоимость которого составила около 2 млрд долларов. Впрочем, на самом деле, судостроительный завод сварил лишь «понтоны, на которых плавают платформы. Остальное – напичкали их техникой – иностранцы», – сообщил сотрудник судоверфи.

В 2009 году, в разгар кризиса, завод построил четыре понтона для двух платформ, которые затем были отбуксированы в Мурманск. Достройку провели корейская Samsung Heavy Industries и американская компания National Oilwell Varco.

Председатель совета директоров Выборгского судостроительного завода Георгий Порядин в июле 2009 года – когда построили первые понтоны – говорил, что рассчитывает получить генподряд и на третью платформу. «А для всех четырех фаз Штокмана нужно примерно 35 платформ», – публично мечтал он.

Гром грянул сразу после этих слов. В начале 2010 года «Газпром» решил перенести сроки запуска Штокмана с 2013 года на 2016–2017 годы. Но эксперты не очень верят в то, что «Газпром» уложится в эти сроки. Один из крупнейших мировых аналитиков области производства энергоресурсов, директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин, полагает, что проект может быть отложен на 8-10 и даже больше лет. В итоге, новые заказы на Выборгский судостроительный не пришли, он практически остановлен.

«Сейчас загрузка мощностей составляет лишь 1,3%. На заводе работает свыше 2500 человек. 85% рабочих отправлены в вынужденный отпуск с сохранением 2/3 заработка. Не исключено, что в сложившейся ситуации завод будет вынужден вскоре полностью остановить производство с неминуемыми массовыми увольнениями», – говорится в сообщении Законодательного собрания Ленинградской области. В ближайшую среду на заседании собрания депутаты планируют обратиться к руководству страны с просьбой обратить внимание на ситуацию на заводе.

Официальных комментариев от самого завода получить не удалось. Сотрудник предприятия на условиях анонимности рассказал, что «перспектив никаких нет, заказов нет и не предвидится. Это «Газпром» дал понять предприятию достаточно ясно».
Такая критическая ситуация сподвигла некоторых акционеров выставить завод на продажу, сообщили журналу два источника в судостроительной отрасли. Между тем представитель государственной «Объединенной судостроительной корпорации» сказал, что она не собирается покупать это предприятие.

Впрочем, начальник аналитического отдела инвесткомпании «БФА» Денис Демин считает, что не все так трагично для Выборгского судостроительного завода, потому что кризис в атомной энергетике, который вероятен после японского землетрясения, может повысить востребованность газа, в том числе сжиженного, и послужить поводом срочно рассмотреть Штокмановский проект. Однако до сих пор не ясно, будет ли производиться на Штокмане сам сжиженный газ. Ведь именно Выборгский судостроительный завод, напоминает эксперт, считался основным кандидатом на строительство флота, который необходим как для добычи газа, так и для сооружения инфраструктуры для производства и транспортировки сжиженного природного газа. «Пока неясна целесообразность строительства на Штокмане инфраструктуры для сжиженного газа, а значит – и заказа газовозов на ВСЗ. Некоторую ясность может внести заседание совета директоров управляющей проектом компании Shtokman Development. которое намечено на апрель», – говорит Демин.

Ряд экспертов считает, что судьбу Выборгского завода могут повторить и другие российские судостроительные заводы. «Не только российское, но и европейское кораблестроение уходит с гражданского рынка, который в ХХI веке безраздельно принадлежит корейским и китайским концернам. «Они строят десятки и сотни гражданских судов в год. Европейцы уже неконкурентоспособны, что же говорить о достаточно специфическом Выборгском заводе. У него была одна надежда на Штокман…» – считает специалист в отрасли.

Впрочем, по одной из версий покупателем акций Выборгского завода может стать «Газпром», который тогда и должен разобраться с этим специфическим предприятием, работающим фактически на одного заказчика.                         

Евгений НИКИТИН