16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

√отовы ли русские жить по шариату

23/03/2011

¬ последнее врем€ в –оссии попул€рна тема вли€ни€ ислама на людей, выросших в немусульманской среде. ќсобенно в контексте по€вление среди ваххабитов слав€н. Ќовостные ленты пестр€т сообщени€ми об уроженце —тавропол€ ¬италии –оздобудько и его жене ћарии ’орошевой, входивших в группу ваххабитов Ђногайский джамаатї и подозреваемых в терроризме. ћожет ли ислам стать конкурентом православию среди русских? ќб этом рассуждает религиовед, специалист по исламу, св€щенник ¬€чеслав —јЌ»Ќ.

(1) комментировать

               - —уществует тенденци€ роста попул€рности ислама среди людей из неисламской среды. Ќапример, русских?
- —корее нет, чем да. ≈сть относительно свежа€ статистика середины 2000-х годов, котора€ свидетельствует, что число людей немусульманской культуры, принимающих ислам, не растет. » даже можно говорить об обратных процессах: за последние 20 лет не меньше трети аджарцев, до четверти адыгов и татар и до 10% казахов, проживающих в –оссии, стали исповедовать неисламские религии, в первую очередь - христианство. Ёто вполне серьезные данные, которые приводит известный исламовед –оман —илантьев. я думаю, тут мы попадаем в плен двух мифологем. ѕерва€ - русские принимают ислам. ¬тора€ - преувеличение числа мусульман в –оссии. Ќекоторые считают, что объективна€ цифра - пор€дка 20 миллионов последователей ислама в нашей стране, хот€ самые радикальные оценки – 40 - 45 миллионов, но это нереальные цифры. ѕроверить их невозможно, поскольку в переписи графы о вероисповедании нет. ѕо официальным оценкам, в –оссии 14 миллионов мусульман.

- „ем объ€сн€етс€ переход из ислама в другие религии?
- Ќаши основные носители ислама - татары и башкиры - полностью инкультурированы в российское общество. «а период советской власти исповедовать мусульманство активно не удавалось, сознание секул€ризировалось, а потом люди выбирали веру уже заново. ¬от одна из причин. ѕравда, это относитс€ и к тем, кто по рождению мусульманин, и к тем, кто по рождению христианин.

- Ќо у нас есть не только поволжские мусульмане, но и весьма пассионарные кавказские.
- ƒа. Ќароды —еверного  авказа демографически начинают догон€ть татар. ¬ „ечне, например, после ¬еликой ќтечественной войны произошел рост рождаемости, и сейчас у нас 1,3 миллиона чеченцев. Ќо крупнейший мусульманский этнос по-прежнему татары, 5,5 миллиона человек, потом башкиры - 1,6 миллиона, на третьем месте чеченцы, за ними идут аварцы, казахи и азербайджанцы. » кавказцы действительно кажутс€ более пассионарными.

- Ќе опасаетс€ ли –ѕ÷ конкуренции со стороны ислама в их лице?
- Ќе думаю, что больша€ часть русских начнет принимать ислам. — одной стороны, конечно, ислам - универсальна€ религи€, открыта€ дл€ всех национальностей, внутри общины мусульмане так же, как и мы, называют друг друга брать€ми. Ќо в нашем обществе существуют стереотипы (не будем сейчас говорить, верные они или нет) в отношении ислама в целом, которые не делают его очень привлекательным.   тому же народам —еверного  авказа (при всем их гостеприимстве) свойствен некий культурный корпоративизм и закрытость. ≈сть пон€тие «шариат» - законы ислама, а есть «адат» - местные традиции. Ќа  авказе адат имеет большое значение. ѕоэтому стороннему человеку вжитьс€ в эту среду трудно.

- “о есть шахид –оздобудько, его жена и другие мнимые или €вные террористы из слав€н - это исключение?

- “акие люди будут, наверное, существовать. Ќо это не тенденци€. ” нас есть истори€ долгого мирного сосуществовани€ христиан и мусульман. ƒругое дело ислам агрессивного толка или исламизм, как прин€то говорить, и те, кто его используют. Ќа  авказе не все сводитс€ к ваххабизму (правильнее называть его последователей салафиитами), но он, не будучи традиционным дл€ этой территории, приживаетс€ там и дает свои плоды.

- ѕростите, салафииты - это кто?
- Ќаши мусульмане (весь бывший ———–) - это сунниты, которые относ€тс€ к ханафитской правовой школе. —уществуют три основных течени€ ислама: суннитский, самый распространенный, к которому принадлежат 90% всех мусульман, и шиитский. ≈сть еще суфии, они могут быть выходцами из шиитов или суннитов, это мистическое направление. ¬нутри суннитского ислама есть четыре основные традиционные правовые школы и еще одна школа - шиитска€. »слам ханафитского толка, например, более приспособлен к контактам с внешним миром: в частности, он про€вл€ет гибкость в отношени€х с иноверцами, разрешает браки с христианами и иуде€ми и др. ј ханбалитский ислам более ригористичен.   ригористической школе принадлежат и салафииты или мувахиддины, то есть «единобожники», как они сами себ€ называют. Ёто течение обозначилось в начале XVIII века в —аудовской јравии, его родоначальником был ћухаммад ибн јбдель-¬аххаб, отсюда название «ваххабиты». ќни провозгласили очищение религии, причем не только внешнее, но и внутреннее – в исламе. Ќапример, выступают против суфиев, поскольку у них много, по мнению ваххабитов, чуждых исламу практик: почитание св€тых, авторитет шейха и другое. ¬аххабиты не признают никаких посредников между Ѕогом и человеком, а у суфиев, если хочешь достигнуть просветлени€, надо подчин€тьс€ шейху.

- ѕо€вление на  авказе ваххабизма, исторически ему не присущего,- это следствие чеченской войны?
- ћожет быть. ј может быть, война - следствие ваххабизма, по крайней мере, отчасти. Ёта ветвь ислама достаточно пассионарна, она вошла в тот вакуум, который образовалс€ в –оссии после краха ———–, пока наши традиционные мусульманские течени€ еще не успели окрепнуть. ’от€ на  авказе услови€ дл€ сохранени€ религиозности были более благопри€тными, чем в ѕоволжье.

- “ам же были массовые депортации.
- Ѕыли депортации чеченцев и ингушей. ќднако на  авказе существовала масса подпольных мечетей, были широко распространены суфийские братства. ’от€ местные коммунисты докладывали наверх, что у них п€ть мечетей и ни одного шейха, на самом деле в каждом ауле был шейх, существовало более 2000 братств, и многие отправл€ли суфийские ритуалы, соблюдали традиции. Ќо в начале 1990-х обнаружились лазейки в сознании, особенно среди молодых, и пришли ваххабиты с деньгами, с возможностью обучени€ в арабских странах, с романтикой борьбы. ј власти эту ситуацию упустили.

- ѕочему у мусульман мы видим гораздо больше религиозности, чем у христиан? »ли это тоже миф?
- я бы сказал, мусульманское общество более традиционное, нежели христианское. ” нас св€зь между небом и землей осуществл€ет Ѕогочеловек, »исус, а у них - шариат, закон. «а отречение от ислама, например, по шариату, полагалась смерть. » хот€ эта мера не практикуетс€ в большинстве мусульманских стран в насто€щее врем€, тем не менее, это тоже как-то могло отложитьс€ в сознании. ѕлюс общецивилизационные факторы. ћусульманский юг менее технологически развит, чем христианский север. ¬ ≈вропе посто€нно совершались какие-то научные открыти€, это взрывало умы. ¬ сознании происходило деление на духовное и мирское. ¬ мусульманских странах этого не было. ’ристианска€ цивилизаци€ подверглась большей секул€ризации.

- ¬ раннее средневековье мусульманский мир был технологически более развитым, чем ≈вропа. јрабские цифры, астрономи€, медицина, географи€. ѕочему потом произошел перелом?
- я бы не стал утверждать, что значительно больше развит. јрабы принесли свою веру и оказались хорошими учениками. “е же арабские цифры - индийское изобретение. Ќе хочу сказать, что арабы вообще ничего не изобрели, но очень многое вз€ли из античной традиции и других культур завоеванных территорий. јристотел€ на арабский перевели христианские переводчики.  ак это ни парадоксально, европейцы в средние века узнали про јристотел€ от арабов, после чего вспомнили, что он у них давно на книжных полках пылитс€. ¬ результате творческого взаимодействи€ культур была действительно создана уникальна€ и оригинальна€ мусульманска€ цивилизаци€, котора€ дала миру много достижений. ј вот почему потом наступил упадок, вопрос открыт. ѕо мнению некоторых специалистов, в какой-то момент закрылись врата иджтихада, как прин€то говорить, то есть прекратилось религиозное творчество. Ёту мысль не стоит абсолютизировать, но что-то в ней есть.

- ј что буквально означает «иджтихад»?
- Ёто то, что мы знаем под названием «джихад». ”силие в вере – не столько военна€ операци€, как у нас прин€то считать, а более широкое пон€тие, в том числе богословско-правовое творчество. ѕока оно продолжалось, были импульсы дл€ развити€ науки, культуры.  ак только эта работа авторитетом видных законоучителей была завершена, вс€кое новшество стало считатьс€ недопустимым. ѕоскольку религи€, общество и государство были спа€ны, никакого пространства дл€ творческого маневра не оставалось. »слам по своей сути номократическа€ (законническа€) религи€, и ему не свойственно было исследовать глубины творени€, хот€ в  оране Ѕог прославл€етс€ как “ворец.
¬ ≈вропе же христианство давало иной подход к воспри€тию мира, и ≈вропа пошла по пути научно-технического прогресса (хорошо это или плохо).

- Ёто и православию не очень свойственно. —корее, таков католический подход. ” них - алхими€, у нас - исихазм.

- “акой акцент, конечно, есть. Ќо –оссию нельз€ отдел€ть от ≈вропы, все-таки мы одна цивилизаци€. » научные достижени€ нашей страны сопоставимы с западными, хот€ мы не  всегда впереди.

- —уществует тезис (может быть, вы с ним не согласитесь), что ислам - религи€ более искренн€€, чем христианство. » потому он привлекает непосредственные сердца.

- я так не считаю. »скренними или неискренними €вл€ютс€ люди. ј в греховном плане ничто, как говоритс€, не чуждо ни мусульманам, ни христианам, к сожалению. ѕросто, скажем, в ѕетербурге, нас больше, чем мусульман, и о христианах суд€т иной раз по реальному поведению, которое не всегда на высоте, иной раз предвз€то, а о мусульманах - по неким мифам. ≈сли говорить о богослужении, то оно в христианстве более сложное, и при первом внешнем взгл€де на исламский ритуал кому-то кажетс€, что у них все проще и искреннее. Ќа самом деле, не все так просто. ƒостаточно напомнить, что мусульманину нужно п€ть раз в день по часам соответственно определенному регламенту совершать намаз и омовение.  ака€ же тут простота?  роме того, в православии часто возникает представление о лицемерии: вот кто-то на «ћерседесе» к церкви подъехал, толстую свечку поставил, креститс€, а что в душе? Ќо внутри мусульманской общины то же самое, думают про своих: «вот бай на таком джипе катаетс€!» “ак что € не стал бы говорить, что христиане более лицемерны.

—правка

—в€щенник ¬€чеслав —анин в 1994 году окончил восточный факультет —ѕб√”, изучал еврейский и арабский €зыки и культуры. ¬ 2006 году окончил ѕравославный —в€то-“ихоновский гуманитарный университет. ѕреподавал спецкурс «¬ероучительные и культурно-исторические формы ислама. »слам и христианство» и «–елигиоведение» в –’√ј. ѕреподает еврейский €зык в —ѕбѕƒј.

—овместный проект с официальным изданием —анкт-ѕетербургской епархии –ѕ÷ «¬ода жива€» (www.aquaviva.ru)           

—танислав ¬ќЋ ќ¬



 омментарии:

ѕри€тно читать рассуждение специалиста знающего »слам,чувствуетс€ академическа€ школа восточного факультета Ћ√”.—пасибо о.¬€чеславу —анину и редакции сайта за данный материал.

Ќаписал Stnw_15 - 2011-11-04 00:43:12 / ответить

¬се комментарии

ќставить свой комментарий



 алендарь записей будущих мам на Babyblog.ru
tlkregion.ru
megapolus-tours.ru