Версия для печати
Рубрика: Город

Cтроительству Ново-Адмиралтейского моста мешает распоряжение Путина

05/04/2011

Проект Ново-Адмиралтейского моста стал вызывать все больше вопросов – в ЗакС, Совет Федерации и даже администрацию президента приходят письма с вопросами от жителей Адмиралтейского и Василеостровского районов и расположенных там предприятий. Впрочем, как выяснил Online812, строительство моста вообще противоречит документам, подписанным Владимиром Путиным.

                      УРА, МЫ ЛОМИМ…

Статья «Проект нового моста через Неву архитектурно убог и непрофессионален», посвященная недопустимости строительства Ново-Адмиралтейского моста и переезду завода «Адмиралтейские верфи», не прошла незамеченной. Как декабристы Герцена, статья разбудила уже подавшего в отставку генерального директора ОАО «Адмиралтейские верфи» Владимира Александрова (гендиректором он оставался до 17 февраля). Александров, до этого помалкивавший, развернул «революционную агитацию» – дал  боевое интервью петербургской редакции «Эха Москвы», раскритиковав проект Смольного. В частности, почетный гражданин Санкт-Петербурга сказал и про мост, точнее, про то, что нужен не мост, а тоннель, о чем и шла речь в моей статье.

«Я хотел напомнить, – сказал В. Александров, – когда в 2001 – 2002 году … впервые поднялся <вопрос>, что что-то надо делать с транспортными делами, то прежним руководством города была подержана идея строить тоннель. …Сегодня весь мир, наоборот, загоняет транспорт под землю, под воду, делает специальные тоннели. Да, это дорого. Я согласен. Но нашлись же деньги, допустим, на строительство второй очереди оперного театра? Нашлись же деньги? А почему не найти деньги на строительство этого тоннеля? И тогда никаких бы вопросов не было. Ко мне обращаются жители Василеостровского района, они не в восторге».

И далее: «Строительство нового моста, на мой взгляд, сегодня преждевременно. Надо искать вариант тоннеля и добиваться, искать деньги и финансировать этот момент… Мы прекрасно понимаем, что рано или поздно, конечно, историческая часть, на которой находится Адмиралтейская верфь, будет принадлежать городу. Но это вопрос не сегодняшнего года... Поэтому, чтобы все правильно понимали, я не против этих перемен, я за эти перемены, но любые действия должны быть осмысленны, подготовлены, профинансированы, а не просто так кому-то чего-то захотелось, как это принято говорить, попилить что-то. Меня всегда это, мягко выражаясь, удивляет, я никогда не соглашусь с такой позицией».

В результате сначала удалось затормозить процессы как экстренного выселения судостроительного завода, так и строительства Ново-Адмиралтейского моста, удручающего своим архитектурным решением и абсурдного как элемент транспортной системы, поскольку он соединит между собой два тупика.

Кавалерийская атака на судостроительный завод остановилась как минимум на год, зачистка территории от завода на старом месте откладывается, что выяснилось 30 марта 2011 г., с мостом тоже пока повисла пауза. Во всяком случае к концу марта история внешне не выглядит уже как скороспелая ликвидация «Адмиралтейских верфей» – туманно намечено проектирование и строительство нового завода на намытой территории в Кронштадте, идут обсуждения… Конфликт приобрел благообразные черты «спора хозяйствующих субъектов».

Хотя совершенно ясно, что перенос завода затеян ради строительства нового жилья на Ново-Адмиралтейском острове. И также ясно, что  если включить в стоимость этого жилья стоимость намывания территории под судостроительный завод, стоимость его перебазирования, стоимость выкупа заводской земли, который пойдет Объединенной судостроительной корпорации, и т.д., то жилье окажется не то что золотым, а бриллиантовым. Но понятно, что все расходы возьмет на себя государство. Это обычная практика.

КАКОЙ МОСТ, ТАКОЙ И ОТВЕТ


Одновременно инициативная группа жителей Васильевского острова обратилась с письмом в адрес президента Д. Медведева, председателя СФ С. Миронова и депутата ЗакСа А. Ковалева. Автором письма стала жительница дома 18 по 17-й линии В.О.
В соответствии с традицией ответ на письмо президенту написал вице-губернатор Петербурга А. И. Сергеев (письмо от 15.02.2011). Жительница В.О. жаловалась президенту на планы городской администрации, а в итоге сама городская администрация жительнице и ответила. В том смысле, разумеется, что все хорошо, а будет еще лучше.

Начинается письмо с утверждения, что «строительство Ново-Адмиралтейского моста необходимо городу по транспортно-экономическим соображениям», хотя это сомнительно – новый мост будет местом создания еще одной пробки и не решит транспортных проблем ни Адмиралтейского района, ни Васильевского острова, где транспортную ситуацию может только ухудшить. В ответе Смольного есть фантазия о «Ново-Адмиралтейском коридоре», но куда ведет этот коридор и по каким магистралям,  не говорится. По идее такие коридоры делают путем сноса жилой застройки, но вряд ли это реально у нас в Адмиралтейском районе.

Больше всего меня порадовали два последних абзаца. Сначала А. Сергеев заявляет, что «с точки зрения сохранения исторически-архитектурного облика Санкт-Петербурга мост выполнен в традиционном для Петербурга стиле». Это героическое заявление не соответствует действительности – стиль моста не соответствует стилю мостов через Неву и не годится для охраняемой зоны, где расположены памятники архитектуры.

И последний абзац: «Строительство моста позволит перенести причальные сооружения для швартовки судов, которые в настоящий момент располагаются вдоль набережной Лейтенанта Шмидта, благодаря чему общий вид на исторические набережные города станет прозрачней, вернется традиционный облик исторической панорамы набережной Лейтенанта Шмидта, не заслоняемый пришвартованными судами».

Комизм этой тирады заключен в том, что «традиционный облик исторической панорамы набережной» как раз и подразумевает обязательное наличие пришвартованных судов, потому что морская столица не может быть без судов, введенных внутрь городской территории. Можно начать прямо с классика: «…По оживленным берегам / Громады стройные теснятся / Дворцов и башен; корабли / Толпой со всех концов земли к богатым пристаням стремятся…».

Это «Медный всадник», основа так называемого «петербургского текста».

ВМЕСТО БРЕНДОВ

В 1904 г. Мстислав Добужинский изобразил Мойку у Нового Адмиралтейства: эллинги, которые он нарисовал, – это теперь памятники промышленной архитектуры, расположенные на территории «Адмиралтейских верфей», и именно их теперь могут снести, чтобы поставить жилые коробки.

Приведу небольшую цитату из книги М. Штиглиц «Промышленная архитектура Петербурга»: «Новое Адмиралтейство было задумано так, чтобы в конце Галерной улицы просматривался его главный вход. От входа вела длинная аллея вдоль всего Адмиралтейства… По правую сторону от нее перпендикулярно к берегу Невы размещалась непосредственно судостроительная часть – эллинги и судостроительные мастерские. На береговой полосе перед зданиями – пристань, дамбы (у каждого эллинга) с павильонами на них для высокопоставленных особ и публики во время торжественных спусков судов. Посещением высокопоставленных особ… объясняется довольно благоустроенный вид берега и всего завода. Так, уже в 1830-х годах со стороны Невы была устроена набережная, пристани, чугунные ворота с решетками и мосты… Крупные по размерам и прорисовке корпуса эллингов долгое время доминировали в застройке набережной Невы…».

Другим брендом Петербурга являются корабли – их тоже хотят изолировать от Большой Невы, не подпуская к Английской наб. и наб. Лейтенанта Шмидта.

ТАЙНА БОЛЬШОЙ НЕВЫ

Тайна эта состоит в том, что еще 8 января 2002 г. правительство Петербурга, которое тогда возглавлял губернатор Яковлев, коварно приняло постановление № 1 «О Генеральной схеме развития Большого порта Санкт-Петербург». Постановление действует, его никто не отменял. Процитирую преамбулу и первые два с половиной пункта:

«В целях повышения эффективности работы Большого порта Санкт-Петербург и обеспечения бесперебойного функционирования транспортных коридоров «Север-Юг» и «Запад-Восток» Правительство Санкт-Петербурга решило:

1. Одобрить разработанную открытым акционерным обществом «ЛенморНИИпроект» Генеральную схему развития Большого порта Санкт-Петербург (далее – Генеральная схема) и представить ее на утверждение в Министерство транспорта РФ.

2. Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли, Комитету по градостроительству и архитектуре, Комитету по управлению городским имуществом, Комитету по транспорту:

2.1. В своей деятельности по развитию промышленно-портовой зоны, а также при разработке Генерального плана развития Санкт-Петербурга руководствоваться материалами Генеральной схемы».

Я изучил эту Генеральную схему, разработанную еще в 1999 г. ОАО «ЛенморНИИпроект». И вот что выяснилось. Согласно «Описанию границ Морской промышленно-портовой зоны Санкт-Петербурга», граница идет по левому берегу р. Большая Нева до нижней кромки моста Лейтенанта Шмидта, включая территорию АО «Адмиралтейские верфи»; затем по правому берегу р. Большая Нева и западному берегу Васильевского острова…». На публикуемой карте – одной из карт, приложенных к Генеральной схеме, – граница порта показана штриховой красной линией.

Проще говоря, река Большая Нева вплоть до моста лейтенанта Шмидта, ныне Благовещенского, входит в территорию Большого порта Санкт-Петербург и охраняется постановлением № 1 от 8 января 2002 г. от вмешательств, строительств и т.п. И перегораживать Большую Неву мостом, который воспрепятствует свободному заходу (в любое время суток!) сюда морских и океанских судов, запрещено. Тем более что в параграфе 9.3 «Места стоянок пассажирских судов и пути движения к ним» указано, что «на акватории у моста Лейтенанта Шмидта суда могут совершать маневр по развороту».

Понятно, что постановление того правительства Петербурга образца 2002 года можно и отменить новым решением нынешнего правительства. Но – спустя семь лет постановление правительства СПб, зафиксировавшее границы «Большого порта Санкт-Петербург» было закреплено распоряжением правительства РФ от 20.08.2009 № 1225-р, которое затем было уточнено распоряжением правительства РФ от 24.12.2010 №2374-р. Оба распоряжения подписал премьер В. Путин.

Эти документы устанавливают границы Большого порта Санкт-Петербург посредством перечисления координат 6746 точек, которые надо соединить по порядку прямыми линиями. И та территория порта, которая была определена схемой 2002 г., теперь утверждена распоряжениями Путина. В частности, по-прежнему территория порта доходит до моста Лейтенанта Шмидта, ныне уже Благовещенского.

Таким образом, планы по строительству Ново-Адмиралтейского моста противоречат  распоряжению правительства РФ. А уменьшение территории Большого порта означает ухудшение условий судоходства. При попытке официально изменить территорию Большого должен вмешаться Минтранс, он запросит Волго-Балт... Мне рассказывали, что когда утверждали Генеральную схему порта, Волго-Балт бился за каждый квадратный метр. 

На самом деле есть простой выход – построить не мост, а тоннель. Но тот тоннель, который предлагается, – не прорытый в грунте под руслом Невы, а замкнутый сварной металлический короб, снаружи бетонируемый, который укладывается на дне, – слишком дешев по сравнению с мостом и потому не выгоден в смысле откатов. Ибо, как видно, на самом деле идет битва за бюджетные деньги, а не за решение проблем.                             


Cтроительству Ново-Адмиралтейского моста мешает распоряжение Путина (Для просмотра в полный размер кликните мышкой)

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ, фото

Полная версия материала: http://online812.ru/2011/04/05/014/