16+

Новости партнёров

Lentainform

Кому памятник получился лучше - Рериху, Товстоногову или учителю?

07/04/2011

Кому памятник получился лучше - Рериху, Товстоногову или учителю?

В конце 2010 года (октябре – декабре) в Петербурге установили 27 объектов декоративно-монументального искусства. В том числе 2 (два) коня, 4 (четыре) Гермеса и 4 (четыре) Флоры.


                      РЕРИХ В БУРКЕ

Установленные объекты по правилам делят на три группы: памятники, бюсты и декоративная скульптура. Первую группу образуют памятники учителю, Г.А. Товстоногову и Н. К. Рериху

При установке памятника очень большое значение имеет место установки – с этой точки зрения наиболее выгодным является сад «Василеостровец» на Большом пр. В.О., где стоит памятник Рериху. История создания этого объекта давняя. Первое распоряжение администрации «Об установке памятника Н. К. Рериху» от 12.10.2001 указывало, что памятник будет установлен в 2002 году. Инициатором тогда была организация «Знамя культуры», конкурс не проводился. Второй документ – это постановление правительства СПб от 17.02.2006 предусматривал установку памятника в 2009 г. в честь 135-летия со дня рождения Рериха. Кстати, сейчас инициатором назван Международный благотворительный фонд «Рериховское наследие».

В результате активности инициативной группы появилась статичная монументальная фигура из карельского гранита, фигура, которая напоминает Идола и вызывает разнообразные религиозные ассоциации. Рерих изображен в бурке, он смотрит на юго-восток – в сторону своих экспедиций. Именно так «рерихнутые» представляют себе своего кумира, это отражает их религиозное почитание фигуры Рериха, и скульптор очень точно выполнил заказ. Образ Рериха он сам определил так: «космический исполин», на которого легла «мировая тяжесть».


Кому памятник получился лучше - Рериху, Товстоногову или учителю?

Пластическим выражением этого образа стал контраст маленькой головы в маленьком головном уборе и тяжелый воротник, эту тяжесть символизирующий. Пластическим прототипом скульптор В. Зайко в разговоре со мной назвал статую «Часовой» (1933) Л. Шервуда. Действительно, что-то от советской монументальной пропаганды и идеи часового в этом памятнике есть.

Есть и довольно точное соответствие претенциозному и высокопарному стилю писаний Рериха, на самом деле лишь имитирующих некую «высшую премудрость»: «Прекрасно, что даже в самые смутные туманные дни огни ведущие светят на башнях, и дозорные мужественно перекликаются. Перед действием прежде всего необходим несменный бодрый дозор. Пусть часто эти дозорные даже не знают друг друга, но они чуют в сердце своем, что они не одни, что много таких светлых ратников, и они знают, что живут светлые утверждения, которыми открываются тяжкие замки и о которых опять трубно звенит: «Славен Звенигород!»». Памятник и изображает такого «бодрого дозорного».

На самом деле проза Рериха – не что иное, как относящаяся к массовой культуре имитация философии, поэтому всякого рода камлания по поводу этой прозы кажутся смешными, а памятник имитатору странным. Остается лишь добавить, что установлен объект на средства неутомимого жителя Санкт-Петербурга Ю. Ю. Жорно, о чем напоминает надпись на тыльной стороне постамента. Появился еще один памятник на память о спонсоре.

О памятнике Товстоногову (установка была разрешена постановлением правительства СПБ от 4 октября 2010 г.) я писал, анализируя негативные последствия исключительной активности архитектора Вячеслава Бухаева. В фигуре прежде всего удивляет нелепая и насквозь фальшивая поза с романтических парадных портретов XIX в., никак не сочетающаяся с образом Товстоногова и значительностью его места в ленинградской культуре. Фальшью является спокойствие и безмятежность, совсем уж не свойственные Товстоногову: отчетливо видно, что он просто стоит и курит (в левой руке сигаретка) и ни о чем не думает. Вышел, так сказать, во двор своего дома покурить, отдохнуть от лежания на диване…

Эта бездумность – прямое следствие той бездумности, с которой лепился и делался памятник. Искусство скульптуры – это не просто результат правильной передачи анатомии тела (хотя в данном случае есть проблема – у Товстоногова нет шеи), это еще и определение символически выразительной позы или символичного момента движения. Вот этого здесь как раз и нет. Поза найдена неправильно, она безмятежна и не содержит, например, вечной скованности партийным диктатом, той вечной борьбой с властями, которая была главным предлагаемым обстоятельством театральной деятельности Товстоногова. А, с другой стороны, нет того Гоги, которым он был в театре, – нет Диктатора, диктатура которого основывалась на авторитете великого (сейчас это уже ясно совершенно) режиссера. Ничего пластически осмысленного и убедительного для выражения этих значений скульптор и архитектор не нашли, только замусорили пространство города.

В этом смысле гораздо правильнее поступили авторы памятника учителю (на фото) (официально, согласно постановлению правительства СПб от 18 августа 2010 г. «Об установке архитектурно-скульптурной композиции, посвященной учителю», памятник называется скромнее – композицией): обошлись без фигуры вообще. Конечно, руки, выпускающие голубей, как символ банальны, поскольку сразу напоминают песню из кинофильма «Прощайте, голуби!» (муз. М. Фрадкина, стихи М. Матусовского): «Вот и стали мы на год взрослей, / И пора настает – / Мы сегодня своих голубей / Провожаем в прощальный полет. // Пусть летят они, летят, / И нигде не встречают преград!».

Но лучше пусть будет банальность смысловая, основанная на популярной в 1960-е гг. песне, чем пластическая пустота. Кстати, в скульптурной среде к Андрею Гуляеву отнеслись сурово за то, что он еще и художник-ювелир. Художественная секция Градсовета утвердила памятник только с пятого раза, но мне он представляется удачным – особенно для того района новостроек, куда поставлен. Стилистически он равен архитектуре окружающих зданий по банальности и простоте. Кстати, согласно указанному постановлению на изготовление и установку памятника и благоустройство территории было выделено администрации Калининского района 19 млн руб. А, как говорят, отливка из бронзы стоит около 1 млн. Так что и чиновники остались довольны.

ДВА БЮСТА

Бюст Шаламова изобразил удрученного каторжанина, и мне это психологическое состояние кажется не то что неточным, а недостаточным. Для меня писатель Шаламов – прежде всего, мститель, и ядро его личности вскрывает стихотворение 1973 г. «Славянская клятва»: «Клянусь до самой смерти мстить этим подлым сукам, чью гнусную науку я до конца постиг. Я вражескою кровью свои омою руки, когда наступит этот благословенный миг. Публично, по-славянски из черепа напьюсь я, из вражеского черепа, как делал Святослав. Устроить эту тризну в былом славянском вкусе дороже всех загробных, любых посмертных слав».

Григорий Ястребенецкий – мастер психологического скульптурного портрета, но он не знал Шаламова-мстителя, и оттого бюст изображает человека сломленного. Но сломленный человек в состоянии фрустрации с таким упорством не описывал бы муки колымского ада, как это делал Шаламов, упорно мстивший советской власти. Недаром его так любили наши тогдашние идеологические враги.

Другой бюст – академика Орбели – является даром армянской общины Петербурга в связи с ее 300-летием. Бюст был открыт в присутствии премьер-министра Армении. Действительно, невозможно было найти более ленинградско-петербургского армянина, чем Орбели. В 1911-м он окончил Петербургский университет, в 1914 – 1931-м был там же доцентом, затем профессором, с 1920-го работал в Эрмитаже, где создал отдел Востока – тогда самый крупный центр советского востоковедения. С 1934-го по 1951-й был директором Эрмитажа, во время блокады оставался в Ленинграде, в 1955 – 1960 гг. был деканом восточного факультета ЛГУ, возглавлял Ленинградское отделение Института народов Азии АН СССР. И все это он делал, не переставая быть армянином.
О декоративной скульптуре и комических эпизодах монументально-декоративной жизни – в следующем номере.

КСТАТИ

Из монументальных планов 2010 года не реализовался (пока) только один – это установка статуй великого скульптора А. Таратынова для «Мини-города» (скульптуры выдающихся зодчих плюс лабиринт, в центре которого будет сидеть Святой Петр), который делается по заказу «Газпрома» на территории Александровского парка , где любые работы запрещены законом. Открытие было намечено на октябрь 2010 г., но так и не состоялось. 29 октября появилось сообщение, что в Александровском саду началась установка мини-города и свое место уже заняла скульптура святого Петра. Но потом выпал снег и все засыпал, так что это событие ожидает нас после таяния снега. Работы Таратынова, к сожалению, с приходом тепла не растают.

СПРАВКА

Памятники и декоративные скульптуры, открытые в Петербурге в октябре – декабре 2010 г.

Бюст В. Т. Шаламова. Установлен в «Парке современной скульптуры» (Университетская наб., 7 – 9) летом 2010 г. Открыт осенью 2010 г. Скульптор Григорий Ястребенецкий. Автор постамента Роман Свирский, ему же принадлежит идея установки объекта.

Архитектурно-скульптурная композиция, посвященная учителю (на фото). Открыта 5 октября 2010 г. Установлена на пересечении Учительской ул. и ул. Ушинского. Скульптор Андрей Гуляев, архитектор Станислав Одновалов. Бронза, гранит. Высота объекта (руки с птицами) 340 см, общая высота с постаментом 560 см.

Памятник Г. А. Товстоногову. Открыт 7 октября 2010 г. Установлен в сквере Товстоногова (между домом № 4 по Петровской набережной, домом № 3 по Троицкой площади и домом № 3 по улице Куйбышева). Скульптор Иван Корнеев, арх. Вячеслав Бухаев.

Памятник Н. К. Рериху. Открыт 9 ноября 2010 г. (в день 136-летия). Установлен в саду «Василеостровец». Скульптор Виктор Зайко, арх. Юрий Кожин. Гранит. Высота 350 см.
Бюст И. А. Орбели. Открыт 20 ноября 2010 г. Установлен в «Парке современной скульптуры» (во дворе филологического факультета СПбГУ). Скульптор Лева Бейбутян. Бронза, гранит.   

«Конь на пьедестале» (2), «Лев (сидящий)». Скульптурное оформление клуба и ресторана «Парк кинг» (Александровский парк, 4). Готовые изделия, анонимный автор. Италия, Неаполь (?). Установлены в декабре 2010 г. Бронза. Высота «Коня» 380 см, высота «Льва» 130 см.                             

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ





‡агрузка...