16+

Новости партнёров

Lentainform

Архитектурные проекты, созданные за последние два года в Петербурге

28/04/2011

Архитектурные проекты, созданные за последние два года в Петербурге

В Российском этнографическом музее в третий раз отработала выставка «Архитектура Петербурга». По традиции, показали проекты, созданные за последние два года. Если судить по стендам самых крупных участников, то градозащитники могут праздновать победу. По сравнению с предыдущими «Архитектурами» 2007 и 2009 годов модернизма стало значительно меньше, зато много неоклассицизма и ар-деко.


                Проект здания Арбитражного суда СПб и ЛО на улице Смольного, созданный архитектором Владимиром Григорьевым, напоминает его же «Галерею», только масштабы поменьше и окон побольше. В свое время эту работу предложили Никите Явейну, но его проект показался судьям слишком авангардным.


Архитектурные проекты, созданные за последние два года в Петербурге

«Студия 44» г-н Явейна сделала упор на показ вокзалов Астаны и Сочи (см. рисунок), а также выставила культурный «Гагарин-центр» в Лондоне, созданный для тамошнего фаната России.

Архитектурные проекты, созданные за последние два года в Петербурге

На сочинскую тему откликнулась и мастерская «Витрувий и сыновья», совместно с мастерской «Три» создав эскиз Олимпийского парка в Имеретинской низменности.

Кинотеатр в Александровском парке, который с большой помпой заложили несколько дней назад, создан мастерской Игоря Солодовникова. По замыслу он должен вписаться в ансамбль зданий Мюзик-холла и «Балтийского дома».


Архитектурные проекты, созданные за последние два года в Петербурге

Два года назад проект многофункционального коммерческого комплекса мастерской «М. Рейнберг и А. Шаров» около станции метро «Электросила» вызвал много споров на Градостроительном совете, в итоге был одобрен, но сейчас столкнулся с проблемой высотных доминант. В марте Верховный суд РФ отменил помеченные звездочками высоты в зонах регулируемой застройки как не согласованные с Росохранкультурой. Территория вдоль Московского проспекта рядом с «Электросилой» было отмечена звездочкой – высотой 80 метров. Как теперь разрешится ситуация никому до конца непонятно.

Архитектурные проекты, созданные за последние два года в Петербурге

Городские власти в лице Комитета по градостроительству решили показать концепцию нового зоопарка в Приморском районе, как крупный инфраструктурный проект, который будет финансироваться из городской и федеральной казны. Большие стеклянные шары и искусственные ледники красивы на планшетах.

Мастерская «Ю. Земцов – М. Кондиайн» (на самом первом фото их проект Смольного квартала) предложила концепцию развития «подземелья» под площадью Восстания. Главная идея – закопать Лиговский проспект под Невский. Пешеходы будут перемещаться также под землей, но выше трассы, пользуясь 15 выходами на Московский вокзал и все улицы. Паркинг, который должен убрать все стоящие на площади машины, расположится ниже подземной развязки.

Архитектурные проекты, созданные за последние два года в Петербурге

Архитектор Евгений Подгорнов спроектировал крышу над двором филологического факультета СПбГУ. Получилось похоже на двор Британского музея, придуманный Фостером.

Архитектурные проекты, созданные за последние два года в Петербурге

Архитекторы по-прежнему не выставляют свежие проекты, предлагая только известные и обсужденные. В частности, хотелось увидеть проект «Пика-2» для Сенной площади, о реконструкции которой много разговоров, но его не показывали (обсуждение проекта – читайте - здесь).

По мнению Леонида Лаврова, профессора СПбГАСУ, «на выставке «Архитектура-2011» были заметны последствия экономического кризиса: скромнее стали презентации, сократились материалы международных конкурсов, не удалось представить лучшие дипломные работы. Отрадно, что произведения петербургской школы зодчих получают достойное место в столичных городах. Одновременно возникает сожаление, что в родном Петербурге для наших мастеров не всегда находится поле деятельности».

Вадим ШУВАЛОВ

Кстати


Одновременно с «Архитектурой-2011» в «Этажах» открылась выставка знаменитого немецкого архитектора Штефана Бениша, мастера экологической архитектуры. Там речь о том, как с помощью зеркал, следящих за солнцем, можно увеличить освещенность здания и на 45% сократить энергопотребление. Или как журчание воды внутри офиса забивает шум улицы. По словам г-на Бениша, на Западе экопроекты дороже обычных на 8 – 10%. По оценкам наших архитекторов, в России это будет 20 – 40%.

Комментарий


Выставка «Архитектура Петербурга-2011», как это было и раньше, свелась к стендам отдельных архитектурных мастерских, к показу некоторых их работ, наименее постыдных. Поэтому акция получилась, по существу, рекламной, и это неизбежно, поскольку организует выставку «Объединение архитектурных мастерских» – организация, в которую вошли самые удачливые и богатые мастерские для коллективного продвижения своего продукта на строительном рынке.

В итоге на выставке нет того, что могло бы заинтересовать посетителя гораздо больше, – скажем, собранных вместе градостроительных и архитектурных проектов для Невского пр., для Московского пр. или района Сенной пл.; высотное строительство; застройка набережных; новостройки и новоделы в историческом центре; соединение новой и «сверхновой» застройки 1970-х и 2000-х годов и т.п. Тогда возникало бы целостное впечатление о том, что в Петербурге происходит в конкретных районах, обозначались бы цели и тенденции по отдельным «жанрам» и территориям.

Но, во-первых, для такой выставки нужна мощная организационная структура, которой у нас нет, это уже почти исследовательская работа. А, во-вторых, цели и тенденции стараются не обнаруживать, а, наоборот, скрывать. Поэтому выставка, будучи полезной как реклама для мастерских, для зрителя бесполезна.

Характерны в этом отношении три архитектора: Земцов, Явейн и Мамошин.
Земцов – тот самый заслуженный архитектор России, лауреат госпремий, который вместе с бездарными финскими коллегами испортил вид Невского пр. у пл. Восстания (магазин «Стокманн»). На выставке показаны, например, два его проекта для исторического центра: гостиница на месте тяговой подстанции около цирка (Фонтанка, 3а) и Малая сцена Александринского театра. На картинках оба здания выглядят скромно, хотя в обоих случаях по закону новое строительство в этих местах запрещено. Но закон Земцов нарушает легко, без лишних мыслей.

Однако натуру не скроешь, и рядом со скромными висит старый проект подземного пространства под пл. Восстания, губительный для всех зданий на площади, и сверхплотно набитая квартирами первая очередь «Смольного квартала» (на продолжении улицы Пролетарской Диктатуры), развивающая традицию дома на Шпалерной, 60, по проекту того же Земцова. Фактически это выполнение функционалистской программы еще первых массовых серий, но только замаскированное путем тотального остекления. Так что доставка этих картинок на выставку – это уже просто реклама старых предложений: а вдруг кто-то обратит внимание и даст денег.

У Явейна есть одна маленькая, но важная тайна: он вообще не архитектор, а уж тем паче не градостроитель. Поэтому лучшая продукция его «Студии – 44» – это работы в крыле здания Главного штаба или, скажем, реставрация Александровского дворца. В первом случае речь идет фактически о дизайне внутренних интерьеров, во втором – о проекте реставрации. Объем строго задан, стилистика – тоже, свобода для творчества минимальная, что и спасает.

А когда дело доходит, скажем, до вокзала в Сочи (проект также представлен на выставке), «Студия – 44» не может предложить архитектурного решения, а предлагает дизайнерское, причем в самом простом смысле, основанное на стилизации и украшении. Мотивы горнолыжного спуска, трамплина, стадиона, которые «кодируют» вокзал. Хитрость в том, что эти украшения можно увидеть только на макете или рисунке, но заказчикам этого достаточно. Результат – создание взамен архитектуры некой декорации, которую надо успешно протолкнуть. Если учесть, что главным архитектором в Сочи работает Олег Харченко, который был главным архитектором в Петербурге, вся эта хитрая негоция кажется вполне закономерной. Как и маскировка неспособности создать архитектурное решение.

Занятно, что Никита Явейн не постеснялся и представил на выставке отель «Новый Петергоф», который построен фирмами Елены Батуриной. Как ни пытались люди Явейна, не смогли так сфотографировать эти домики, чтобы и собор попал в кадр, и было бы прилично. Домики эти, напоминающие прибалтийский дачный стиль 1970-х гг., демонстрируют неспособность «Студии – 44» к целостному решению пространства, даже непонимание того, что такое бывает. Просто на берегу пруда поставили небольшие коттеджи для курортников, а то, что рядом собор и вообще это центр Петергофа, а не какого-то мелкого курортного местечка, что здесь до Явейна сложился иной стиль и иной контекст, – это осталось невдомек. Этим еще и гордятся. Представить, что до Явейна уже что-то сложилось, Явейн не может.

Но особенно порадовал меня Михаил Мамошин, на выставку подавший только один проект – Дворца искусств и телефабрики на месте трампарка им. Леонова. Хотя изделие постыдное, пустое по мысли, но что-то подавать же было надо! Ведь Михаил Александрович – председатель «Объединения архитектурных мастерских», Главный Мастер, а оказывается, что король голый. Но не жуткий же «Статский советник» на углу Загородного и Гороховой экспонировать, не страшный же дом на Малом пр. П.С., замыкающий перспективу Геслеровского сада. И с каждым годом господин Мамошин проектирует все хуже, так что у него один выход – метить в председатели Союза архитекторов. 

Итого: дела обстоят у наших архитекторов отнюдь не блестяще, и тут бы не выставки выставлять, а не напоминать о себе лишний раз… Ан нет, славы хочется, паблисити.                            

Михаил ЗОЛОТОНОСОВ



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве