16+

Новости партнёров

Lentainform

Зачем коммунальщики покупают дорогую и нефункциональную технику

16/09/2011

Петербург ударно готовится к зиме - закупает технику для борьбы со снегом. Зачем-то приобрел за 212 миллионов рублей снегоплавильные установки, работа с которыми была признана неудачной в минувшие зимы. Зачем? - выяснял Online812.


                Урны – в топку

В конце августа ГУ «Центр комплексного благоустройства» (ГУ ЦКБ) заключило контракт на поставку десяти снегоплавильных установок. 5 сентября на сайте горзаказа была опубликована официальная информация об этом событии. В ходе торгов победа досталась ООО «Санкт-Петербургская лизинговая компания». Компания сделала чиновникам предложение, от которого те не смогли отказаться. Первоначальную цену контракта она понизила на 1 миллион рублей. В итоге вместо 213,7 миллиона город купит снеготаялки за 212,7 млн рублей. Других участников на аукционе не было.

По договору Лизинговая компания поставит в Петербург канадскую технику фирмы Trecan. Первая партия из 7 машин поступит до 10  декабря этого года, оставшиеся - до 25 февраля следующего.

Три года назад город уже покупал подобную технику, и тогда покупка обернулась скандалом. За 40 миллионов рублей в 2008-м были приобретены две канадские снегоплавильные машины Trecan и одна американская Snow Dragon. Как установила в конце прошлого года Контрольно-счетная палата Петербурга, бюджетные средства, потраченные на снеготаялки, оказались разбазарены впустую. Как сообщили Online812 в петербургской КСП, покупка снегоплавильных установок за 40 162 тыс. руб. была признана «неэффективными (безрезультативными) расходами», так как техника «не эксплуатировалась в зимний период 2009 - 2010 годов».

Никаких внятных пояснений чиновников на эту тему не было.

Как рассказал Online812 источник, близкий к «коммунальным» кругам Петербурга, проблемы с техникой возникли потому, что умные заграничные машины не смогли приспособиться к суровому нраву петербургских зим и работников ЖКХ.

- При работе у американского Snow Dragon сверху образовывалась ледяная корка, и снег не проваливался в емкости для плавления, дыру приходилось пробивать ломами, - рассказывает источник. – Один из купленных «Треканов» был с так называемым «мокрым запуском», то есть перед началом работы в него надо налить воды, что зимой сделать было проблематично.

Кроме того, заграничные снеготаялки, рассчитанные на чистый заграничный снег, быстро засорялись, из-за чего приходилось останавливать работу и чистить их вручную.

- Мы столкнулись с тем, что в снегоплавилку вместе со снегом бросают доски, палки, бетонные надолбы, мусорные пакеты, мертвых животных - даже скамейки и урны! Нам как-то пришлось вытаскивать оттуда бетонную урну метра полтора в диаметре, - рассказывает источник.

После того скандала вице-губернатор Алексей Сергеев тогда констатировал, что канадские чудо-плавилки плохо себя зарекомендовали. «Нас такая техника не устраивает», - процитировал чиновника Закс.ру.

Однако, несмотря на проблемы ГУ ЦКБ, похоже, снова готово наступить на те же грабли. Так как в новом сезоне закупило десять снегоплавильных установок, аналогичных тем, что оскандалились в минувшие годы. Для сравнения: в 2008-м были куплены TRECAN 60 PD-MX. В 2011-м - TRECAN 80 PD-MX и подобные им, работающие на газе.

Отечественное против канадского

В Москве считают, что без снегоплавилок зимой трудно содержать улицы без снега. Столица уже давно имеет большой парк собственных снеготаялок – 48 стационарных и 146 мобильных снегоплавильных установок (из них 48 на дворовых территориях и 98 на улично-дорожной сети). Большая часть этой техники произведена в России и стоит в полтора-два раза дешевле, чем канадские или американские машины, закупаемые в Петербурге.

И в Петербурге, и в Москве есть собственные производители снегоплавильных установок. В столице один из ведущих - это ВНИИ «Стройдормаш», в Петербурге – «Горыныч».

По словам коммерческого директора компании «Горыныч» Сергея Степанова, отличительной особенностью их установок является то, что в них используются две отдельные емкости для нагрева воды и плавления снега - в отличие от «Трекана», где этот процесс происходит в одной камере. Поэтому замусоривание не мешает «Горынычу».

- Туда можно хоть танк уронить! Танк останется в емкости для плавления снега, это не скажется на работе установки, - объясняет Степанов.

Еще один минус «Треканов», по словам конкурента, – экологический.

- Официально могу заявить: в «Трекане» недогоревшее дизельное топливо проходит сквозь воду, смешивается с ней и идет в канализацию. По сути, у них выхлопные газы автомобиля пригоняются сквозь снег. Это основной их принцип работы. И мы, и москвичи отделяем газ от воды – она нигде не перемешивается со снегом.

Кроме того, по его словам, система непрерывного удаления мусора, которую канадские специалисты разработали недавно и которой должны быть оснащены установки, поставляемые в Петербург, рассчитана все-таки на очистку от песка и гранитной крошки. Но не на бетонные урны или скамейки.

- Придется все равно останавливать машину, сливать воду, вытаскивать мусор, - объясняет специалист.

Сливать придется 4 - 5 тонн воды, а после чистки – что тоже сделать весьма непросто из-за сложного рельефа емкости, в установку снова придется заливать воду. Что зимой тоже порой проблематично.

По словам Сергея Степанова, снегоплавильные установки петербургского производства по мощности сравнимы с «Треканом», а стоят примерно в два раза дешевле.

- Мы не имеем 50-летнего опыта «Трекана», поэтому пытаемся взять чем-то другим – например, сделать более экономичным горение и расход топлива, конструкцию - более удобной, - говорит Степанов.

По его словам, отечественные производители несомненно бы приняли участие в конкурсе на поставку снегоплавильной техники для Петербурга, если бы условия аукциона не были столь жесткими

- Если бы были заявлены более адекватные сроки, авансирование и количество установок - российские компании выиграли бы тендер. А так, нас в угол загнали: поставить и быстро, и много, и без аванса, - сокрушается Степанов.

По его словам, несколько «Горынычей» уже работают в Петербурге в крупных торговых комплексах – чистят крыши и парковки. Сейчас предложения по покупке «Горынычей» компания разослала в Жилищный комитет и районные администрации. Ответов пока нет.

По словам петербургского дилера ВНИИ «Стройдормаш» ЗАО «Транслайн», их компания также не участвовала в аукционе из-за его драконовских условий. Хотя могла бы победить, так как московские снеготаялки примерно в три раза дешевле, чем «Треканы».

- Они проще, но свои функции выполняют, - говорит представитель «Транслайна» Андрей Алексеев.

По его словам, Москва закупила их порядка 120 штук и успешно использует.

Опыт наоборот

Напрашивается вопрос: зачем петербургские чиновники покупают технику, не лучшим образом себя зарекомендовавшую и более дорогую?

Частично на него ответили в ООО «Петербургской лизинговой компании» (выигравшей аукцион на поставки снегоплавльных установок в Петербург).

- «Трекан» пошел на беспрецедентные скидки, - поясняет генеральный директор компании Павел Петров. – Процент скидки не скажу, но они продали Петербургу технику ниже прайсовой цены, потому что очень заинтересованы в сотрудничестве с городом.

По словам Петрова, участвуя в аукционе, они ожидали большего количества конкурентов, но не удивились, что их не было вовсе. Условия конкурса были действительно очень жесткие.

- Фактически надо было заморозить большое количество средств, так как город обещает перечислить деньги за технику в течение двух лет, - говорит он.

Генеральный директор немного слукавил. По условиям контракта бюджет заплатит поставщику 113 млн рублей до 31 декабря этого года, а оставшуюся часть – до конца 2012-го. То есть фактически выплата произойдет в течение года, а не двух.

В поисках ответа на вопрос – зачем коммунальщики покупают технику дорогую и мало вместо того, чтобы купить простую и много, Online812 обратился к «первоисточнику» - ГУ ЦКБ. К сожалению, ответ чиновников ясности не внес.

- В покупке уборочной техники цена – не единственный показатель, - объясняет начальник отдела контроля и технического надзора управления комплексной уборки ГУ ЦКБ Игорь Иванов. - Еще надежность, производительность, эффективность, срок службы... У вас тоже, наверное, не «Жигули». Опыт Москвы показывает, что импортные машины наиболее подходят к нашим условиям…

«Жигули», может, для Москвы и не подходят, но со снегоплавильными установками все обстоит с точностью до наоборот: там используют простые и дешевые отечественные снеготаялки.

Сравнение

Количество снегоплавильных установок в 2011 г

  Петербург Москва
Стационарные 1 48
Мобильные, общее кол-во 3+ (10 ожидаются) 146
Мобильные, отечественные 0 не менее 120

Цифры

Экономия – три процента

В начале сентября были подведены итоги еще нескольких «снегоуборочных» аукционов. Из планируемых 108 единиц уборочной техники были закуплены 98 машин.

- На аукцион по приобретению десяти уборочных тракторов на общую сумму 13,7 млн рублей не было подано ни одной заявки от частных компаний.

- Торги по закупке двух партий мини-погрузчиков не состоялись: на эти лоты было подано по одной заявке. В результате договоры на поставку десяти машин были заключены по начальной цене - 23,2 млн рублей, и еще семи машин - с минимальным понижением начальной ставки - с 26,5 до 26,4 млн рублей.

- Контракт на поставку восьми погрузчиков снега с «крабовым» ходом был заключен на 2,4 млн рублей ниже первоначальной цены.

- Два мини-экскаватора удалось купить на 300 тысяч рублей дешевле начальной ставки в 6,3 млн рублей, 15 уборочных машин – на 600 тысяч дешевле максимальной цены контракта в 16,6 млн рублей.

- Самый крупный лот на поставку 6 малогабаритных уборочных машин «ушел» за 59,2 млн рублей, что всего на 300 тысяч меньше, чем начальная ставка аукциона.

Итого: общая экономия городского бюджета на аукционах по поставке техники составила чуть более 3% (около 6 млн рублей).                          

Подготовила Мария ГОРДЯКОВА

Зима не за горами! Вот – вот начнутся снежные метели, заносы, появятся сугробы, с которыми без специальной техники очень трудно бороться и лучших помощников в этой борьбе, чем современная, компактная и маневренная, снегоуборочная техника, представленная в широком ассортименте на сайте www.motorzone.ru вам не найти!



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве