16+

Новости партнёров

Lentainform

Что будет с пассажирами, когда валидаторы уничтожат кондукторов

28/09/2011

64 миллиона рублей потратит Смольный до конца года на закупку валидаторов – «электронных кондукторов» для автобусов. До этого на покупку валидаторов потратили еще 148 млн. рублей, и в 1200 автобусах их уже поставили.


                  Но пассажиры до сих пор не понимают – зачем, если в автобусе есть кондуктор. Словом, система двойного контроля за оплатой проезда кажется слишком расточительной. Мы решили разобраться – что это за ерунда такая получилась.

Зачем два кондуктора

«Электронные кондукторы» - оранжевые пластиковые валидаторы, которые крепятся на поручнях (пассажиры называют их «оранжевые штуковины»), появились в петербургских автобусах больше года назад. К концу 2011 года ими должны быть оборудованы все социальные автобусы, позже – троллейбусы, трамваи и коммерческие маршруты. С 1 сентября стационарные валидаторы появились на аквабусах. Только непонятно – работает все это или служит только для красоты.

Как объяснили в Комитете по транспорту Смольного, система в итоге будет работать самостоятельно. Но сначала нужно, чтобы пассажиры и транспортники привыкли к новой системе. Кондуктор сейчас выполняет просветительскую функцию: объясняет, что и куда прикладывать. И заодно контролирует процесс оплаты: если у него есть сомнения, что пассажир оплатил проезд, то проверяет второй раз.

Есть два типа кондукторов: строгие и доверчивые. В связи с этим сложилось две тенденции. Если кондуктор строг, пассажиры ждут его и лишь при нем прикладывают карту. Если доверчив – пассажиры вообще не платят.

Многие пассажиры опасаются, что при повторной проверке с карты списывается вторая поездка – это часто становится причиной конфликтов с кондукторами. Однако в ГУП «Пассажиравтотранс» уверяют, что ручные валидаторы, которыми пользуется кондуктор, настроены только на проверку, а не на оплату поездки.

Зачем менять кондуктора?

Электронные кондукторы есть и за границей, однако в Комитете по транспорту ссылаются не на европейский опыт, а на советский: «Идея установки стационарных валидаторов объединяет традиции ленинградского транспорта и современные технологии», - говорит Дмитрий Игнатьев из Комитета по транспорту и предлагает вспомнить, что в 60 - 70-е годы в ленинградских автобусах были компостеры. Тогда действовал лозунг «Совесть – лучший контролер». Потом, видимо, время лозунгов прошло, все чаще стали появляться «зайцы». Вместе с ними появились кондукторы. Сейчас почему-то к традициям решили вернуться. Хотя совести у людей вроде не прибавилось, и «зайцев» меньше не стало.

Валидаторы – это те же компостеры, только электронные. Они должны размещаться на поручнях у входа в каждую дверь автобуса, трамвая или троллейбуса. Пассажир прикладывает к валидатору карточку и этим оплачивает проезд. «Кондуктору не нужно бегать по салону, пассажиру – искать кондуктора», – говорят в Комитете по транспорту о плюсах системы.

Кстати, в «Правилах перевозок», которые висят за кабиной водителя в каждом автобусе, написано: пассажир должен войти в салон и немедленно заплатить. «Пассажиры к этому привыкли, но это неправильно. Это неуважение к человеку, который весь день проводит на ногах. Это ведь тяжелая работа», - возмущается Татьяна Клепикова, пресс-секретарь ГУП «Пассажиравтотранс».

Таким образом, переход на стационарные валидаторы должен решить несколько проблем. Во-первых, избавить кондуктора от лишних мучений и научить пассажиров платить самостоятельно. Во-вторых, осуществить более серьезный контроль за пассажиропотоком. «Мы сможем точно подсчитать, сколько пассажиров проехало на маршруте, и из этого вычислить расходы бюджета на субсидии перевозчикам. Ведь как раньше было: выезжала группа контролеров на базе перевозчика, считала пассажиропоток и предоставляла результаты нам. Проверить было сложно. Теперь за это отвечает электроника», - говорит Дмитрий Игнатьев.

Но избежать при этом новых проблем вряд ли удастся. В идеале система должна работать самостоятельно, без присутствия кондуктора: пассажиры заходят в автобус и прикладывают карты к валидаторам. Те, у кого карточек нет, входят через первую дверь и расплачиваются с водителем – водитель дает билет. Все довольны. Но на практике, говорят эксперты, все будет не совсем хорошо.

Пассажир не оплатил проезд

Детектором совести пассажиров будут контролеры. Происходить должно так: специалист-контролер стоит на остановке и считает, сколько людей зашло. На следующей стоит другой и тоже считает. Они сообщают данные в диспетчерскую. Из диспетчерской им говорят, что на таком-то маршруте транзакции (считывание средств с карты. – А. Д.) нет. И контролеры направляются туда, заходят в автобус (троллейбус, трамвай), блокируют валидаторы и проверяют карточки и билеты у пассажиров. Те, кто не оплатил, платят штраф за безбилетный проезд. Сейчас он 100 рублей. Но на днях были приняты поправки в Закон «Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге», согласно которым штраф возрастет до 1000 рублей.

Естественно, признается Дмитрий Игнатьев, нет такого штата контролеров, чтобы охватить каждую остановку каждого маршрута. Предполагается, что он будет расширяться за счет кондукторов. По словам Татьяны Клепиковой, она беседовала с кондукторами, и они к этой перемене готовы. Однако не все кондукторы с ней согласны: в их числе много пожилых людей, которые не готовы ездить по всему городу в поисках нарушителей. «В автобусе можно посидеть, а днем, когда пассажиров немного, люди сами подходят и оплачивают проезд», - рассказывает Светлана, кондуктор на одном из маршрутов.

За подготовку контроллеров отвечает ГУП «Организатор перевозок», который комментариев напрямую не дает. Поэтому узнать об их планах по расширению штата не удалось.

Билетов нет

Главная проблема, которая может возникнуть у пассажиров – отсутствие альтернативы бумажным билетам. Ведь если с обладателями карт все ясно, то оплата наличными водителю, как показывает опыт, не подразумевает наличие билета. Значит, контролер вас как безбилетника может оштрафовать, даже если вы заплатили.

В Комитете по транспорту уверяют, что водитель обязан выдавать билеты. Якобы билеты у водителей всегда есть, нужно просто их просить. «Это вообще в интересах пассажира. Билет является документом, который подтверждает присутствие человека в автобусе. Если, например, случится авария – он сможет с помощью билета доказать, что пострадал, и обратиться в суд», - утверждает Дмитрий Игнатьев. 

Из любопытства я попросила у водителя билет, как только вошла в автобус. Давно закончились, сказал он.

Что дальше

Транспортные организации в своих идеях уверены и продолжают начинание. Сейчас стационарными валидаторами оборудованы 1249 автобусов ГУП «Пассажиравтотранс» на сумму 148 млн рублей. Недавно на сайте госзаказа объявлен конкурс - до 19 декабря текущего года планируется поставить еще 835 валидаторов на сумму 64 млн рублей. До конца года валидаторами должны быть оснащены все социальные автобусы, продолжится их установка в ГУП «Горэлектротранс» (трамваи, троллейбусы), начнется оборудование коммерческих маршрутов.

По данным Комитета по транспорту, 70 - 75% поездок на наземном транспорте (социальные маршруты) и метрополитене осуществляется по электронным проездным билетам. В будущем Комитет по транспорту предполагает перейти к универсальному электронному проездному и предусмотреть возможность безналичной оплаты через мобильный телефон, платежные терминалы и интернет.                       

Анастасия ДМИТРИЕВА



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве