16+

Новости партнёров

Lentainform

Как научить педагогов учить по-новому

17/11/2011

Как научить педагогов учить по-новому

Можно сказать, что российским школьникам повезло – сейчас они наблюдают и лично тестируют инновации в среднем образовании, а когда станут студентами – опробуют инновации в высшей школе, которая тоже подвергается реформациям.


                 Online812 решил разобраться в том, какие перемены ждут отечественную педагогику и чему и как обучают в педагогических вузах – по-прежнему или по-новому.

Инновации в среднем

Первый вопрос, который возникает, что считать инновациями в образовании. Специалисты говорят, что это масса разноплановых вещей – от внедрения новых предметов и программ до новых методов обучения. Строго говоря, система образования инновируется постоянно – новые предметы вводились и в 70-е, и в 80-е, и в 90-е. Некоторое нынешнее отличие от прошлого – возможность использовать интернет, компьютеры и прочую электронику для эффективного обучения. Правда, пока все эти возможности применяются  не слишком массово – в школах появились электронные доски, идут разговоры о замене бумажных учебников на e-bookи, педагогов требуют заполнять электронные дневники. Вот недавно придумали робота.

Руководитель кафедры педагогики психолого-педагогического факультета РГПУ Светлана Писарева и профессор Елена Пискунова говорят, что новые требования к учителям при аттестации – это такой же инновационный процесс, который сейчас внедряется повсеместно. Современный учитель должен не только излагать свой предмет, но и вести исследовательскую деятельность, публиковать методические работы в печати, создает собственное электронное портфолио, что должно быть удобно и для родителей, и для методистов.

Инновационные процессы в среднем образовании определяет Стратегия развития санкт-петербургской системы образования-2020. Ее авторы называют основные болевые точки системы, для устранения которых требуется немедленное вмешательство опытных ученых-педагогов.  Это не только широкое развитие техники, ее обширные поставки и как следствие – массовое обучение педагогов тому, как всем этим пользоваться.

Есть другая актуальная проблема – обучение детей мигрантов. Здесь, говорят специалисты в педагогике, нужен комплексный подход. Если ребенок только в школе пытается говорить по-русски, а в остальное время – в семье – на родном языке, такое обучение будет сравнимо с латанием кафтана. И вообще очень трудно учиться в средней школе на языке, которого почти не знаешь. Хорошо, если речь идет о начальной школе, тогда еще есть шансы. Педагоги из Адмиралтейского района, где мигрантов очень много, нашли подход: они стали обучать самих мигрантов, особенно отцов. Преподавателем выбрали учительницу почтенного возраста, которая у южных народов ассоциируется с бабушкой семейства, то есть априори пользуется большим уважением.

Но, пожалуй, главная проблема современной педагогики – мотивация ребенка на учебу. Сейчас ребенок, если и хочет учиться, то совсем по другим причинам, нежели предыдущее поколение. Вот здесь как раз и помогают высокие технологии, в которых ученики порой понимают лучше, чем учителя. Педагоги это используют и, например, вместе делают образовательные фильмы и компьютерные игры.

Но гораздо важнее – ориентирование образовательных программ не столько на традиционные знания, сколько на те навыки, которые пригодятся им в жизни. Простейший пример: в теме «периметр» по математике ученику предлагают не просто изменить периметр комнаты, но подсчитать, сколько обоев ему потребуется, чтобы ее оклеить. В современном учебнике по физике требуется рассчитать толщину льда, по которому идет лыжник весом столько-то килограммов на лыжах такой-то площади.

Инновации в высшем

В высших учебных заведениях главный признак инновации – осознание того, что появился новый рынок услуг – образовательный.

Как рассказал Online812 первый проректор РГПУ имени Герцена Сергей Гончаров, раньше к вузам почти не предъявлялось требований об организации учебного процесса, а сейчас все представители высшей школы должны стать немного менеджерами. Вот здесь и приходится импровизировать, творить. Раньше если и отмечалось где-то творчество, то – индивидуально, в выступлениях отдельных преподавателей, но все двигалось по заданной траектории. Теперь иные требования и другие решения задач.

В теории каждый уважающий себя выпускник вуза хочет найти интересную и денежную работу, то есть университет должен дать ему знания именно в том соотношении, которое окажется наиболее оптимальным для того, чтобы стать востребованным специалистом.

В РГПУ имени Герцена решили, что для  того, чтобы получить идеальный набор знаний, студент может осваивать модули – учебные программы, разработанные в РГПУ и годные к применению в других вузах

В 2007 году петербургский РГПУ имени Герцена стал победителем конкурса среди российских вузов в рамках приоритетного национального проекта «Образование». В 2007-м здесь начали внедрять образовательную программу «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере». В период реализации инновационной программы в РГПУ появилось 14 новых специальностей и 22 новые программы для магистров. – А также – 39 инновационных модулей в основном на ниве гуманитарных технологий в социальной сфере. Каждый модуль – это определенный набор компетенций. Студент, желающий нарастить свои знания для работы в определенном сегменте, выбирает, что ему подходит.

Главное достоинство модулей, говорят в вузе,  – они носят опережающий характер. Скажем, проблема обучения мигрантов была разобрана педагогами-теоретиками, когда самой проблемы еще не существовало.

Первые модули, появившиеся еще в 2007 году, были, в частности, такие:

– технологии формирования политической, этнической и религиозной толерантности,
– продвижение образовательных услуг на рынок,
– здоровье сберегающие технологии,
– технологии управления репутацией,
– технологии социального ориентирования человека в глобальном информационном пространстве,
– технологии психологической помощи семье,
– технологии мотивации персонала в организации.
 Затем к ним добавились другие модули:
– технологии разрешения социально-психологических проблем развития детей группы риска,
– технологии социокультурной адаптации в северных регионах,
– технологии формирования корпоративной культуры,
– технология волонтерской деятельности в социальной сфере,
– технологии управления конфликтом.

Каждый модуль – это методические пособие, а также десятки проведенных либо рекомендованных к проведению исследований. Основная целевая группа – это студенты магистратуры, которые уже получили общее образование. Оптимальный размер модуля – 15 кредитов (кредит – это своеобразная мера трудоемкости, примерно составляющая 36  академических часов).

Студент, прошедший дополнительное обучение, к примеру, по модулю «технологии разрешения и предупреждения  социально- психологических проблем детей и подростков группы риска», может рассчитывать на диплом психолога. Его дальнейшая деятельность – это не только работа с проблемными подростками, но и профилактика психологического выгорания у педагогов из спецшкол.

Магистерский модуль «технологии адаптации мигрантов» включает в себя несколько программ: технологии обучения родному и неродному языкам, гармонизация межэтнических отношений, информационные технологии в поликультурном пространстве, конфессиональный полилог, игровые программы обучения толерантности, речевая агрессия… Есть даже такой цикл как «изучение литературной сказки как путь формирования толерантного мироотношения».

Для тех, кто собирается работать на Севере, появился модуль: технология социокультурной адаптации в северных регионах и новая профессия – эксперт-северовед.

Большой модуль «Технологии извлечения, обработки и анализа информации» подразделяется на блоки – для студентов, для действующих преподавателей вузов и для учителей. Так, студентов обучают механизмам выделения информации из публицистических и литературных текстов, преподавателей и учителей – особенностям машинного перевода, технологиям извлечения явной и скрытой информации из текстов рекламы, экспертным оценкам результатов электронного тестирования, сотрудников университета – созданию программ для тех же тестов.

Многие модули созданы в расчете на будущее. Например, «теория волонтерской деятельности». В России волонтерское движение не слишком развито, в отличие от Европы, но в будущем, считают в РГПУ, все может измениться. Технология управления репутацией (именно репутацией, а не имиджем) будет популярна, но позже.

Инновации в будущем

Учебные заведения из других городов заинтересовались модулями, как педагогическими, так и теми, которые ориентированы на другие гуманитарные специальности. По словам главы дирекции инновационных программ РГПУ Инны Головиной, первыми проявили интерес Академия государственной службы из Коми и Педагогический институт из Тулы. Впрочем, многие программы сейчас находятся в открытом доступе в интернете, и их могут скачивать и преподаватели, и студенты, представители самых разных специальностей. Письма с запросами за 4 года поступили из 80 российских вузов.

«Основное качество педагога – это способность понимать другого человека, – говорит Гончаров. – Профессионально это называется педагогическая компетентность. Проблемы взаимопонимания обострились повсеместно, и здесь развитие интернет-технологий далеко не всегда идет на пользу. Вот вокруг взаимопонимания мы и строим свои инновационные программы. Хотя самой главной инновацией было, конечно, внедрение Болонского процесса». (Для справки: в результате подключения наших вузов к  Болонскому процессу, из нескольких тысяч специальностей, которым обучают сейчас в российских вузах, только 65 сохранили прежнюю систему специалистов и бакалавров с магистрами в принципе не готовят).

Ряд заявленных 4 года назад РГПУ инновационных модулей так и не снискали популярности. Зато, например, волонтерская деятельность изучается с большим энтузиазмом. И не только педагогами-дефектологами, но и будущими менеджерами по туризму. Для организации анимации волонтерские навыки оказались очень полезны – как объединить взрослых разных профессий и детей разных возрастов? Как объединить их не для развлечения, а для чего-то полезного, скажем, субботника?

Инновация 2011 года – технологическая карта освоения дисциплины. Это конец халявы для студентов-прогульщиков. Карта начисляет баллы каждому студенту за весь семестр, здесь учитывается и работа на семинарах, и посещение занятий. Баллы в карте, а не только оценка на экзамене, влияют на итоговую оценку в дипломе.

Как и в среднем образовании, в высшем недалек переход к дистанционному, электронному преподаванию. В Университете имени Герцена таким шагом стало создание журнала «Эмиссия Офлайн». Научные статьи публикуются именно здесь, следующим шагом могут стать видеосеминары с обратной связью. Правда, пока мощностей университетского интернет-канала для этого не хватает.                        

Нина АСТАФЬЕВА, фотография с сайта mynet.com



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве