16+

Новости партнёров

Lentainform

«Почему Октоберфест по ТВ показывают, а местный фестиваль — это «пропаганда» пива»

17/11/2011

СЕРГЕЙ ГРИГОРЬЕВ

«Пивной Фестиваль». Что представляется при эти словах? Пьяная агрессивная толпа, неприятные запахи и громкая поп-музыка? А, может, многомиллионные веселые народные гулянья, приносящие за две недели до миллиарда евро(1 смотри сноску) бюджета? А, может, тихое перешептывание знатоков, пометки в блокноте? Все это - и много большее.


                    Луга Баварии, заброшенный завод в Хельсинки,  главная площадь Антверпена, шатры в Лондоне, пляжи Калифорнии —  это тоже пивные фестивали.  И открывают их мэры городов обер-бургомистры и главы департаментов. С удовольствием открывают,

Увы, в понимании среднего российского жителя «настоящее веселье» и «настоящее пиво» возможно только «где-то там»,  а у нас  – надо довольствоваться тем, что есть -  разухабистой попсой, заезженными хитами от унылых «рок-героев», всеми атрибутами отечественного «народной гульбы»  и морем пива, которым сыт уже по телевизионной рекламе и полкам магазинов — ни тебе новинок, ни чего-то интересного.

А ведь поначалу все было не совсем так — первые фестивали, хоть, и вызывали справедливые нарекания граждан за все вышеперечисленное, но, по крайней мере, предлагали и новинки, и шанс небольшим компаниям. Однако, по мере укрепления мировых гигантов на рынке и начала гонений на подобные события (под маркой «борьбы за трезвость» (2 )), фестивали стали задвигать на задворки, а заправилами стали многонациональные компании. 

Ими же и финансируется большая часть бюджета фестивалей, на помощь призываются самые «раскрученные» артисты,  расходы списываются на рекламу,  закладываются в цену напитка — при огромных объемах можно позволить себе многое.  А новинки и небольшие производители? В Москве им отдана лишь небольшая часть на окраине, петербургские устроители же последнее время предпочитают обходиться и вовсе без них. А что  говорить о редких и уникальных сортах импортного пива (3)?

Можно ли сделать что-то по-другому? Можно ли заинтересовать потребителя и ценителя настоящего пива, предложив ему нечто иное?

Мировой бум микропивоварения и того, что называется 'artisanale' или 'craft' brewing (4), рост потребительского сознания привели к созданию во многих странах потребительских ассоциаций, взявших дело проведения фестивалей в свои руки. 

А в результате вырисовывается очень интересная картина.

сноски

1.По данным  bundesregierung.de,  оборот «ОктоберФеста» только  2006 году составил 449 миллионов евро, а на проживание в отелях и проезд в общественном транспорте гости праздника потратили более 500 миллионов евро.

2. Как альтернативное мнение, можно привести цитату  из выступления  уполномоченной правительства ФРГ по проблемам наркотической и алкогольной зависимости Мехтхильд Дикманс (Mechthild Dyckmans)    2 февраля на пресс-конференции во Франкфурте-на-Майне:  «В данный момент я не вижу необходимости в дальнейших запретах».  По ее словам, «необходимо контролировать исполнение уже существующих законов, касающихся продажи и употребления алкоголя, а  антиалкогольная политика должна быть продумана на долгосрочную перспективу. Запреты на продажу тех или иных алкогольных напитков имеют лишь краткосрочный эффект, однако не являются панацеей от алкоголизма».  Deutsche Welle, 02.02.2010.

3. «В последние двадцать лет идет постоянный обмен идеями между Британией, США и Бельгией», – пишет исследователь пивной культуры Рон Паттинсон в своей заметке на сайте European Beer Guide. В силу этого многие бельгийские сорта являются желанными гостями на фестивалях Британии и США, как, впрочем, и наоборот.

4. Наиболее приближенный перевод – «ремесленный», но без свойственного  в русском языке  слегка уничижительного оттенка.

Увы, увы, вся наша индустрия пивных фестивалей ориентируется на «Октоберфест» – фестиваль, изначально не имевший прямого отношения к пиву, а представляющий собой те самые «народные гуляния», от которых так воротят нос отечественные гонители пивной культуры.

Именно оттуда у нас взята атмосфера безудержного разгула и развлечений любой ценой, пива    – так рекой и большими кружками.

А, вот, скажем, отзыв известного пивного обозревателя Пита Брауна об американском фестивале «крафтовых пивоварен»: «Удивительно. Я вижу дозы в 0,1 л., и я вижу гигантские очереди за этими дозами».

Еще факт в копилку: именно в эти дни заканчивается регистрация и покупка билетов на Copenhagen Beer Celebration 2012 — фестиваля, организованного пивоварней Mikkeller. Там тоже обещают реки пива от дружественных участников,  а, кроме того   – специально подобранное меню под разные типы пива и семинар на тему «как сочетается пиво с едой». Все билеты раскуплены в два дня.

Фестиваль в голландском городке Bodegraven собрал всех друзей пивоварни De Molen – Европа от Норвегии до Италии и пивовары из Америки.  Пьяных драк и дебошей, почему-то, не зафиксировано. Хотя, просматривая альбомы с этого фестиваля, понимаешь — многие «напробовались» пива.

Все правильно, форумы организованные пивными фанатами для совсем пропащих пивных фанатов — это особый жанр. Но этот тезис стоит запомнить.
Вернемся к массовым мероприятиям.

Салон валлонского пива в маленьком бельгийском городке Verviers. Главная площадь города. Приветственный буклет от администрации провинции. Стеклянные бокалы (никто не боится, что гости будут их бить). Пиво ранжируется от простого пилса крепостью в 4% до жесткого триппеля в 10 %.  Большинство посетителей — или зануды с блокнотами, или региональные представители ресторанов и пабов, или — простая толпа из маленького городка. Все организовано просто и незатейливо. Даже, извините, писсуары — они сделаны в стиле «мужикам не стыдно». Для барышень, естественно, предлагаются другие удобства.


Verviers. Вот, такие персонажи встречают посетителей фестиваля

А мы повышаем масштаб. Город  's-Hertogenbosch, или проще, Ден Босх (кстати, именно оттуда родом знаменитый Иероним Анто́нисон ван Акен, которого мы знаем просто как Иеронима   Босха, то есть, «Иеронима из Ден Босха). Здесь каждый год голландцы проводят фестиваль малых голландских пивоварен, организованный ассоциацией KBC  – «собрание малых пивоварен». Открытое пространство. Главная площадь города. В брошюре — конечно же, приветственное слово мэра города и обращение министра промышленности данной провинции: «спасибо, что вы есть, и спасибо, что вы пришли». 

den Bosch2011. Автор на фестивале

Народ послушно стоит в очереди за новинками, ждет «вот сейчас пивоварня Jopen откроет свой портер», ест селедку и салат из устриц.

Где-то вдалеке играет музыка, кто хочет  – слушает и пританцовывает, кто не хочет — спокойно наслаждается 90 (в прошлом году) или 112 (в этом году) сортами пива. 
Моя дочка любит этот фестиваль — она знает, что там всегда есть для нее батут, карусель ларьки с замороженным соком и с селедкой, и добрые веселые дяди.

den Bosch2011. Детям, есть чем заняться, пока взрослые тестируют пиво

Мы перемещаемся географически ближе. Сделаем остановку в Хельсинки, на фестивале «маленькие пивоварни — большое пиво». Вы сомневаетесь в том, что он организован на одной из главных площадей? Думаете, пиво там разливается в пластиковые стаканы?

Лично у меня две  претензии к этому фестивалю: 1. дотошные финны из соображений безопасности ограничили количество народу на площади, и для обратного входа надо было простоять огромную очередь.  2. Курильщики были загнаны в особый закуток.

В остальном — где еще можно попробовать как минимум пять вариаций традиционной финской версии пива – «сахти»? Или насладиться финской интерпретацией бельгийского эля или американского IPA?

Helsinki. Фестиваль еще не вышел на полную мощность

Масштабы не те? А что мы скажем про CAMRA Great British Beer Festival,  где представлено более 1000 (тысячи) сортов пива? Или про бельгийский пивной уикенд, который проходит на Гран-Пляс в Брюсселе? Или, более известный среди пивных фанатов, фестиваль в Синт-Никлас, где представлены практически все пивоварни Бельгии?

Есть еще и фестивали одной пивоварни или фестивали определенного сорта, типа уикенда спонтанной ферментации в Бельгии, или фестиваля нидерландских боков.

А,  ведь, никто и никогда не говорит о том, что это пропаганда алкоголизма и пьянства. И нигде лично я не видел толпы, от которой хотелось бы спрятаться.

Итог получается забавный и неутешительный для тех, что говорит о том, что пивные фестивали — пропаганда так называемого пивного алкоголизма (впрочем, термин «пивной алкоголизм» употребляют только неграмотные идиоты).  Чем больше усилий к организации фестиваля прикладывают настоящие фанаты пива — тем меньше порции, меньше шума, меньше плясок под идиотских исполнителей.

Как только это превращается в «народные гулянья» – где бы то ни было, это неприятно и громко.

Я не люблю, когда неприятно и громко. Я не люблю очень популярных исполнителей. Я не хожу на массовые мероприятия.
Но я не требую, чтобы запретили город Санкт-Петербург оттого, что в День Города лично мне неприятно выходить на улицу.
Можно ли у нас сделать что-то подобное?

Боюсь, вы сочтете за рекламу, но у нас есть фестиваль «Магерфест», где в отзывах «уникальная атмосфера хорошего настроения, спокойствия и уюта. Как в Европу попал». 
Еще у нас, например, грядет фестиваль бельгийского пива. Прямо в декабре.  Прямо второго числа.
Но мы не можем рассказать вам об этом.

Мы не можем, потому что кто-то решил, что показать по телевизору про Октоберфест по телевидению — это можно, а про местный фестиваль — это «пропаганда и реклама».

Потому что самый демократичный, и в тоже время, в последнее время — самый трендовый среди думающей молодежи напиток (если кто сомневается — посмотрите отзывы в Facebook среди крафтовых пивоварен)   -   у нас в стране уравнен в правах с дешевой водярой.

Может, я и заброшу это неблагодарное дело   – пытаться сделать фестиваль здесь, но я точно знаю — именно на пивных фестивалях в Европе мои дети чувствуют себя спокойно, безопасно и весело.

И, то, что дочка спрашивает «мы поедем туда еще раз?» или говорит «папа, ты в следующем году опять сделай фестиваль» – лично я считаю своей заслугой в нелегком деле просвещения.                      

ранее:

«Онищенко живет в своем мире, где пиво бродит только до шести градусов»
То ли пиво мы пьем? Часть третья. Комиссионные марки.
Лицензионное пиво. То ли мы пьем? Часть вторая. Локальные чемпионы
Лицензионное пиво. То ли мы пьем? Часть первая. Мировые марки
«Кто сейчас покупает дорогие марки пива?»
Что такое «пивные древности»?



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве