16+

Новости партнёров

Lentainform

Кто проиграет, если Орловский тоннель строить не будут?

22/11/2011

Всю прошлую неделю Петербург будоражили вести из Смольного и слухи из кулуаров о самом скандальном на сегодня городском проекте: строить или нет Орловский тоннель? А если строить - то за какое количество миллиардов?


                Администрация Полтавченко пока не может договориться по этим вопросам со «старым» инвестором, оставшимся в проекте еще со времен Валентины Матвиенко. Кто потеряет в случае, если Орловский тоннель все же не построят, разбирался Online812.

«Отступать мы не будем»

«Строительством Орловского тоннеля начинаем заниматься уже сегодня. Мы должны провести его в максимально короткие сроки. Правительство города уже приняло решение о начале строительства, и отступать мы не будем. Орловский проект – это проект номер 1», - это слова Валентины Матвиенко, сказанные 15 апреля 2005 года.

К  2007-му была названа сметная стоимость тоннеля - 26,4 млрд рублей. К 2010-му по плану под Невой туда-сюда уже должны были мчаться до 60 тысяч автомобилей  в сутки.
Первоначальным планам Смольного оказалось не суждено сбыться. Зато проект Орловского тоннеля на протяжение всех последних лет имел VIP-статус. И за это время он странным образом разросся – и по срокам, и по цене.

Какова реальная стоимость строительства сегодня, сказать сложно. Разные источники почему-то называют разные цифры - в диапазоне от 45 до115 миллиардов рублей. Напомним, сперва его сметная стоимость составляла 26,4 миллиарда. Затем, согласно паспорту инвестпроекта -  47,7  млрд рублей.  А потом в проект вошел инвестор - «Невская концессионная компания»  (ее связывают с депутатом Госдумы Виталием Южилиным), и стоимость тоннеля стала расти. Вероятно, это не беспокоило Валентину Матвиенко, но в новом правительстве  факт вызвал возмущение. Впервые о «странностях роста» публично заговорил финансовый вице-губернатор Сергей Вязалов. Его первоначальные высказывания  были довольно жесткими - Орловскому тоннелю стали предрекать скорый конец.

Но за проект вступились «федеральные силы». Орловский тоннель открыто поддержал министр Минрегиона РФ Виктор Басаргин и глава Совфеда Валентина Матвиенко. Вероятно, под «нажимом сверху» Смольный смягчил позицию. Губернатор Полтавченко заявил, что проект будет реализован, но только в том случае, если его финансирование останется на уровне предусмотренного паспортом, а не увеличится, как того хочет инвестор. И теперь Смольный с инвестором торгуются - как построить  тоннель, но подешевле.

Консенсуса пока нет. Все стороны от комментариев отказываются. Похоже, торг вошел в ту  фазу, когда каждый из участников уверен, что от проигрыша его отделяет один неверный шаг.

В государственной управляющей компании проекта - ООО «Орловский тоннель» заявили, что ничего не скажут, потому что вся информация носит «конфиденциальный характер».
В Комитете по инвестициям просто молчат и не отвечают на наш запрос.

В «Невской концессионной компании» сказали, что не будут ничего комментировать, «пока все не прояснится». Однако уже после этого руководство холдинга First Quantum - основной компании, входящей в НКК, сделало продуманно-отчаянное заявление журналистам «Фонтанки.ру», в котором выразило недоумение поведением Смольного, который, по их мнению, никак не может определиться - чего хочет.

Гордость Германии

Борьба за Орловский тоннель вновь обострилась на прошлой неделе, когда в Петербург прибыла солидная и встревоженная делегация из Германии во главе с министром  транспорта и строительства ФРГ Петером Рамзауэром. Встреча проходила в Смольном за закрытыми дверями, но известно, что немецкий министр попросил петербургского губернатора не сворачивать проект. Орловский тоннель Германии, похоже,  нужен больше, чем  России. Компания Herrenknecht AG (ее связывают с экс-канцлером ФРГ Герхардом Шредером) уже заключила контракт с «Невской концессионной компанией» и начала проектирование проходческого щита для прокладки Орловского тоннеля. Деньги за щит ей должна перечислить НКК, но город обещал потом у НКК этот щит выкупить.

На своем сайте  Herrenknecht много пишет об этом событии. Петербургский контракт стал для нее самым большим несерийным  заказом за всю историю фирмы. А проходческий щит для Орловского тоннеля, диаметром 19,25 метра -  будет самым большим в мире.  Его длина 82 метра, высота равна шестиэтажному дому, вес - 3800 тонн.  Щит (на фото) может выкопать 600 кубометров грунта за час. В Herrenknecht уже заявили, что изготовив его, установят  мировой рекорд.  Орловский тоннель немцы  называют «мегатоннелем», прокладка которого повлечет за собой подъем всей российской экономики (так как  его появление  приведет к интенсификации судоходства по Волго-Балтийскому водному пути, а значит - экономическому росту).

Компания Herrenknecht - не новичок на петербургском рынке, у нее сложились давние и теплые отношения с экс-губернатором Валентиной Матвиенко. Herrenknecht  участвовала в строительстве канализационных шахт, прокладке трубопровода минерального масла под  руслом Невы,  строительстве  станции «Обводный канал» и других проектах. В декабре 2010-го Валентина Матвиенко приезжала в гости в штаб-квартиру фирмы. Тогда же были достигнуты договоренности о привлечении Herrenknecht к строительству Орловского тоннеля.

Online812 связался с администрацией  Herrenknecht. В компании пообещали ответить на наши вопросы, но так и не ответили в оговоренный срок.

Что русскому хорошо

Кто и что потеряет, если строительство Орловского тоннеля отменят?

Город. Очевидно, что город может обойтись и без Орловского тоннеля - по крайней мере, в том виде и в этом месте. В Смольном, кстати, уже разработали альтернативный вариант развития дорожной сети города - без Орловского тоннеля, с помощью сети автомобильных развязок. Вероятно, город потеряет уже потраченные, согласно графику финансирования, 2,44 млрд рублей. Вероятно, будут какие-то штрафные санкции за срыв контракта с Herrenknecht. Но это все равно меньше, чем предстоящие траты в сто с лишним миллиардов.

«Невская концессионная компания» к концу 2011-го должна была вложить в Орловский тоннель собственных 120 миллионов рублей и привлечь 513 миллионов заемных. В случае разрыва концессионного соглашения не по вине НКК, ей гарантируется выплата  компенсации. Так что вряд ли  похороны тоннеля станут для нее серьезной потерей.

Компании Herrenknecht будет обиднее всех. Потому что она  лишится самого крупного в своей истории заказа и не установит мировой рекорд, о котором уже так громко  заявила.

Валентина Матвиенко, которая пообещала «не отступать» от Орловского тоннеля,  получит укол по имиджу. Возможно, благодаря именно ее поддержке,  строительство тоннеля  до сих пор  не свернуто.

Справка

Согласно существующему проекту, Орловский тоннель должен соединить под руслом Невы Смольнинскую и Свердловскую набережные. Тоннель будет двухъярусным, с тремя полосами для движения в каждую сторону, длиной в 3,5 км. Пропускная способность - 60 тысяч автомобилей в сутки. Проезд будет платным. Для легковых автомобилей  - порядка 30 рублей, для грузовых - 50 рублей.

Проект реализуется на условиях концессии. Его финансирование должны  разделить между собой Инвестиционный фонд России, бюджет Санкт-Петербурга и инвестор-концессионер. По результатам конкурса третьим участником концессии стала «Невская концессионная компания». Основной инвестиционной компанией в НКК  является  холдинг First Quantum Partners Ltd, который также ведет строительство намывных территорий в западной части Васильевского острова.

Комментарий

Роман Могилевский, социолог и политолог:

- В сложившейся ситуации уместно говорить не только о судьбе  Орловского тоннеля, но и  обо всех проектах, которые сейчас приостановлены новой администрацией. Это, скорее, популистский шаг, чем экономически оправданный. Все проекты, на мой взгляд, были обоснованы с точки зрения пользы для горожан. Хотя, конечно, за ними скрывались и конкретные экономические интересы. То есть  проекты - жизненно важные для города, и они будут возвращены, хотим мы того или нет.  А если стоимость их растет, то это уже способности и желания нашей бюрократии ограничить эгоистические интересы определенных групп. Но отсюда не вытекает, что надо закрыть проекты.                        

Мария ГОРДЯКОВА



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве