16+

Новости партнёров

Lentainform

Как будет выглядеть Петербург через 50 лет

01/12/2011

Как будет выглядеть Петербург через 50 лет

Профессор кафедры урбанистики и дизайна городской среды архитектурно-строительного университета Валерий Нефедов рассказал в каком городе будут жить наши дети.


                 — Сегодня Петербург — это город для работы, сна и машин, — говорит Валерий Нефедов. — Люди чувствуют себя уютно только в собственной квартире. Улица для них — настоящее испытание, там машины, агрессивные брутальные здания или серые унылые постройки. Поэтому из дома лучше не выходить. Чтобы жить в Петербурге, человек должен быть героем. Если бы петербуржцы оказались на окраинах Парижа, Берлина, Амстердама, они бы прослезились. Потому что жить так, как живем мы, нельзя! Город, у которого такое историческое прошлое, не может иметь настолько безнадежное настоящее. И ситуация с каждым годом лишь ухудшается.

— Как современный Петербург влияет на менталитет горожан?
— Вы посмотрите на унылые лица людей и все поймете. Петербуржцы становятся все более агрессивными. Они прячутся в спальных районах и предпочитают одиночество. Жители и рады бы прокатиться на велосипеде, погулять с ребенком, но негде.

— Но у нас же активно идет строительство, появляются новые красивые дома…
— Пальцев одной руки хватит, чтобы перечислить нормальные современные постройки в этом городе. Это улица Казанская, 3, улица Почтамтская, 3–5, и жилой комплекс «Дом у моря» на набережной Мартынова, 74. Это все. Остальные новые здания — унылое воспроизведение ветхого наследия. Все эти фронтоны, колонны — рудименты позапрошлых веков. Пока в Европе строят «умные» дома с солнечными батареями на фасаде, мы гоним псевдоисторическую волну и делаем вид, что по-прежнему хотим жить в прошлых веках. Вызывает сожаление, например, торговый комплекс «Галерея» возле Московского вокзала.

— Почему?
— Можно только посокрушаться, что в центре города поставили такого брутального монстра с легким налетом старины. Людей, которые приезжают в Петербург, следовало бы встречать более гуманно. Например, разбить возле торгового центра парк, а на крыше сделать сад. Это сейчас элементарно! Достаточно лишь утолстить покрытие последнего этажа и организовать водоотводы. Обязательно сходите в Париже на крышу железнодорожного вокзала Монпарнас. Там еще в 1986 году разбили прекрасный сад. А потом посетите Музей мировых культур на набережной Бранли, который находится недалеко от Эйфелевой башни. Все здание там увито зеленью. Город будущего — это пространство, куда возвращается природа. В Европе это понимают. А в Петербурге народ как-то вяло-обреченно относится к новым уродливым зданиям: кто-то построил, значит, так и надо. Город смирился и проиграл. И жаль, если это навсегда.

— И все-таки, когда в Петербурге станет более комфортно жить?
— Наш город очень упрямый. Чтобы опомниться, он должен дойти до черты, за которой уже невозможно будет жить. Пройдет еще 50–100 лет, и в Петербурге нечем будет дышать, транспорт достанет всех. Вот тогда наши внуки начнут разбирать здание за зданием.

— А может, люди будущего просто покинут город?
— Самые разумные, конечно, убегут отсюда. Но на их место приедут те, для кого качество среды — дело десятое. Эти люди будут здесь не жить, а работать. В этом трагедия таких мегаполисов, как Петербург и Москва.

— При самом оптимальном раскладе — как будет выглядеть Петербург через сто лет?
— Петербург будущего уже построен в Европе. Будущее — это парижские кварталы Рив-Гош и Булонь-Бийанкур, периферия Стокгольма Халлонберген. Через 50–100 лет заброшенные промзоны Петербурга превратят в парки. Так уже сделали в Париже. На месте предприятия по сборке автомобилей там разбили парк Андре Ситроена, а на территории бывшего винного завода открыли парк Берси. В европейских городах, чтобы дойти до зеленой благоустроенной зоны со скамейками и велосипедными дорожками, надо потратить всего лишь 10–15 минут. К этому придем и мы.

— В каких домах будут жить и работать наши внуки?
— Работать можно в небоскребах, а жить лучше в 4–5-этажных домах, окруженных природой. В Париже за вокзалом Аустерлиц строится новый жилой район. На заборе там рекламируются не достоинства будущих квартир, а окружающая среда. Примерно так: «На этом месте будет посажена тысяча деревьев, здесь будет пешеходный променад».
В будущем первый этаж станет самым престижным. А все потому, что возле жилых домов разобьют палисадники, куда можно будет вынести столики, пригласить гостей. Повезет и жителям последних этажей. Ведь на крышах жилых домов зацветут сады. Машин во дворах больше не будет. В Европе проблему с автомобилями давно решили. Например, в Цюрихе 4-этажная подземная парковка спрятана в большом холме. Туда можно подняться, полежать на траве. А в Хельсинки в центре города на крыше парковки насыпаны песчаные холмы с соснами и прямым поливом корневой системы.
Изменятся и сами жилые дома. Они будут иметь локальное теплоснабжение и очистные сооружения.

— Как эти «умные» дома будут работать?
— На южные фасады установят солнечные батареи. Так уже делают наши северные соседи — скандинавы. Благодаря этому экономится электроэнергия. Дождевую воду необходимо собирать в специальные резервуары, после небольшой очистки с помощью грубых фильтров она будет поступать в туалет. Так делает Китай. Мы же пока такие щедрые, что одну и ту же воду пускаем и на стирку, и на приготовление пищи. Видимо, мы по привычке считаем себя богатой страной.

— А каким будет транспорт в Петербурге?
— Возможно, это будут самодвижущиеся трамваи, составы метро. В Лондоне уже ходит специальный рельсовый транспорт без машиниста. А на 14-й линии парижского метро курсирует самодвижущийся поезд. Кстати, если вы там выйдете на станции «Лионский вокзал», то прямо с платформы попадете в сад. Под землей на глубине 20 метров французы сделали парк с автополивом и искусственным освещением. Для нас в России это кажется сказкой или фантастикой. Но европейцы в этом давно живут. Через 50–100 лет, возможно, сады зацветут и в петербургской подземке. В будущем машин в центре города станет меньше. По всему Петербургу построят перехватывающие парковки. Обводный канал — это та черта, возле которой должен оставаться весь транспорт, движущийся со стороны Купчино. И все больше людей через 20–30 лет будут пользоваться общественным транспортом.

— Вы верите в то, что петербуржцы бросят машины и начнут ездить на трамвае?
— Сейчас для горожан общественный транспорт — исчадие зла. Чтобы подняться в скрипучий ржавый трамвай, надо приложить немало усилий. Через 20–30 лет появится транспорт экстра-класса. Он уже есть в Европе, где психологический барьер перед трамваем снят. Любой бизнесмен будет в Петербурге с радостью ездить на общественном транспорте без головной боли, не думая, где припарковать машину. Между трамвайными рельсами посадят траву. Архитекторы и урбанисты из Европы уже сейчас предлагают вернуть трамвай на Невский. Это не сказка. В центры иностранных городов общественный транспорт уже вернулся, после того как 10–15 лет назад его оттуда выгнали.

— А у нас есть сейчас талантливые архитекторы, урбанисты, которым по силам построить Петербург будущего?

— У нас очень много талантливой молодежи. Правда, сейчас она вынуждена уезжать в Европу, потому что в Петербурге их заставляют строить здания только «под старину».
А ведь молодые петербургские архитекторы готовы предложить самые продвинутые идеи. Так дайте им шанс сделать! Чтобы продолжить традиции Петра I, надо в ХХI веке построить в этом городе хоть что-то европейское.                      

 Катерина КУЗНЕЦОВА («МК» в Питере»)

Строите свой собственный дом и стараетесь все делать так, чтобы в доме было все максимально комфортно и удобно и для этого решили установить систему автоматизации дома? Предлагаем вашему вниманию систему умный дом, все преимущества и возможности на сайте smartoptima.ru во всех подробностях.



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве