16+

Новости партнёров

Lentainform

Петербурженка рассказала о коррупционных схемах учителей

24/02/2012

Петербурженка рассказала о коррупционных схемах учителей

Так сложилось, что учителя у нас в стране считаются неприкасаемой кастой, в том смысле, что обижать их нельзя ни в коем случае. Они — этакая вечно обделенная совесть нации. Работают за копейки, нагрузки все больше, дети все наглее — уверяют нас сами же учителя.


                       Но если присмотреться, то окажется, что в школах уже сформировались закрытые коррумпированные сообщества педагогов-халтурщиков. К такому выводу пришла эксперт Национального общественного комитета по противодействию коррупции петербурженка Татьяна Зуева.

Закрытая корпорация

Что за люди учат питерских детей? Что происходит на уроках? Как учителя подают материал, как объясняют, как спрашивают? Если разобраться, никто толком этого не знает.

— До начала 1990-х на уроки ходили инспекторы РОНО, они могли сделать учителю замечание, что-то порекомендовать. Они были и надсмотрщиками, и советчиками. Но уже около двадцати лет педагоги предоставлены сами себе. Их повседневную работу проверяет лишь свое же школьное начальство, — говорит Татьяна Зуева. — Родителей редко допускают дальше школьного вестибюля. Родительские комитеты часто просто фикция. Зуева провела научное исследование школьного сообщества на примере одной из городских школ, в которой учился ее сын. Кроме того, Татьяне не раз приходилось замещать на уроках учительницу в начальных классах и заниматься с детьми, которых учителя признавали «отсталыми» и хотели оставить на второй год.

— Учителям невыгодно учить. Легче либо выгнать ребенка из класса — избавиться от обузы, либо выкачивать деньги из его родителей за дополнительные занятия, — пришла к выводу Татьяна Зуева. — Причем необязательно ждать появления глупого ребенка. Можно самой «оглупить» хоть целый класс, чтобы потом родители сами попросили о помощи за вознаграждение.

Татьяна приводит такой пример: учительница 20 минут отчитывала детей за  то, что они плохо вели себя на перемене. Потом за пять минут объяснила новую тему и на оставшуюся часть урока задала классную работу. Итого всего пять минут реальных трудозатрат учительницы на уроке. Очевидно, что вникать в материал детям придется дома с родителями или с репетиром, которым окажется та же учительница либо ее коллега (поскольку законом запрещено заниматься за деньги со своими же учениками, но «обмениваться двоечниками» с учителем из параллельного класса — пожалуйста).

— Благодаря подобным отношениям педагоги превращаются в закрытую корпорацию, специализирующуюся не на обучении детей, а на извлечении из их родителей дополнительных прибылей, — уверена Татьяна Зуева.

Честные не выживают

Процесс коммерциализации в образовании напоминает то, что происходило во многих сферах гособслуживания в 90-е годы, а кое-где осталось до сих пор. Например, часами нужно было получать справку в ГБР или выстаивать в очереди на загранпаспорт в ОВИРе. А заплатив прикормленному посреднику, ту же услугу в тех же госорганах можно было получить при минимуме усилий. То же самое происходит и в «бесплатной медицине». Чтобы попасть к врачу, нужно выстоять с раннего утра за номерком сумасшедшую очередь. А за деньги к нему же — в любое время. У врачей тоже есть своя кастовость. Коллегу-медика всегда примут без очереди (причем в некоторых медучреждениях это закреплено даже официально!).

— А учителя всегда уделяют больше внимания детям своих коллег, — поделилась наблюдением Зуева.

Она делает вывод, опираясь на свой довольно частный пример. Но он хорошо отражает ситуацию в целом.

— Школьное сообщество тщательно закрывается при любом его исследовании вообще, а тем более когда вопрос стоит о деньгах, оплате «особых» услуг, — отметила доктор социологических наук, профессор кафедры прикладной и отраслевой социологии соцфака СПбГУ Елена Смирнова. — Неслучайно ваш эксперт базируется на частном опыте. Иного сейчас трудно ожидать. Шквал жалоб родителей во все инстанции по части «поборов» наверняка загнал эту проблему очень глубоко.

Сталкиваются с подобными примерами и журналисты. Комитет по образованию администрации Петербурга можно считать одной из самых закрытых чиновничьих структур, от которой почти невозможно добиться ответа на интересующий вопрос. Например, в прошлом году комитет очень не мог или не хотел выдать «МК» в Питере» данные о средних баллах ЕГЭ по большинству предметов, как будто это какая-то военная тайна.

Конечно, нельзя всех учителей чесать под одну гребенку, есть честные педагоги, наставники по призванию. Но тенденция налицо. Образовательные коллективы обособляются, превращаются в коррумпированные конторы, высасывающие деньги из родителей. Очевидно, что в каждой школе есть некий костяк оборотистых училок, которые стараются подмять под себя всех остальных, навязать свои правила игры. Чаще всего из этого костяка вылезают особо пробивные, которые уходят на повышение в РОНО. Так образуется клановая вертикаль, круговая порука охватывает все уровни народного образования.

Молодым здесь не место

Такие учителя не только повязаны между собой, но и не пускают в свой круг чужаков. Лариса Голубева проработала учительницей русского языка и литературы больше двадцати лет. Но из-за своей принципиальности за последние пять лет сменила несколько школ.

— В предпоследней я не хотела любезничать с учениками и их родителями, заигрывать с ними, как это делали другие учителя, не пресмыкалась перед начальством. Поначалу меня не трогали, но в конце учебного года предложили уйти, — рассказывает Лариса. — В последней школе, гимназии, я продержалась еще меньше. Меня поразили коллеги: почти все за пятьдесят, самодовольные, можно сказать, действительно клан. При внешней любезности — никакого к тебе интереса и внимания. Знания у детей очень низкие даже при хороших оценках. Первые месяца четыре в 6-м классе была вынуждена интенсивно проходить программу 5-го. Никого это не волновало, не смей даже заикнуться.

С подобным же неприятием сталкиваются и молодые педагоги, приходящие в школы после вузов и колледжей с желанием действительно учить. Но у касты другие цели. И она выталкивает честных конкурентов. Поэтому молодежь быстро разочаровывается в профессии педагога и уходит из школы.

Работы меньше — зарплата больше

Чиновники способствуют процветанию халтуры. Взять тот же ЕГЭ. Учителя старших классов занимаются не обучением детей, а натаскиванием на прохождение теста. А в начале этого года вступило в силу новое Типовое положение о детских дошкольных учреждениях. Оно позволяет государственным детским садам открывать группы «присмотра и ухода». Подразумевается, что в них воспитатели будут следить лишь за тем, чтобы ребенок был накормлен, уложен спать, не мерз на прогулке и не убился во время драки. А все образование, развивающие игры и чтение сказок — это уже дополнительные услуги за счет родителей.

Сколько было разговоров об образовательном стандарте! Министерство образования напугало всю страну тем, что бесплатным останется только минимум предметов. К счастью, в школах да этого не дошло во многом благодаря массовым протестам общества. Вероятно, поэтому втихаря решили начать с садиков.

Обратите внимание, что на этом фоне зарплата учителей регулярно повышается. Владимир Путин поставил задачу — до конца этого года приравнять ее к средней зарплате в регионе. Больше половины регионов уже с наказом справились, в том числе и Петербург. По официальным данным, сегодня средняя зарплата педагогов в общеобразовательных школах города — 27 387 рублей (впрочем, сами учителя говорят лишь о реальных 18 тысячах).

Эксперт Антикоррупционного комитета Татьяна Зуева возмущена не столько цифрами, сколько самой идеей уравниловки, прямо дискриминирующей людей, работающих на производстве. Петербурженка просто сравнила рабочие графики учителей и тех, кто трудится на заводах или в офисах.

— Производственники работают 1827 часов в году. Учителя — всего 752 часа. Это обусловлено физическими возможностями детей и их каникулами. У обычных людей отпуск 28 дней, у работников школ — 56, — объясняет Татьяна Зуева. — Получается, что учителя работают в 2,43 раза меньше среднего труженика. А деньги хотят получать те же.

К тому же педагоги-женщины раньше выходят на пенсию, после 25 лет трудового стажа (мужчины — после 30). Они сидят в чистых кабинетах в отличие от заводских рабочих. Педагоги жалуются на нервную работу, на повышенную ответственность за детей. Но работа врачей (даже в поликлинике), строителей, менеджеров, которым нужно укладываться в требуемые сроки, не менее нервная и напряженная. По данным социологов, стресс на работе регулярно испытывают более 70 процентов петербуржцев.

Предателей клеймят позором

Государство платит учителям не просто так. Педагоги — это, во-первых, армия избирателей, а во-вторых, «армия фальсификаторов». Педагоги по всей стране — главные участники избирательных комиссий. Ведь участки для голосований чаще всего расположены в школах. Учителя раздают нам бюллетени, считают их и составляют протоколы. От них зависят итоговые цифры и победа кандидатов. Буквально на днях в городе разразился очередной «выборно-учительский» скандал. Из 575-й школы уволились две учительницы. Обе объяснили свой поступок тем, что не выдержали атмосферы враждебности, которая образовалась вокруг них после того, как они отказались принимать участие в подтасовках результатов выборов 4 декабря. Едва женщины рассказали об этом, как их поспешили назвать обманщицами, обвинить в беспринципности, глава района поведал о том, что одна из них привлекалась к дисциплинарной ответственности. Каста сплотилась против «предательниц». Более 500 (!) работников сферы образования района выступили с осуждением своих бывших коллег.

В выборах учителя лишь инструмент власти, исполнители чужой воли. Но уже этим они могут нанести немалый вред государству. И все же куда большую опасность они представляют, когда выполняют, а точнее — не выполняют свои прямые обязанности. Когда просто нормально не учат детей, дают им все меньше знаний. На это в последние годы уже устали жаловаться преподаватели вузов, которым приходится работать со студентами на первых курсах. Каста учителей сводит на нет всю модернизацию и инновации. Они растят поколения неучей, тем самым тормозя развитие науки. Никакое Сколково не спасет при тотальном снижении уровня образования у большинства населения страны.                          

Елена ОЖЕГОВА




Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве
Поразите гостей и оставьте впечатление на долгие годы - Организация праздников в Москве

‡агрузка...