16+

Новости партнёров

Lentainform

Чей бизнес в Петербурге пострадает от прихода французской компании Alstom

19/03/2012

Чей бизнес в Петербурге пострадает от прихода французской компании Alstom

У Петербурга появилась новая «стратегическая любовь». Французский концерн Alstom быстро наращивает свое присутствие на берегах Невы.


                        Смольный намерен предоставить компании Alstom участок в 10 гектаров в промзоне Ижорских заводов для размещения производства по выпуску крупного энергетического оборудования. Об этом на днях объявил председатель Комитета экономического развития Евгений Елин.

В феврале Alstom подписала договор с Росатомом о поставке оборудования  для двух энергоблоков строящейся Балтийской АЭС в Калининграде. По контракту, стоимостью в 35 млрд рублей, СП «Alstom-Атомэнергомаш»  должно поставить турбины, генераторы и другое оборудование  машинного зала для БалтАЭС. Все это Alstom, вероятно, и  собирается производить в Петербурге.

Несколько месяцев назад  Alstom уже подписывала документы в Смольном: ее отделение Alstom Transport договорилось с администрацией Петербурга о том, что будет совместно реализовывать проект по модернизации трамвайной инфраструктуры в городе.

Alstom также заявила о том, что намерена принять участие в прокладке высокоскоростной железной дороги между Санкт-Петербургом и Москвой. Тендер на ее строительство РЖД планируют объявить в первом полугодии 2012-го.

Откуда в Петербурге так много Alstom?  Очевидно, что ни одна зарубежная компания  просто так – без одобрения сверху – на российский рынок не заходит.  Тем более на рынок,  где есть конкурентная среда. Энергетический проект, который Alstom планирует развернуть на Ижоре, буквально встает поперек горла другому серьезному игроку – ОАО «Силовые машины».

В настоящее время все строящиеся в России АЭС оснащаются отечественными турбинами так называемого быстроходного типа. Такие турбины будут стоять на ЛАЭС-2 и должны были стоять на Балтийской АЭС. Их производят «Силовые машины». Как сообщил Online812 источник, близкий к Росатому, вся проектная документация БалтАЭС создана под отечественные быстроходные турбины. Однако Alstom поставит на БалтАЭС вместо них тихоходные турбины, изготовленные по французской технологии Arabelle. Таких турбин нет пока ни на одной российской атомной станции.

Инициативу Alstom поддержал генподрядчик строительства БалтАЭС – в лице главы Нижегородского «Атомэнергопроекта» Валерия Лимаренко. По совместительству Лимаренко также возглавляет «Атомстройэкспорт» – ведущую инжиниринговую компанию «Росатома», строящую объекты ядерной энергетики за рубежом. Говорят,  Валерий Лимаренко давно общается с компанией Alstom.

– Под новые турбины придется переделывать проектную документацию БалтАЭС, – говорит источник Online812. – А главный проектировщик петербургского «Атомэнергопроекта», проектировавшего Балтийскую АЭС, в феврале был уволен. Говорят, что по личному указанию Кириенко. Кто и как будет теперь вносить изменения в документацию по БалтАЭС? В любом случае, это приведет к удорожанию, растягиванию сроков... Зачем было коней на переправе менять?

В оценке того, какие турбины лучше – быстроходные (отечественные) или тихоходные (французские), – эксперты расходятся. Плюсы и минусы, по их словам, есть в обеих конструкциях. Хотя тихоходные турбины называют более прогрессивными. В прошлом году ОАО «Силовые машины» потратило более 2 млрд рублей на строительство первой очереди завода, где планировалось выпускать прогрессивные тихоходные турбины для атомных станций. Завод будет располагаться в Колпинском районе, по соседству с Ижорским заводом.  Еще год назад в «Силовых машинах» открыто заявляли, что «прорабатывают вопрос применения нового тихоходного турбоагрегата на Балтийской АЭС». Но их планам не суждено было сбыться. Их кусок пирога откусила Alstom.

Кто стоит за Alstom? Среди главных лоббистов французской компании некоторые аналитики называют  вице-премьера Игоря Сечина.

– Сегодня все, что связано с  энергетикой, без его резолюции не проходит, – рассказывает столичный источник Online812, близкий к правительству РФ. -  Когда Рогозин заходил на эту отрасль,  Сечин все равно оставил за собой все, что касается энергетики, да так и не отдал. Учитывая наше постсоветское лобби красных директоров, которые чуть что – первым делом берут первый билет на самолет и – в Москву, и тут в коридорах портфелями стены околачивают: мол, как же так – варягов пускаете... Решения о входе на российский рынок, тем более – в атомную отрасль, принимаются только сверху. Кто-то должен приказать им молчать.

С этим мнением согласен и начальник аналитического отдела инвестиционной компании БФА Денис Демин. Он затруднился сказать, кто конкретно продвигает Alstom, но полагает, что решения принимаются на уровне федерального правительства.

– Alstom  – одна из двух-трех ведущих мировых  компаний.  В прошлом году у нас вообще заметно улучшились товарно-денежные отношения с Францией, можно сказать, даже был «прогиб» в сторону Франции. Очевидно, многое делается на уровне личных отношений Путина и Саркози.

По словам Демина, намерение Alstom о размещении производства в Петербурге на Ижорском заводе для многих участников рынка стало неожиданностью. Раньше Alstom заявляла о готовности выпускать тихоходные турбины в Подольске, затем в Петразоводске.

Хуже всех в этой ситуации, вероятно, придется «Силовым машинам». По мнению Демина, это даже психологически тяжело, когда завод конкурента находится буквально под боком – в том же самом Колпинском районе.

Справка

Компания Alstom создана во Франции в 1928 году. По данным французских СМИ, около 30% акций Alstom принадлежит крупной французской промышленно-строительной компании Bouygues, 60% — инвестиционным фондам и страховым компаниям, около 10% – физическим лицам.  Мартен Буиг – сын основателя Bouygues – с 80-х годов дружит с нынешним президентом Франции Николя Саркози. В середине 2000-х Саркози, будучи государственным министром и министром экономики, финансов и промышленности, добился того, чтобы средства из госфондов были направлены на спасение  Alstom, находившейся на грани банкротства.
В конце 2011 года в Alstom  работали 92 700 человек в 100 странах мира, в том числе 600 человек в России.                          

Мария ГОРДЯКОВА





‡агрузка...