16+

Новости партнёров

Lentainform

«Изучение ребенком религии в 4 классе может спровоцировать конфликты в семье»

23/03/2012

ЮЛИЯ МИНУТИНА

К введению в школах в обязательном порядке изучения религии я отношусь очень настороженно. Это сложный вопрос. По себе могу сказать, что в 7 классе на уроке литературы я довольно много времени уделяю изучению Библии, она входит в программу.


            Перед тем, как начать говорить об этом тексте, я целый урок посвящаю значению этой книге и рассказываю о том, в каком контексте она может рассматриваться.

Итогом этого разговора для меня и моих учеников становится то, что Библия имеет историческое значение, мы понимаем, что она является религиозным памятником, но в этом смысле ее не рассматриваем. Мы берем ее как литературный текст, явление культуры, порожденное своей эпохой и оказавшее влияние на развитие Европы на много веков вперед. Я считаю этот подход наиболее честным, поскольку государство у нас светское.

Иногда ребята говорят мне: «А я не верю, зачем мне это?». Ну не веришь — это твое личное дело. И если ребенок сказал это не просто чтобы выпендриться или потому что лень читать, то он в ходе разговора понимает то, что это преподается для его личного развития. Я не призываю их креститься или делать обрезание, а даю им еще один инструмент для познания культуры.

Есть вопросы, которые относятся к общей культуре и те, которые являются личным делом каждого человека. Вопрос вероисповедания — внутренний, который каждый решает для себя, ну или в рамках семьи на каком-то этапе. И мне кажется, что школа не должна подменять семью в этом смысле. Правильно, что какую-то часть нравственного воспитания она берет на себя. Но религиозное воспитание — это лишнее.

Другой вопрос, что с точки зрения предмета «Мировая художественная культура» важно иметь представление о разных культурах и понимать, чем отличается католицизм от православия.  Толерантность может возникнуть только там, где есть понимание. А для того, чтобы оно появилось нужно чтобы эти вещи прививались. Но не в четвертом классе. Дети там еще очень маленькие. Религиозные сюжеты, если семья атеистическая, будут восприниматься ими как сказки. К тому же они еще не созрели, чтобы давать свою оценку тому, что они услышат. В этом возрасте они не могут критически относится к словам учителя и воспринимают все как истину. С одной стороны это хорошо, но с другой можно спровоцировать очень серьезные конфликты с семьей. Нужно ли это в таком возрасте? Для меня это большой вопрос. Все-таки прерогатива родителей — выбирать то, в каком ключе это должны воспринимать их дети. Не надо стремится все перевесить на школу, которая порой даже не справляется со своими прямыми обязанностями.

Мне кажется, такой предмет мог бы быть интересен ребятам в 8-9 классе. Они начинают задаваться вопросом кто я такой, кто эти люди, которые меня окружают, что такое культура, в которой я воспитываюсь, почему принято так, а не иначе. В конце-концов, почему я должен снимать капюшон в помещении — кто это придумал и где это написано? И вот здесь нужна помощь.

Раньше были сельские школы, в которых это преподавалось, но и общество было другое. Тогда представить, что человек неверующий было просто невозможно, это выбивалось из всей культурной парадигмы. А сейчас атеист может жить без особого конфликта с окружающими людьми. И это хорошо, это та самая толерантность, то умение услышать другого, которое правильнее прививать детям, чем приверженность к какой-то религии, и уж тем более ставить оценки. Ну что спрашивать на экзаменах? Отче наш прочитать или какую-то другую молитву?

Религиоведение могло бы быть востребовано как предмет по выбору. Хороший учитель способен заинтересовать. Я не знаю, есть ли в нужном количестве специалисты, которые способны доступно доносить до детей эту информацию. Есть учителя от Бога, которые приходят в школу и их слушают, открыв рот. Но много ли таких? Для детей то, что им навязывают, часто вызывает отторжение. Цена вопроса здесь значительно выше, чем в остальных предметах. Если ребенок получит негативный опыт приобщения к религии, то это может иметь плохие последствия.

В частной школе, в которой я работаю, этого предмета нет. Более того, я предполагаю, что нас минует обязанность это преподавать. Насколько я знаю позицию нашего директора, он не видит необходимости внедрения этого предмета.

Вообще введение нового предмета для меня даже технологически не очень понятно, и я не вижу в нем острой необходимости. Это все несколько надуманно. Понятно, что для европейской культуры важно, чтобы ребенок имел представление хотя бы об основных библейских сюжетах. Нужно видеть картины, знать, что такое храм, читать Достоевского в конце-концов. И для части ребят такое культурное объяснение может быть более важно и понятно, чем представление о религии.

То, что можно будет выбирать одну религию из нескольких для меня странно. Что, если я знаю про лютеранство и больше мне ничего не нужно? Кто будет выбирать — родители, дети? Если родители верующие, то они предпочтут, чтобы ребенок изучал свою религию. Но если он и так воспитывается в этой культуре, то уже что-то в ней да понимает.

Представим себе сельскую школу где-нибудь под Сыктывкаром. Где они возьмут специалистов? Идея-то хорошая, чтобы дети выбирали, но где ресурсы? У нас как всегда — вы, пожалуйста, выбирайте, но выборы у вас будут из банана и другого банана. Вы вроде решаете, но голосуете как надо, потому что ничего другого нет. Все-таки хочется поменьше обманывать друг друга, и, в первую очередь, детей, потому что они очень хорошо это улавливают.                 

ранее:

«Я не вижу, чтобы «Зенит» переживал по поводу вырубки деревьев в Удельном парке»
«Полтавченко пока осторожен, он не знает что от нас ждать»
Если у Пугачевой есть договоренности с городом, то петербуржцам неплохо бы об этом знать
Зачем на ЕГЭ спрашивают, как звали лошадь Вронского?
«В городе творятся сомнительные вещи, и никто не может на это повлиять»




Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве
Поразите гостей и оставьте впечатление на долгие годы - Организация праздников в Москве

‡агрузка...