16+

Новости партнёров

Lentainform

Что петербургской интеллигенции не нравится в новой театральной реформе

04/05/2012

Что петербургской интеллигенции не нравится в новой театральной реформе

Комитет по культуре распространил сенсационное сообщение: в Петербурге будет новая модель управления городскими театрами. Перемены коснутся в первую очередь директоров и художественных руководителей. Творческая интеллигенция переполошилась.


               Все началось с давнего скандала с  Театром комедии – СМИ обвинили режиссера театра Татьяну Казакову в творческой несостоятельности, была создана комиссия для выяснения ситуации в театре. Потом решили, что смешно рассматривать один театр – надо реформировать все театральное дело. В итоге появилась комиссия «по проведению комплексного анализа деятельности государственных театров городского подчинения». За несколько месяцев «комиссионеры» под руководством главы Комитета по культуре Дмитрия Месхиева пришли к выводу, что так дальше жить нельзя, и придумали, как улучшить городские театры.

Решения были приняты на последнем заседании комиссии, в котором участвовали  режиссеры Александр Белинский и Виктор Крамер, народный артист Иван Краско, худрук Театра им. Комиссаржевской Виктор Новиков, гендиректор Театра музкомедии Юрий Шварцкопф и другие. По словам участников заседаний, дискуссии были не просто жаркими – они едва не доходили до драк. Но в итоге все проголосовали за реформы.

Реформы будут такие – во-первых, худруков и директоров петербургских театров, подведомственных Комитету по культуре, переведут на срочные контракты. Первый контракт заключается сроком на один год, последующие -- на три года.

Во-вторых, в Петербурге появится новый орган – худсовет. Он будет участвовать в обсуждении всех важных вопросов театральной жизни и участвовать в конкурсных процедурах при назначении художественных руководителей театров.

В-третьих, право выдвигать кандидатуры на должности худруков, кроме Комитета по культуре и самого худсовета, получат коллективы театров. Или любые театральные деятели смогут выдвигать сами себя.

Новшества всколыхнули театральное петербургское болото. Творческая интеллигенция заволновалась. Но не многие готовы говорить открыто, опасаясь грядущих перемен. Анонимно работники сцены признаются, что больше всего их беспокоит контрактная система. По их мнению, такие революционные перемены способны сломать репертуарный театр. А еще – лишить насиженных мест многих заслуженных работников культуры. В тупиковой ситуации может оказаться и «контрактное» руководство театров. Не всем понятно, что сможет сделать худрук-срочник с плохой труппой, трудоустроенной по бессрочным трудовым договорам. Ведь от нее нельзя будет избавиться, тогда как худрука могут уволить по окончании его контракта.
Многие из тех, кто поддерживает новшества, поддерживают их с оговорками.

– Мое мнение – срочные контракты полезны, – говорит директор Большого театра кукол Александр Калинин. – Но вопрос -  в сроках. В России давно сложился репертуарный театр – это огромная живая система,  а каждый театр -  живой организм. Пытаться его отреформировать извне, на мой взгляд, не очень осторожно. Потому что это – революционный путь.  Реформировать нужно постепенно.  Мне для того, чтобы с нуля реформировать театр, понадобилось 7 лет. В моем случае, год для срочного контракта – это не реально. Из каких критериев я через год скажу «ты – хороший руководитель, а ты – плохой»? Театр – это субъективное искусство. Кто будет судить о том,  хорошо это или плохо? Если мы хотим добиться результата, надо давать больший срок.

Будь я самым главным начальником всех театров, я бы заключал срочные контракты, но только с новым руководством, которое естественным путем появляется в каждом театре. В любом принятии решения очень важно предусмотреть подводные камни и детально рассмотреть его со всеми специалистами и экспертами. Нужно обсудить, что может из этого получиться. Если мы реформируем под одну гребенку драматический, балетный, оперный и детский кукольный, то боюсь, что вряд ли что-то из этого выйдет. Здесь нет шаблонов. Все равно мы вернемся к тому,  что каждый театр – это индивидуальный живой организм.

В Комитете по культуре объяснили, зачем нужны реформы:
– Про это говорил Владимир Владимирович Путин на встрече с интеллигенцией и творческими людьми. То есть это тенденции, которые переживает не только город, но и вся страна. Нужно стимулировать какие-то процессы в театрах, потому что творческие люди не должны сидеть на попе ровно. Если у театра хорошая собираемость, премьеры, награды -  ему не стоит волноваться. Но не все так результативно работают, – говорят в комитете.

Ограниченный срок действия контракта – год или три, по мнению чиновников, даст стимул работникам театров «немножко быстрее шевелиться». И не говорить, что  они готовы дать результат, но через шесть лет.

- Вот мы с большим восторгом восприняли полтора года назад возвращение в Петербург Юрия Бутусова, – продолжают в комитете. -  Он – уже полтора года главный режиссер Театра им. Ленсовета, но «Золотую маску» получает с чужим театром. И не одной премьеры здесь. То есть город полтора года платит ему зарплату здесь за то, что он ставит в других местах! 

Бутусов – гениальный режиссер, но когда ты даешь обещание одной женщине, нехорошо, если ты в это же время пользуешься услугами других. Город тратит на театры немалые деньги, их бюджет – один из самых больших. Ни музеи, ни библиотеки таким бюджетом не обладают. Поэтому будет правильно, если мы будем не только давать, но и спрашивать.                    

Мария ГОРДЯКОВА, фото polit74.ru



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве