16+

Новости партнёров

Lentainform

«Летный состав Sukhoi SuperJet-100 виноват в том, что взял на борт пассажиров»

15/05/2012

ВАДИМ БАЗЫКИН

Авиакатастрофа с российским самолетом Sukhoi SuperJet-100 наделала много шума, но я не считаю, что это нанесет серьезный удар по репутации воздушного судна. Покупать его, конечно, станут, потому что самолет тут совсем не при чем.


              Это был демонстрационный полет, сравнимый по сложности с испытательным. Такие полеты выполняет экспериментальная авиация. Машина надежная, то что произошло — плачевно, но что делать. Среди тех, кто покупает самолеты есть понимание, что виной стала обыкновенная ошибка.

Я сам летаю на демонстрационных полетах. Для этого нужно обладать квалификацией — ты должен быть летчиком-испытателем. С теми, кто разбился в Индонезии, я пересекался — мы заканчивали одну летную школу примерно в одно и то же время. Поэтому я знаю, что это за люди, и как это все происходит. Каждый день уроки в школе летчиков-испытателей начинаются с такой фразы: «Уважаемые слушатели, сегодня вы пришли на работу для того, чтобы убиться, но у вас опять ничего не получилось».

Таким образом изо дня в день меняют ментальность человека, чтобы он понял, что его работа — довести машину до предельного состояния, но остаться живым, хотя он в любой момент может погибнуть. Нас учат, что наша техника — очень надежная, а инженеры — очень хорошие, но мы должны понимать, что это все рукотворно и имеет право на ошибку.

Вся беда этой аварии в том, что там были пассажиры — те, чьими жизнями мы не имеем права рисковать. Но тут так вышло. Машина прошла почти все испытания, и была в режиме показательных выступлений, а это значит, что летчики должны были показать практически все, на что они способны. С кренами, на малых скоростях пройтись так, чтобы это было красиво и народ просто ахнул. Пассажиры и те, кто наблюдает с земли, должны почувствовать, что машина просто шикарная. Когда человек выходит после такого полета ошалевшим, это великая поэзия.

Но вообще с пассажирами таких вещей делать нельзя. Нужно было включать всю аппаратуру оповещения о столкновении с землей. Хотя, возможно, она и была включена, поскольку они в последнюю секунду уходили. Но мне кажется, что они выполняли полет визуально.

Я это говорю со слов диспетчерского состава. Летчики запросили снижение на высоту ниже, чем гора. Значит, они все видели. Но не самоубийцы же они! Видимо просто хотели показать красоты местности, кратер вулкана, сказать местным: «Вот смотрите, сколько лет здесь живете, а ни разу не видели такого». Но, как говорится, благими намерениями выстилается дорога в ад.

Вообще если гражданская авиация — это поэзия, то у испытателей – это гимн, а его надо исполнять так, чтобы было торжественно. То есть говорить о том, что их кто-то что-то заставлял делать сверх возможностей нельзя. Они этому учились.
 
В том, что экипаж разбился на испытательном полете вряд ли кто-то будет виноват. А вот в том, что людей туда взяли, виноваты летный состав, и тот режим, который пропустил их на воздушное судно. В России — это служба авиационной безопасности. Они и отвечают за случившееся.

Вообще SuperJet-100 – очень хорошая машина. Он конкурирует с самыми современными иностранными самолетами — к примеру, с маленьким Airbus. Это самолет с очень высокой энерговооруженностью, то есть с сильными двигателями, у него очень высокая ионика — автоматическая система захода на посадку. Это техника последнего поколения, способная выполнять полет без летчика, который там сидит как оператор. То есть самолетом управляет компьютер, которым управляет пилот.

Он абсолютно конкурентоспособен. Не надо думать, что если мы продаем его только в Азию, то он никому не нужен. Вертолет Ми-8 американцы тоже не сразу стали покупать. Он пришел в США из Африки, где показал, что это лучшая машина. Я думаю, что и Суперджет пришел бы через Азию в Европу. Надо же сперва заставить людей поверить, что это и правда очень хорошая техника.

Что такое рынок Европы? Во-первых, он очень насыщен. Во-вторых они чтут своего производителя и поддерживают его. Они понимают, что если в России будут покупать, пострадают свои. А те же Индия и Индонезия — больше по территории, чем Европа. Поэтому мы за этот рынок боремся. В том, что Индонезия приостановила покупку нет ничего критичного. Это стандартная процедура, которая не означает, что они совсем откажутся. Тут ничего пугаться не надо.

Слышал, что Sukhoi SuperJet-100 хотело закупить управление делами президента. Это очень хорошо. Я считаю, что президент и первые лица государства просто обязаны летать на отечественных самолетах. Это доверие машине.

В России готовятся и другие разработки в гражданской авиации, только все идет последовательно. Следом за Суперджетом идут его модификации — удлинненные модели с увеличенным фюзеляжем. Их дальнейшая разработка не зависит от происшествий.

Ну и последнее, что прокомментирую — недавно появившееся в интернете открытое письмо летчиков. http://www.online812.ru/2012/05/12/001/?firstpage=1. Они возмущены тем, что по-другому теперь рассчитывается деление на рабочие смены. Вообще у нас дневные и ночные полеты зависят от захода солнца, хотя это неправильно. За 60 параллелью это вообще непонятно – солнце всю ночь светит.

Хочу здесь заметить лишь, что у летного состава сейчас достаточно высокие зарплаты. Мне, вроде как, пристало защищать летчиков. Но с такими зарплатами надо во всех храмах всех конфессий ставить свечки, и благодарить господа бога. Я по себе сужу — конечно, хотелось бы еще больше получать, но это и так одна из самых высокооплачиваемых профессий.

Поскольку мы летаем на западной технике, то и опыт работы нужно у них перенимать. Я не думаю, что авиакомпании идут на сознательные нарушения, лишь бы не платить пилотам лишних денег — это же сразу уголовное дело. Так что здесь просто разговоры     недовольных.                   

ранее:

«У нас каждый пилот сам за себя. Один принимает одно решение, другой — другое»
«У нас есть вертолеты, будут площадки, а где брать летчиков?»
«При покупке авиабилета настоятельно советую ориентироваться не только на его стоимость»
«Лайнер задел линию электропередачи? Не верю»
Ан-148 надежнее боингов и аэробусов
Путин – идеальный пассажир



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве
ГК «Нефтетанк» - мягкие резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов от российского производителя