16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

 ак в јмерике города избавл€ют от автомобилей

15/06/2012

 оличество автомобилей в ѕетербурге превысило 1,6 миллиона. » город вплотную подошел к проблеме, давно пережеванной на «ападе: необходимость ограничени€ трафика в крупных городах, платные парковки и дороги. ѕо этому сценарию сейчас живет јмерика Ц сама€ автомобильна€ страна мира.


                    орреспондент Online812 побывала в обучающей поездке по городам —Ўј вместе с представител€ми петербургской ƒирекции по организации дорожного движени€, учеными-транспортниками, разработавшими немало проектов дл€ ѕетербурга и –оссии. ¬ы€снилось - сейчас крупные города —Ўј стараютс€ изживать автомобили, и местным жител€м это нравитс€.

ѕро то, как ездить вместе

ќдна из идей по разгрузке города от автомобилей, внедр€емых специалистами ‘едерального автомобильного агентства —Ўј, - совместное использование машины 3 - 5 попутчиками. ѕо данным ‘јј, 12 процентов жителей крупных городов пользуетс€ этим вариантом.

¬ ¬ашингтоне машина, в которой наход€тс€ 3 и более человек, имеет право двигатьс€ по специальной полосе, предназначенной дл€ общественного транспорта. ¬одитель, заехавший на полосу, не име€ должного количества пассажиров, рискует штрафом в 300 - 400 долларов. ѕолосы стро€тс€ в направлени€х «спальные районы - центр», там, где они начинаютс€, оборудуют перехватывающие автосто€нки. ѕолосы от остальной проезжей части отгорожены бетонным отбойником. »ногда, впрочем, это только одна полоса – посередине трассы.

12 процентов, которым нравитс€ иде€ совместных поездок, – немала€ часть населени€, и дл€ нее уже разработаны смартфонные приложени€, позвол€ющие найти попутчика в реальном времени, познакомитьс€ с ним, обсудить, какую радиостанцию вместе слушать, а потом уже забирать с улицы. “ак что по утрам окраины городов, где проходит эксперимент, а это ¬ашингтон, —ан-‘ранциско и ’ьюстон, выгл€д€т так: на трассе сто€т безмашинные американцы, которые ждут, что их заберет  «попутка».

ѕро платные парковки

—амый автомобильный американский штат – это “ехас. “рудно поверить, но и в нем власти потихоньку внедр€ют политику отказа от автомобил€. ƒл€ начала – в городах. ¬ столице “ехаса ќстине плотна€ сеть узких дорог, построенных в XIX веке, главна€ улица застроена старинными домами, в которых сейчас размещаютс€ бары и магазинчики. «десь же, в центре, река  олорадо с неодетыми берегами. » наконец – небоскребы в 50 - 60 этажей, к которым пристроены 5 - 6-этажные паркинги. Ќебоскребы стали строить всего 15 лет назад, на тех же узких улицах в центре. ¬ итоге стало очевидно, что с парковками надо что-то решать. —тали решать с помощью жестких законов, регламентирующих число паркомест при каждом новом строительстве. » с помощью попул€ризации общественного транспорта.

¬ ќстине банки неохотно финансируют строительство здани€, если там будет мало паркомест: они сомневаютс€, что оно будет коммерчески успешным. ј муниципальные власти не разрешают частным компани€м строить дом, если в проекте не предусмотрено должного количества паркингов (в расчете на число спален в жилом доме и квадратных метров – в офисном). » внимательно след€т за процессом стройки, так что предъ€вить один проект, а построить по другому -  невозможно, если так будет, здание могут и снести.

¬ ќстине есть уникальна€ организаци€ – јль€нс центра города ќстина, ее члены - домовладельцы, которым принадлежит недвижимость в центре города (размер членских взносов - 250 долларов в год плюс 0,1 процента от стоимости жиль€). — этой общественной организацией городские власти вынуждены считатьс€. „аще всего возникают дискуссии именно на транспортную тему.

ќдна из идей ассоциации – продление работы паркоматов. Ћет дес€ть назад паркоматы работали с 8.30 до 17.30 по будн€м. ¬ центре по€вилась активна€ ночна€ жизнь, но  вечерней парковкой никто не управл€л. јмериканский ученый ƒональд Ўуп подсчитал, что в кварталах, где парковка бесплатна€, треть движущихс€ автомобилей – это те, что уже приехали на нужное место, но ищут возможность запарковатьс€. ћестным жител€м ночной трафик надоел, и они договорились с администрацией, чтобы паркоматы принимали плату до полуночи – и вакханали€ кончилась.

Ќекоторые магазины в ќстине оплачивают парковку своим клиентам (став€т штамп на парковочном билете, что магазин все оплатит). –€д офисов то же самое делают дл€ ценных клиентов. –естораны и бары так почти не делают.

 огда платную парковку вводили в центре, за свой бизнес больше всего волновались владельцы баров: им не нравилось, что клиенты будут сидеть за стойкой и все врем€ смотреть на часы, помн€ о капающем счетчике. Ќо через год были обнародованы результаты: суд€ по собираемым с пивных точек налогам, уровень продаж алкогол€ не уменьшилс€.

Ќарушителей парковочных правил в ќстине лов€т старым дедовским способом: с помощью мелового крестика на колесе. ѕарковочные агенты обход€т участок каждые 2 часа и, если вид€т крестик, догадываютс€, что эта машина уже свои два часа отсто€ла. ѕоэтому некоторые воз€т с собой мокрую губку.

ј в ¬ашингтоне система платной парковки достаточно проста. ¬о-первых, парковку можно оплатить банковской картой. ¬о-вторых, в службу мониторинга можно послать запрос: € планирую в 14 часов прибыть на √оф-стрит, - и получить в ответ сообщение: сколько там будет свободных мест в этот час. «аранее забронировать место, правда, нельз€.

ѕро велосипеды

¬ ¬ашингтоне 40 процентов населени€ пользуютс€ общественным транспортом (у 37 процентов машин и вовсе нет) и 9% – велосипедами (иногда на улицах можно встретить человека в деловом костюме и на сегвее).   2030 голу власти ¬ашингтона намерены низвести число пользователей автомобил€ми до 25 процентов, а остальных пересадить на общественный транспорт и общественные велосипеды.   аждый желающий может купить за 75 долларов в год (7 – в мес€ц) чип и с его помощью брать напрокат велосипеды с любой из 160 разбросанных по городу сто€нок. ѕравда, за перекат – это когда поездка занимает больше получаса – придетс€ доплатить. ќчень обидно: приехать, например, к стадиону и убедитьс€, что все скобы на площадке, куда можно воткнуть велосипед, зан€ты. ѕриходитс€ мало того что отъезжать подальше от нужного места, так еще и доплачивать, если не уложилс€ в полчаса.

 ажда€ из 160 станций тратит в год пор€дка 23 тыс€ч долларов. ¬ общем, проект социальный, а не коммерческий. «а полтора года велообменом воспользовались два миллиона человек и 5 процентов членов велоклуба продали свои авто.

ѕро возрождение трамва€ 

¬торой проект вашингтонских транспортников – это открытие трамва€. ¬ ¬ашингтоне трамвай никогда не ходил. “еперь там постро€т 37 миль путей. Ќо как заманить в трамвай людей, пока не знают. ћожно бесплатным wi-fi, сказали вашингтонские чиновники, но wi-fi и так есть почти по всему городу.

 огда в ¬ашингтоне по€вилось метро (первые станции открыли только в 1976 году), в вагонах метро дл€ повышени€ его привлекательности расставл€ли м€гкие кресла и клали ковры. Ќо увеличени€ пассажиропритока это не дало. ¬ плюсы метро в ¬ашингтоне можно записать неглубокие станции (хот€ сами вашингтонцы считают, что лестница в 20 ступенек – это почти дорога в ад). ” нас есть одна глубока€ станци€, сказали в департаменте, но туда ходит лифт, а не эскалатор. Ћифты – дл€ инвалидов – есть на каждой станции. —танции, как правило, без наземных вестибюлей, а эскалаторы, если они есть, – под открытым небом! «Ёто была наша сама€ больша€ ошибка, - сообщили нам в департаменте транспорта. – ƒолго не могли пон€ть, почему эскалаторы так быстро выход€т из стро€, оказалось – из-за дожд€».

Ќедостаток у вашингтонского метро один – поезда ход€т редко, раз в 10 минут. ј вообще метро работает до часу ночи.  руглосуточно – только в Ќью-…орке. ѕоезда с минимумом рекламы. ѕоскольку метро  государственное, власти округа  олумби€ прин€ли решение: рекламу из метро по возможности убрать.   тому же она приносила мало прибыли. Ќа станци€х душно, но в вагонах кондиционеры.

Ѕилет в вашингтонское метро дорогой – около 2,5 доллара в час пик. ¬ечером – дешевле  – 1,5 доллара. Ќо стоимость проезда зависит не только от времени, но от рассто€ни€. Ћьготных проездных нет.

ћетро в ¬ашингтоне существует практически без дотаций: плата за проезд покрывает 90 процентов расходов на содержание. ¬ последнее врем€ число пользователей метрополитена возросло на 22 процента в непиковое врем€ и на 20 – в нерабочие дни. „иновники очень довольны этим.

“о есть люди стали охотно использовать подземный транспорт дл€ поездок в центр в уик-энды, но их никак пока не заставить лезть в подземку при поездке на работу. ’от€ вагоны кондиционируютс€.

4 - 5 долларов в день сто€т парковки-перехватчики. «ато мес€чный проездной – почему-то 240 долларов. ѕросто он гарантирует место, так как перехватчиков на всех не хватает. ѕарковки в основном работают в автоматическом режиме и оплачиваютс€ метрополитеновской смарт-картой. ƒл€ тех, кто до метро ездит на велосипеде, организованы велошкафы, их можно сн€ть на год.

 ак известно, привлекательность общественного транспорта обеспечиваетс€ трем€ услови€ми: дешевизной, разветвленностью и информативностью.  омфорт считаетс€ важным в последнюю очередь. ≈сли сеть автобусов и метро не будет продуманно пронизывать весь город, а автобусы будут ходить как получитс€, никто этим транспортом пользоватьс€ не будет, сколько б ни было в нем кондиционеров.

¬ ¬ашингтоне система информировани€ населени€ о предсто€щих автобусах работает исправно. »нтерактивной карты у вашингтонцев нет, но есть бесплатное SMS-информирование. ¬ыгл€дит это так. ѕосылаешь сообщение о перекрестке, на котором находишьс€.  стати, кварталы в ¬ашингтоне короткие (что €вл€етс€ предметом зависти со стороны транспортных ученых, ибо короткие кварталы – залог эффективной организации одностороннего движени€, впрочем, его в ¬ашингтоне мало). ѕосылаешь в инфоцентр SMS c адресом и направлением, скажем, на “аймс-сквер, и получаешь ответ: ближайший автобус в нужном направлении будет там через 3 минуты, а следующий – через 12. ѕри этом GPS-слежку за автобусами внедр€ют со скрипом, здесь мы их опередили.

¬есьма неоднозначный результат получилс€ у системы светофорных приоритетов. ƒа, у автобусов есть транспондеры, которые посылают импульс в светофор и заранее переключают красный на зеленый. Ќо безопасность дорожного движени€ оказалась важнее автобусного трафика. ¬ общем, автобусам разрешили игратьс€ со светофорами только когда они отстают от расписани€.                        

Ќина ј—“ј‘№≈¬ј




ћедицинские центры и клиники, где можно сделать ћ–“ в  иеве.