16+

Новости партнёров

Lentainform

«Круглосуточного метро в нашем городе не будет никогда»

06/07/2012

ВЛАДИМИР ФЕДОРОВ

Группа активных граждан собрала подписи за то, чтобы сделать метро в Петербурге круглосуточным. Предложение бурно обсуждалось и нашло горячую поддержку. Но, к сожалению, многие просто не понимают, что кроется за каждым решением, и какие могут быть экономические последствия. Только люди, далекие от экономики думают, что это очень просто.


              На самом деле существует два вида проблем. Первая — проблемы технического характера. Вагоны поездов у нас достаточно сильно изношены – на них лишний пробег отразится не в лучшую сторону. При этом пассажиропоток ночью не столь существенный, поэтому они часто будут ездить «вхолостую».

Чисто технически выполнить круглосуточную работу метро сложно. Ночью осуществляется движение специальных поездов, мотовозов, на которых возят оборудование, стройматериалы и т.д. Подобраться ко многим системам жизнеобеспечения кроме как через тоннель – невозможно. Теоретически можно было бы пускать поезда лишь по одному из тоннелей, но составить график движение линейных поездов в этом случае невозможно.

Вторая часть проблемы — экономическая. На функционирование этого громадного механизма требуются серьезные деньги. Это и работа сотрудников, и траты на электричество. Но лукавить и говорить, что метро ночью вовсе не потребляет энергии, нельзя. Метро работает круглосуточно, но ночью не работают эскалаторы, не используется электроэнергия на тягу поездов. Те же ремонтные работы производятся при освещении, да и в тоннелях работает свет и вентиляция. Но содержание метро все равно существенно подорожало бы. Поэтому заявление о том, что метро должно быть круглосуточным, можно назвать популистским. Оно было сделано для того, чтобы заработать какие-то политические очки.

Доля истины кроется в том, что можно было бы увеличить время работы метрополитена, хотя бы на полчаса, но у нас есть и другие проблемы. Например, две линии метро не имеют своего депо. Поезда надо регулярно осматривать, мыть изнутри и снаружи, проводить дезинфекцию, а для этого их нужно загонять в депо.

Поезда с Фрунзенско-Приморской линии «живут» на Парнасе, а составы с «оранжевой» ветки движутся на ночевку по «зеленой» в Рыбацкое. Часть поездов ночует в тоннелях. Это все очень сложный механизм. Мыть поезда в тоннелях — не самое правильное решение. Есть пункты технического контроля, но они предназначены только для одного состава и не могут использоваться на потоке.

Так что все эти вещи технического рода не дадут сильно увеличить время, хотя чуть-чуть продлить можно было бы. Но, насколько я знаю, такой вариант даже не рассматривался. С большой долей уверенности могу сказать, что круглосуточного метро в нашем городе не будет никогда.

Я не сильно знаком с системой работы нью-йоркского метро, на круглосуточную работу которого многие ссылаются. Возможно, там происходят незаметные для туристов закрытия и перерывы. Нью-Йоркское метро отличается от нашего и наличием маршрутизации (сев на одной и той же станции можно уехать в разные стороны). Думаю, что в разные дни недели могут работать разные маршруты или как-то переключается движение.

Но могу точно сказать, что во многих европейских городах метро по ночам не работает. Вместо него ходит наземный транспорт – это выгоднее всего. Городов, где поезда метро двигались бы с такой же интенсивностью, как в московском и петербургском метро, в мире не так много. Интервалы в среднем достигают 5-10 минут, это мы избалованы 2-3 минутами. Да и сами метрополитены иные. У нас вентиляционные установки можно ремонтировать только снизу, перекачивающие станции — тоже только через тоннель.

Что касается ночных автобусов, которые в порядке эксперимента запустили по выходным, то я не думаю, что они с этим не справятся. Когда говорят о нашем метро, какую главную проблему называют? Отсутствие кольцевой линии. И что происходит с ночными маршрутами автобусов? Они абсолютно дублируют линии метро. Но давайте рассуждать логически – прежде всего, ночные пассажиропотоки сильно отличаются от дневных. Этой суточной миграции из удаленных районов в центр не будет — ночью люди на работу в офисы не ездят.

А теперь смотрите. Ночью вам надо с проспекта Просвещения попасть на Гражданский проспект. Как быть? Садиться на автобус, ехать в центр и там пересаживаться? Нет, это не вариант. Тем более что линии автобусов М1а и М2а не  пересекаются. Вам все рано придется ловить такси, чтобы проехать между двумя станциями метро. Ни кругового, ни полудугового маршрутов не предложено. Город остается разделенным на сегменты. Организована транспортная связь периферии с центром, а периферии с периферией — нет.

Еще вопрос – будут ли у автобусов единые остановки, где можно будет сделать пересадку, или придется у Гостиного двора бегать с остановки на остановку?

Следующее, что обращает на себя внимание, это места расположения конечных остановок. У нас на проспекте Ветеранов жизнь заканчивается? Днем люди доезжают туда на метро и садятся на автобусы, чтобы доехать до Красного села, улицы Стойкости и т.д. До тех же густонаселенных Коломяг горожане не могут доехать — метро там в планах не раньше 2050 года. Что удерживало запустить этот автобус дальше?

Получается, что днем человек может доехать до «Пионерской» или «Комендантского», а оттуда наземным транспортом до Авиаконструкторов и Испытателей, но ночью он все равно должен ловить машину. Ну да, может он и сэкономил часть денег, проехав из центра, но все равно ему придется платить таксисту. Он уже ждал автобус, ехал в нем — тратил время. Так что эта социальная идея — обеспечить горожан ночным транспортом, выполнена на половину.

Ночью куда люди ездят? В торогово-развлекательные комплексы, на ночные распродажи, в так называемые «очаги культуры» — клубы, рестораны, боулинги. Да, туда ходят люди, которые и на такси могут потратиться. Но некоторые просто в кино ночью хотят сходить. Я на вскидку прикинул на карте — маршруты этих автобусов не проходят рядом с этими развлекательными центрами, Получается, что эти люди тоже не охвачены.

Не повезло, как обычно, и тем, кто приехал ночью на вокзал. Это наша городская беда – из центра города с Московского вокзала в 4 утра с вещами просто так не уедешь. Придется сидеть в зале и ждать открытия метро — цены на такси просто неподъемные. Если нужно ехать на окраину, то придется сперва идти до своей остановки, причем довольно долго, а потом выходить и ловить такси.

Летом у нас много туристов, которые гуляют в центре по набережным, а селятся, допустим, на Литейном или Владимирском проспектах. Как им добраться? Для них опять нет автобусов. Когда мосты разведены, им все равно придется идти до «Невского проспекта». Что мешает пустить автобус до Марсова поля? Там бы он собирал людей и развозил их.

Я не представляю, сколько людей будет по ночам ездить по таким длинным маршрутам через весь город. Думаю, что немного. Больше всего я боюсь, что нам потом скажут, что проект оказался нерентабельным, и не станут его продлевать.
Ночной общественный транспорт существует во многих городах, но и там нет таких интервалов, как у нас заявили — 15 минут. Это слишком мало. Нужно больше, но гарантированно. Если я сижу в гостях, и мне надо домой, то я подойду к нужному времени на остановку. А нам говорят, что расписания нет, вы можете посмотреть на интернет-портале. Ну хорошо, я могу посмотреть на телефоне, где автобус едет. Но у многих нет такой возможности. Почему же не подсчитать расписание, ведь это совсем несложно? Опять у нас услуга социалистического стиля – «ждите, придет».

Могу смело сказать, что горожанам предложили очень сырой проект, который потребует определенных финансовых вложений со стороны бюджета. Говорят, что на первое время у «Пассажиравтотранса» деньги есть, но мы-то понимаем, что они не из воздуха берутся. Это сэкономленные деньги, на которые можно было бы открыть днем какие-то маршруты.

Вполне возможно, что деньги найдут «незаметно» убрав парочку дневных автобусов, все может быть. А затраты на ночные автобусы будут серьезные – оплата за проезд будет, как в дневных, а водителям нужно оплачивать работу в двукратном размере. Износ машин все равно будет, топливо необходимо оплачивать... Так что это эксперимент за наши деньги, в котором я вижу много изначальных ошибок, о которых говорили еще весной, когда это только начали обсуждать. Эти замечания так и остались без внимания. Может я и ошибаюсь, и на этих автобусах люди гроздьями висеть будут, но в это как-то слабо верится.

Хочется вспомнить, что больше десяти лет назад в городе ставили подобный эксперимент. Тогда на улицы вышли ночные троллейбусы. Но даже этот более экономически выгодный, чем автобус, вид транспорта не прижился. Официальной аргументацией стала – низкая востребованность.

Но я ни на минуту не сомневаюсь, что даже сильно убыточный, такой транспорт нужен. Если Петербург борется за титул туристического центра Европы, если мы хотим, чтобы жизнь в городе не замирала в 0 часов – нам нужен ночной транспорт. Даже с учётом того, что летом разводятся мосты мало кому надо попасть с одного берега на другой. А вот перемещаться в пределах смежных районов бывает очень необходимо. Иначе бы не стояли полчища «бомбил» на всех крупных остановках и возле станций метро уже после 23 часов.                   

ранее:


«Почему у нас всех заведомо считают свиньями?»
Для новой администрации трамвай не враг, но и не друг
«Наши чиновники не до конца понимают задачу введения платных парковок»
«Люди отмахивались от листовок в защиту трамваев и не верили, что их будут убирать»




Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве
Поразите гостей и оставьте впечатление на долгие годы - Организация праздников в Москве

‡агрузка...