16+

Новости партнёров

Lentainform

Когда петербургских кондукторов заменит безжалостная техника

07/09/2012

Когда петербургских кондукторов заменит безжалостная техника

Из петербургских автобусов исчезают кондукторы: из 2700 человек их осталось 1800. Теперь деньги с пассажиров собирают водители. Как оказалось, они зачастую это делают с грубыми нарушениями правил. Пассажиры страдают.


                Переполненный автобус останавливается на остановке. Водитель открывает только переднюю дверь и выпускает пассажиров по одному, чтобы проверить билеты. Стоящие в конце салона, так и не дождавшись кондуктора (которого нет), быстро пытаются протолкнуться на выход. Пока они лезут и ругаются, автобус закрывает двери и отъезжает. Пропустившие свою остановку громко кричат.  Водитель останавливает автобус где-то между остановками и высаживает их. Эта картина знакома всем, кто пользуется общественным транспортом.

Ранее в Смольном обещали, что как только оснастят валидаторами все автобусы-трамваи-троллейбусы, кондукторы из них исчезнут за ненадобностью. Во всех автобусах уже установили валидаторы. Однако нынешний хаос, как уверяют в Комитете по транспорту, не связан с переходом на электронную систему оплаты проезда.  По словам пресс-секретаря Дмитрия Игнатьева, команду увольнять кондукторов никто не давал. Но почему они исчезают из автобусов, в комитете не знают. С вопросами там предложили обратиться к перевозчику – ГУП «Пассажиравтотранс».

Пресс-секретарь «Пассажиравтотранса» Татьяна Клепикова говорит, что количество кондукторов не уменьшилось, но «есть некоторый недокомплект».

– Вместо 2700 кондукторов работают только 1800. Это связано с сезонностью. Так как среди них много пенсионеров. Они проводят лето на дачах и на сезон увольняются. По нашей инициативе увольнений не было, – говорит она.

На некоторых маршрутах, по ее словам, кондукторов нет, потому что нерентабельно: выручка от продажи билетов не перекрывает их зарплату.

После восьми вечера кондукторов нет на многих маршрутах, потому что тоже – нерентабельно, так как пассажиропоток уменьшается.

В итоге водитель должен работать за двоих: за себя и за кондуктора. У водителя тоже есть план по сбору выручки. Татьяна Клепикова говорит, что, если он не выполнит план, его не накажут. Только премии лишат.

Поэтому водители фактически трудятся не только за двоих, а за троих: за себя, кондуктора и контролера. 

В Комитете по транспорту говорят, что это неправильно. Водитель должен собирать деньги при входе, а не при выходе. А люди должны заходить в переднюю дверь и оплачивать проезд. При этом водитель не имеет права открывать только одну дверь, чтобы выпустить пассажиров.

– Это – достаточно грубое нарушение. Как правило, оно допускается на тех маршрутах, где в салоне нет кондуктора. По всем таким случаям пассажир может жаловаться в Комитет по транспорту или в компанию-перевозчик, – объясняет Дмитрий Игнатьев.

Online812 попытался пожаловаться в «Пассажиравтотранс», но понимания не нашел. В нарушениях водителей там, по сути, винят пассажиров.

-  Почему водитель открывает только одну дверь и собирает деньги на выходе, а не на входе, как положено? – спросили мы в ГУП «Пассажиравтотранс»
– А потому что на входе никто не платит! Если человек вошел и не оплатил, как водитель еще может это проверить? – парировали там.

- А как люди узнают, что платить надо на входе?
– Во-первых, в салоне висят правила. Экипировка автобуса утверждена: что и где должно висеть и в каком виде. А во-вторых, пассажиры у нас очень грамотные, они все давно знают, – говорят в «Пассажиравтотрансе».

По логике перевозчика, пассажиры, находясь снаружи автобуса, должны заглянуть в правила, которые висят внутри. И поступить так, как там написано. То есть влезть в переднюю дверь. Попросить у водителя билет. Протолкнуться в салон через тех, кто стоит на выход. По окончании поездки выйти в любую дверь. Если не получится – успеть выйти в переднюю дверь, предъявив водителю ранее купленный билет. На практике эта схема вряд ли будет работать. Водитель, грубо нарушая правила и выпуская людей только через одну дверь, вынуждает пассажиров также правила нарушать. К тому же пассажир, не оплативший проезд до следующей остановки, считается «зайцем». И если в салон зайдет контролер, всех безбилетников, ждущих с деньгами у кабины водителя, оштрафуют. Пока – на 100 рублей.

По словам Дмитрия Игнатьева, в ближайшее время размер штрафа будет повышен до 1000 рублей. Губернатор Георгий Полтавченко летом направил соответствующее предложение в Заксобрание города. Но пока контролеров в Петербурге очень мало – около ста человек. После того как от кондукторов отменят официально, штат контролеров увеличат до тысячи человек.

По замыслу Смольного, валидаторы должны полностью заменить кондукторов где-то к 2014 году. Электронные устройства лучше кондукторов, уверены чиновники. Валидаторы будут точно считать количество пассажиров на маршруте, что позволит точнее вычислить размер бюджетных субсидий перевозчикам.

Однако уже на первом этапе эта схема дала сбой. Глава ГУ «Организатор перевозок», отвечающего за валидаторы, Владимир Михайлов попался на махинациях с этими самыми валидаторами. Сейчас чиновник в тюрьме. В июле Управление ФСБ РФ по Петербургу и Ленобласти предъявило ему обвинение по 159-й статье (часть 4) Уголовного кодекса  – «мошенничество». Глава госучреждения обвиняется в том, что участвовал в мошенничестве по изменению данных на валидаторах с целью получения перевозчиками из городской казны субсидий в большем размере. Ему может грозить до 10 лет лишения свободы. В конце августа Михайлову был продлен срок содержания под стражей. О подробностях дела в ФСБ не распространяются.

Пока Михайлов сидит,  «дело его» живет. На покупку валидаторов уже потрачено из бюджета более 200 миллионов рублей. Закупки продолжаются.

– Мы уже оборудовали валидаторами все автобусы, до конца года планируем оснастить  трамваи и троллейбусы. В следующем – транспорт частных компаний. Расходы на закупку оборудования  компенсируются за счет сокращения зарплат кондукторов. То есть за несколько лет валидаторы окупятся, – говорит Игнатьев.

P.S. Телефон горячей линии для жалоб пассажиров — 576-55-55.                    

Мария ГОРДЯКОВА





‡агрузка...