16+

Новости партнёров

Lentainform

«Сейчас боятся не то что шутить про первых лиц государства, а даже их фамилии произносить»

15/11/2012

СЕРГЕЙ РОСТ

Недавно в Петербурге должен был состояться концерт «Граждане бесы». Публике обещали вечер стихов с участием Дмитрия Быкова, Михаила Ефремова, Ксении Собчак, Леонида Парфенова и Васи Обломова. Весь город заранее был оклеен афишами, однако концерт отменился. У меня на этот счет три версии.


             Проект «Гражданин поэт» был интересен не только мне, а всей стране. Это показывала интернет-популярность, когда миллионы пользователей смотрели каждое новое стихотворение Быкова в исполнении Ефремова. Голосовали люди и деньгами — были битком набитые залы, туры по всей стране. Да достаточно одного того, что к славе проекта примазался Александр Гордон, который украл название «Гражданин Гордон».

В каждом ролике этого проекта есть золотые строки, за которые их любишь. Мне каждый раз казалось, что лучше не будет, но благодаря поступкам наших первых лиц, которые давали поводы для насмешек, было все смешнее и смешнее. Сперва я думал, что ничего круче, чем «Бадминтон на комбайнах» не будет, но было и похлеще.

То, что «Гражданин поэт» – настоящее явление в культуре — это аксиома. Можно поспорить, почему это произошло, но у меня таких вопросов не возникает. Во-первых, у нас в чести все, что связано с высмеиванием сильных мира сего. Корнями это уходит к скоморохам. Они первые на Руси шутили над властью с риском быть разрубленными на кусочки. Традиция сохранилась, но, к сожалению, в наши дни почти никто не рискует этим заниматься. Сейчас  боятся не то что шутить про первых лиц государства, а даже их фамилии произносить. Некоторые считают, что при упоминании Путина и правительства по телефону тут же срабатывает какой-то КГБшный улавливатель, и спецслужбы начинают слушать разговор.

После программы «Куклы» в России не было такого проекта, который со вкусом и хорошим юмором мог бы похвастаться тем, что смеется над сильными мира сего. Может совпадение, но закрытие «Кукол» практически совпало с приходом Путина к власти. Но тут появляется Дима Быков. Я знаю его давно, и могу сказать, что этот человек обладает множеством талантов. В 90-е он брался за любую работу, в том числе писал  на заказ книги по сериалам «Рабыня Изаура» и «Просто Мария». Сюжет он не придумывал, просто смотрел мыльные оперы и по мотивам каждой серии писал по главе. Люди читали эти книги и даже не догадывались, кто их автор. Дима не боится в этом признаваться.

При этом из-под палки или за деньги он писать не будет. Если ему предложат мешок денег за продолжение «Гражданина поэта», то это будет для него плохим стимулом. Он совершенно наплевательски относится к своим доходам, может спокойно ездить на «Жигулях» и не комплексовать. Он часто ходит пешком по Москве, его запросто можно встретить в метро, на улице. Несмотря на свою тучность, он много двигается. Я его неоднократно подвозил и интересовался, почему он не на машине. «Да вот, хожу и размышляю», – отвечал Быков. Одевается он не в модные бренды, а в то, что ему удобно. Он такой русский интеллигент, понятия о котором у нас уже утрачиваются. Конечно, таким как он тяжело в России. А кому легко? Пушкина тоже угнетали.

Все эти годы он был блестящим журналистом, ведущим, тонким поэтом. Он очень скромный человек, поэтому я удивился, когда он начал писать политические стихи. Это был крик души, способ отреагировать на происходящее, потому что проходить мимо нельзя. Мы все молчим, а от этого у власти складывается впечатление, что все нормально, ну или народ такой дурак, глухой и слепой. Благодаря тому, что находятся такие люди как Дима Быков, власть начинает задумываться. Он, как все великие поэты, выражает в стихах то, что думает каждый. Люди читают и понимают, что думают так же, но не могут сформулировать.

Ну и потом фигура Михаила Ефремова, прекрасного артиста, любимца публики. Я неоднократно пересекался с ним на киноплощадке и в театре, и был свидетелем того, что лишь стоит Ефремову появиться на сцене, еще даже ничего не сказав, уже это вызывает аплодисменты. Почему его так любят, это отдельный разговор. Почему любили Андрея Краско? Люди такие... Про Мишу, как про Чапаева, которого он играл, ходит очень много анекдотов. Рассказываются как случаи из жизни. Едва ли Миша все их знает, я при встрече даже кое-что ему пересказывал. Естественно, он все отрицал, и уверял, что никогда такого не было. Но народ не верит, и считает, что он скромничает. Ну, например:

Возник на киноплощадке спор между Михаилом Ефремовым и Никитой Михалковым. Михалков ему говорит: «Михаил, опомнитесь, не спорьте со мной. Я же могу сделать так, что вы вообще нигде сниматься не будете». А Ефремов ему отвечает: «Да подумаешь, я молодой, а ты старый. Сколько тебе осталось? Я подожду».

Или вот еще:

Приглашают Михаила Ефремова на правительственную тусовку, где любой артист может подойти к Путину. И каждый чего-то просит, плачет, целует руки. Только Михаил Ефремов улыбается, и ничего не говорит. Тогда Путин сам к нему подходит, и спрашивает: «Ну а для вас-то что сделать?». На что Миша спокойно так отвечает: «Покайтесь, Владимир Владимирович, покайтесь!».

Ну и так далее. В общем, Ефремов — былинный персонаж, как Петька и Чапаев в одном лице.

В жизни Ефремов такой же, как я. Все артисты немного трусы. Я не заметил за ним высказываний, по которым можно было бы сказать, что он политически активный человек. Но, видимо, он выражает свою позицию через игру. Ну и молодец. Возможно, артисту так и надо поступать. Если и говорить не своими словами, то идущими от души. В этом проекте он реализовался, если не как артист, то точно как гражданин. То, что он читал, было ему по нутру, и он был с этим согласен. Достаточно вслушаться в интонацию, чтобы это понять.

Плюс еще Дима с его замечательными стихами. Поэтому вполне предсказуемо, что проект имел такой успех. Сперва они запустили его в интернете, а потом уже подтянулись прокатчики, которые помогли заработать денег. Популярность была такова, что Михаилу даже временно пришлось забросить театральные проекты. Чего скрывать, это их обогатило. Все купили себе квартиры, наконец.

А что касается «Граждан бесов» с Ефремовым, Быковым, Парфеновыым, Собчак и Обломовым, то это чистой воды коммерция. От афиши веяло цинизмом и желанием заработать денег. Первый проект они остроумно закрыли, и потом была пара концертов «Жизнь после смерти». В последующих акциях люди почувствовали фальшь. В таком искусственном объединении Ефремова с Собчак есть что-то коммерчески надуманное. Я, например, увидел афишу и не захотел, а если бы был именно старый вариант, то пошел бы.

Такой дорогостоящий концерт можно окупить только при большом полном зале. Я примерно представляю, какие гонорары там могут быть. Все сейчас жалуются на «Квартет И», потому что они берут самые большие гонорары за свои выступления. В варианте, который был на афише, этот ценник должен был увеличиться в два раза. Соответственно, если были проданы не все билеты, пришлось отмениться. Была бы эта акция благотворительной, то, я уверен, что все приехали бы бесплатно. Но акция была коммерческой, так что прогореть легко.

Второй вариант тоже весьма правдоподобный. С нашими строителями такое бывает, которые начинают продавать квартиры, даже не договорившись об участке. Так и здесь возможно, что они развесили афиши, даже не заручившись согласием всех персонажей. А люди действительно занятые, и очень сложно собрать их всех вместе на одной сцене. Очень много на моей памяти проектов, в которых было задействовано много звезд, и они не состоялись только из-за того, что их не смогли собрать. Например, «Смерть Тарелкина». Там были все популярные мужики — Хабенский, Пореченков, Краско. Спектакль выдержал где-то три представления, и был закрыт, потому что участники не смогли согласовать свои графики.

Третья причина — могли запретить власти. Позвонить и сказать, что концерт не желателен. Такое часто бывает в Москве. Ксению Собчак могли запретить, это распространенная практика. Потом, опальный Парфенов, который унизил телевизионщиков на их же вечеринке. Могли намекнуть сверху, что читать со сцены стихи с подтекстом нельзя. Сегодня все перестраховываются, чтобы показать лояльность к власти. Может и «Гражданин поэт» закончился не от усталости, а им дали понять, что хватит, «Сам сказал».

Если у Димы гражданский протест не прошел, то будет продолжение в интернете. Я думаю, что жанр политической сатиры в нашей стране мог бы развиваться, если бы все были такие же смелые и талантливые как Дима Быков и Миша Ефремов. Но особо много таких людей нет. Есть абсолютный гений Орлуша, который решился бы на это. Он тоже пишет вовсе не за деньги и славу. У него есть и такие стихи, которые и в самые лояльные годы путинского правления были засекречены. Одно название вызывало шок, дальше можно было не читать. Все удивлялись, что он это написал и не сидит.

Можно было бы «Куртуазных маньеристов» во главе с Вадимом Степанцовым подключить, они могли бы неслабо написать. Но я думаю, что для того чтобы что-то делать нужно, чтобы как минимум им ничего не грозило. Сейчас люди даже анекдоты бояться рассказывать. Тем не менее, если бы мне предложили что-то подобное, я бы с удовольствием поучаствовал. Только если знать, что перед концертом не позвонят и не сообщат, что это последнее выступление в моей жизни. Тогда бы я вспомнил, что у меня жена и дети, и отказался бы.                     

ранее:

«Некоторые эстрадные звезды стонут и плачут, поскольку не могут больше распространять о себе слухи»
«Осталась ли вера в лучшее? Не знаю...»
«Да, я могу быть резким эмоциональным человеком, а что в этом такого?»
«Я окончательно перестал уважать артиста Машкова»
«Часто видно, что людей на ТВ жестко эксплуатируют, а потом выбрасывают»



‡агрузка...

Медицинские центры и клиники, где можно сделать МРТ в Киеве
ГК «Нефтетанк» - мягкие резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов от российского производителя