16+

Новости партнёров

Lentainform

У петербуржцев хотят отобрать сквер, чтобы построить церковь

16/11/2012

На карте Петербурга появилась еще одна «горячая» градостроительная точка. Но этот случай не совсем похож на предыдущие. На этот раз речь идет не о конфликте бизнеса и граждан, а о различном понимании благих намерений с одной стороны Русской православной церковью, а с другой - жителями.

(225) комментировать

                 Конкретной причиной конфликта стала идея сооружения православного храма в центре города – на пересечении  6-й Советской улицы и Красноборского переулка.

Местные жители начали бить тревогу, когда этой осенью единственный в микрорайоне сквер обнесли синим строительным забором, на котором вывесили информацию о начале археологических раскопок.

«Сидящих на скамейках матерей с детьми и пенсионеров бесцеремонно выставили за забор, буквально вытаскивая из-под них скамейки и подталкивая руками! – возмущается жительница дома № 15 по Суворовскому проспекту Ирина Хоперская. - Инициаторы объясняли, что здесь будет церковь и будут проводиться все ритуалы, включая отпевание усопших».

«Это вторая попытка уничтожения сквера под видом археологических раскопок, – говорит другая местная жительница Тамара Воробьева. - Раскопки ведут рабочие из среднеазиатских республик. Они объяснили нам, что их задача – к маю 2013 года отреставрировать старый фундамент церкви и на нем к сентябрю построить новую церковь. Это же подтвердили и православные активисты, которые караулят забор».

Местные жители организовали инициативную группу, написали обращения  с призывами вмешаться в ситуацию губернатору и депутатам ЗакСа, в прокуратуру города и администрацию Центрального района, во все профильные комитеты Смольного и митрополиту Санкт-Петербургскому и Ладожскому. Ответов на большинство из этих обращений на момент подготовки материала еще не поступило. Но активисты продолжают записываться на приемы к районным и городским чиновникам и утверждают, что твердо намерены продолжать бороться против попытки уничтожения сквера. Как утверждают жители, - уже не первой попытки.

Слушания, оставшиеся неуслышанными

Когда-то на пересечении 6-й Советской улицы и Красноборского переулка стоял храм Рождества Христова на Песках, построенный в 1787 году.

 

После того как в 1934 году храм снесли, на его месте был разбит сквер. Он получил название «Рождественский» и с тех пор законом Санкт-Петербурга относится к «объектам зеленых насаждений общего пользования». Как утверждают сегодняшние защитники сквера,  идея воссоздания церкви на этом месте была впервые озвучена в 2004 году. Тогда выступившие с ней православные активисты, правда, натолкнулись на довольно активную оппозицию со стороны местных жителей. На общественных слушаниях в администрации Центрального района идея была забракована. По мнению участников слушаний, идея строительства должна была быть отвергнута, поскольку  в случае воссоздания храма: 1) Исчезнет единственный зеленый уголок для отдыха старых и молодых людей в радиусе 600 - 700 метров; 2) Питомцы детского сада № 50 (для детей с ослабленным здоровьем) лишатся единственного места для игр и прогулок; 3) В соседних домах уже имеющиеся трещины по фасаду могут расшириться до катастрофических размеров, поскольку эти дома были построены в XIX веке на фундаменте для двухэтажных строений, а в XX веке на них были сделаны надстройки еще в три этажа…

В итоге сквер был сохранен. В качестве компенсации верующим Смольный  принял решение об установке закладного камня на территории Александро-Невской лавры в память о погибших и репрессированных священнослужителях, поскольку главным аргументом строительства храма на Песках выдвигалась идея увековечения их памяти. Камень установили, а двухметровые рвы по периметру сквера, которые были вырыты в ходе археологических раскопок, через год засыпала служба благоустройства.

Казалось бы, вопрос был решен, однако  утром 5 сентября 2012 года большая часть Рождественского сквера вновь оказалась обнесена забором. Как утверждают местные жители, никаких общественных слушаний о проекте возможного строительства не проводилось. Впрочем, пока на строительном заборе висит сообщение только об археологических раскопках. Может, никакого строительства и не планируется?

Немного градостроительной казуистики

Согласно городскому закону «О зеленых насаждениях общего пользовании», земля сквера, отнесена к разряду зеленых насаждений, на месте которых запрещена любая застройка.

Но, как сообщили жителям Песков в ответ на их запрос в Комитете по благоустройству, «в настоящее время часть территории сквера на основании распоряжения КУГИ от 22.07.2011… находится в аренде у Православной местной организации».

Вопрос - зачем православной организации нужно арендовать этот участок, если не для того, чтобы построить церковь?

Попытки местных активистов связаться с заказчиком раскопок (Православная местная церковная организация прихода храма Рождества Христова на Песках, подчиненная Московской патриархии РПЦ) и производителями работ (ООО “Строймонтажкомплект”, АНО «НИИ культурного и природного наследия») не увенчались успехом. Жители стали обращаться в разные инстанции. Откуда им стали приходить разные ответы.

С одной стороны, из Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга успокоительно сообщили о том, что никакого разрешения «на строительство по указанному адресу службой не выдавалось, проектная документация на строительство (реконструкцию)… в «Центр государственной экспертизы не поступала».

В Центральном районе одну из активистов, борющихся с уничтожением сквера, уверили, что для разрешения строительства церкви необходимо постановление правительства, а оно может быть принято только после общественных слушаний.

Однако, с другой стороны,  12 сентября 2012 года председатель Приходского совета Православной местной религиозной организации «Приход храма Рождества Христова на Песках» протоиерей Андрей Щербан (которого в прессе называют «настоятелем несуществующего храма») прибыл к месту раскопок и, как утверждают очевидцы, освятил строительство церкви. Еще в прошлом году о. Андрей делал публичные заявления о том, что проект строительства храма на этом месте «согласован с КГИОП и утвержден всеми инстанциями». А по поводу цели археологических раскопок в «Российской газете» пояснял: «Поскольку есть фрагменты здания, остатки церкви могут получить статус объекта недвижимости…В этом случае в компетенции региональных властей передать его нам для приспособления под современное использование, и мы сможем воссоздать храм».

«Благодать» таки выше закона?

Мы побывали на месте раскопок - увидели высокий синий забор, которым обнесен бывший сквер. За забором работал экскаватор, выкапывающий глубокую яму. Наблюдающие за работой строителей специалисты (это были сотрудники  «НИИ культурного и природного наследия») вежливо сообщили одному из авторов, представившемуся человеком, который хочет переехать в этот район, что здесь будут строить храм, но что сейчас стройки нет - пока ведутся раскопки.

 

Раскопки планируется закончить до зимы, после чего начнется строительство храма. На вопрос о недовольстве местных жителей, собеседники философски заметили, что «кто-то недоволен, кто-то доволен – так всегда». Эти слова, к слову, вскоре подтвердились – присевший на скамейку рядом с забором пожилой мужчина сказал, что живет поблизости, знает, что строится церковь, но лично он не против строительства: «хорошо хоть, что не бизнес-центр какой-нибудь». Хотя, конечно, задумчиво сказал мужчина, неподалёку и так уже есть православные храмы.

На другой день автор статьи приехал на место раскопок, уже не скрывая свою профессиональную принадлежность. Журналиста попросили немедленно выйти за забор, сказав, что «никакой церкви тут не строится! Только раскопки! И больше не знаем ничего! Звоните по телефонам на информационном щите!».

По телефону, указанному на щите, ответил сотрудник «НИИ культурного и природного наследия» Сергей Пищулин. Он подтвердил, что по этому адресу проводятся археологические раскопки, но когда конкретно они закончатся - неизвестно. На вопрос о возведении на этом месте храма, Пищулин отрезал: «Это не к нам вопрос. Наша задача – откопать всё возможное. Дальше решение будут принимать РПЦ и Правительство Петербурга… Наша задача – копать».

Раскопки ведутся по разрешению, выданному 15.03.2012 Минкультом РФ на имя старшего научного сотрудника НИИ Бориса Короткевича. Эту информацию подтвердила и Служба Госстройнадзора.

Пресс-секретарь КУГИ Ольга Барашкина сообщила, что обсуждаемый земельный участок был передан Приходу в аренду в июле 2011 года для проведения раскопок, и только для этого. В данный момент о строительстве речи не идет, пока не будет результатов раскопок, а также заключения КГИОП.

Ответ на наш запрос из КГИОП, впрочем, вступил в  противоречие с комментариями КУГИ. По сути, КГИОП подтвердил, что проект воссоздания церкви уже де-факто существует: «…возможность воссоздания на данном участке Церкви Рождества Христова на Песках подтверждена научно-исследовательскими работами, историко-культурной экспертизой и согласованным с КГИОП проектом воссоздания церкви (согл.30.05.2007)».

На вопрос об общественных слушаний нам сообщили,  что это «не относится к компетенции КГИОП».

Протоиерей Андрей Щербан, который делал заявления о том, что проект строительства храма на этом месте «утвержден всеми инстанциями», сказал Online812: «Давайте мы с вами поговорим в начале следующего месяца. У нас еще строительства не идет, у нас еще только идут раскопки, поэтому ничего о строительстве я говорить не могу…У нас пока ведутся раскопки по заданию Епархии, ну а непосредственно занимается этим Приход наш…». Как пояснил протоиерей, 12 сентября он освещал не строительство, а именно раскопки. Но отвечать на дальнейшие вопросы (в том числе о том, кто финансирует его религиозную организацию и инициированные ею археологические раскопки) о. Андрей отказался, сославшись на то, что коль скоро ситуация стала остро дискуссионной, он не может ее комментировать без одобрения митрополита.

Более развернутый комментарий дал другой сторонник воссоздания Храма Рождества Христова на Песках - Рафаэль Даянов, архитектор, член Градостроительного совета и Совета по сохранению культурного наследия при правительстве СПб. Услышав о том, что местные жители недовольны планами строительства церкви, которые они воспринимают как «уплотнительные», Даянов почти вышел из себя:

«Что за бред?! Ну что у вас там в головах?! Какая уплотнительная застройка?! Какой-то бред! Это воссоздание исторической правды, это сохранение культурного наследия страны и города. Понимаете, это храм строителей Петербурга! Это для людей, а не для бабла! В общем, у людей что-то крыша поехала… Какая уплотнительная, если храм там стоял и был снесён в 30-е годы?! Это варварство. Как говорят, время собирать камни. Я всячески поддерживаю эту идею и считаю, что это место от этого только выиграет. Вы говорите о том, что сквер, в котором алкаши собирались – это хорошо?!.. Понимаете, опять, вот вы говорите, местные жители противятся. А я знаю мнения людей, которые говорят: вот, слава богу, у нас храм будет. Кому верить? У нас все время отрицание. И люди «за», и противники всегда найдутся. Понимаете, я же не знаю, может их дедушка это сносил всё? Откуда я знаю про этого человека, который говорит: «Не хочу здесь храм!». Не хочешь храм – ну, и иди отсюда!.. Я знаю, что масса противников строительства храма на Сенной, но это их личное дело, а я считаю, что эта доминанта должна быть восстановлена. И весь разговор. Это моё мнение… И то же самое на Красноборском переулке – лучше храм, чем алкаши… Поэтому, если будет принято решение о восстановлении храма, я с удовольствием приму в этом участие!» .

Стоит отметить, что дважды помянутые Рафаэлем Даяновым «алкаши» не были ни разу замечены нами ни в одно из посещений участка, где пока еще сохраняется кусочек бывшего сквера.

Депутат ЗакСа Алексей Ковалев, тоже посвященный в детали происходящего, как и положено опытному народному избраннику, выступает и за строительство храма, и за сохранение сквера: «Но если РПЦ хочет захватить весь сквер под это дело, то я первым буду против! Должно быть постановление правительства Санкт-Петербурга о таком участке, опубликованное, причём с графикой. Весь сквер ни в коем случае нельзя передавать, а то они потом захватят его, огородят и никого пускать туда не будут!».

Постановления правительства, однако, до сих пор нет. Возможно, в конце концов, вопрос для градоначальников сводится к тому: может ли принудительная дорога к храму быть верной?                  

Глеб ВИНОКУРОВ, Екатерина СЕМЫКИНА



Комментарии:

Жалко тебя, не знаешь ты ни хрена. Бога стоит искать не в храме, но в поле и в лесу, в свете звёзд и луны. Это я, как пантеист, говорю.

Написал SIEVERT - 2013-06-28 16:04:30 / ответить

У бота нет души, это ж программка дельфийская или скрипт жабий.

Написал SIEVERT - 2013-06-28 16:05:46 / ответить

Их этому наставляют гундяи и чаплины, стремящиеся упихать Россию обратно из XXI века в XVII.

Написал SIEVERT - 2013-06-28 16:08:22 / ответить

Пф, пфу, храм Маммоны, капище Ваала и Ашторет и то бы было лучше.

Написал SIEVERT - 2013-06-28 16:10:38 / ответить

Исторической правды? давайте снесем вестибюль метро площади Восстания и восстановим (какая ирония) на его месте снесенный собор!? Бред!

Написал hometown - 2014-07-25 11:36:46 / ответить

Все комментарии

Оставить свой комментарий



Справочник организаций Желтые Страницы www.yp.ru