16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

Ђ»зобилие мен€ пугает и вызывает отвращениеї

07/12/2012

ѕрозу Ћюдмилы ”лицкой называют прозой нюансов, отмеча€ в то же врем€ Ц беспощадную горечь ее размышлений о Ђчеловеке во времениї. ѕообщавшись с писательницей накануне ее творческого вечера*, мы попытались узнать, что ей нравитс€ в человечестве, а что нет.


          - ¬аша нова€ книга «—в€щенный мусор» - сборник эссе, мемуаров и интервью. ѕрежде вы  будто пр€тались за спинами своих героев, а сейчас продемонстрировали: «¬от она €». ѕотому что врем€ пришло?
- ¬озраст, наверное. √овор€т, перед смертью умирающего проходит панорама его жизни. я сильно болела, это очень важный опыт - болезнь. —ейчас € вроде в пор€дке, но все равно есть ощущение огромной ценности времени, из-за чего возникло желание освободитьс€ от балласта, от всего необ€зательного. «ан€лась своего рода чисткой. «ан€тие оказалось очень увлекательным - пон€ла, что ничего выбросить нельз€. ¬от из этого и сложилась книга.

- ќдна дама, убира€ квартиру покойных родителей мужа, обнаружила их лирические письма. «„то будем с ними делать?» - спросил муж. » услышал в ответ: «Ќа помойку, кому они нужны?»  Ёто нормальна€ реакци€?
- Ёто нормальна€ реакци€ дл€ «манкурта». Ёто „ингиз јйтматов придумал? ѕолна€ победа животного в человеке. ѕам€ть - велика€ драгоценность - на ней держитс€ все: истори€ человечества, его культура, его будущее. ”жасна€, ужасна€ истори€. ¬ молодые годы € тоже кое-что выбросила, но потом спохватилась.  огда умерла мо€ бабушка, получила в наследство сундучок из ивовых веток, довольно большой: девочкой € в него пр€талась. ќн был полон бумаг. Ѕабушка последние годы была «очеркистом», как она сама говорила. Ќа самом деле была она графоманка, как и €. Ѕез любви к этому зан€тию - выведени€ букв на бумаге, - никакого писател€ быть не может. —ловом, привезла € этот сундук с ѕоварской на Ѕелорусский вокзал, где у мен€ была крохотна€ квартира и крохотный ребенок, и полезли из сундучка клопы со страшной силой. я выставила сундучок на балкон, благо была зима.  лопы, конечно, померзли. Ќо € не озаботилась втащить сундук в дом, когда полили дожди, и больша€ честь содержимого растворилась в весенних дожд€х. Ќо переписку бабушки и дедушки с 1911 года € по какому-то наитию на балкон не выставила. ¬от, в прошлом году исполнилось ровно сто лет от начала этой переписки, и € ее вскрыла.

я так долго бо€лась открывать эти письма, потому что опасалась вс€ких скелетов, которые неизбежно начинают сыпатьс€ из таких мест. —келеты, конечно, по€вились - но какое богатство оказалось в моих руках! ќтец почти ничего не говорил о своем отце, моем деде. » вот только в этом году € познакомилась, наконец, с моим дедом яковом —амойловичем ”лицким. ќн полжизни провел в лагер€х и ссылках - откуда и переписка. » это одно из самых больших открытий моей жизни. Ёто было из последних поколений людей, которые писали письма -  жанр умер. Ёлектронна€ почта его убила и похоронила.

- ќт нашего времени вообще мало чего останетс€. —егодн€ проще купить новый телевизор, нежели его починить. ¬ещь обесцениваетс€ вконец. »ли это вечное бухтение про времена и нравы?
- Ќет, не бухтение. Ёто конец одной цивилизации и начало новой, крайне мне непри€тной. «а этим «паровозом», задрав штаны, бежать не хочетс€. ’от€ бегу, с большой неохотой. ќдноразова€ вещь - символ нашего времени. Ќенавижу одноразовые вещи. я давно не штопаю чулки и не ставлю заплаты, но с большим уважением отношусь ко вс€кому старью. я отношусь к тем «зеленоватым» идиотам, которые избегают пластиковых пакетов и доедают положенное на тарелку до последней ложки. »зобилие мен€ пугает и вызывает отвращение.

- ¬ы часто говорите о себе как о естествоиспытателе (”лицка€ по образованию биолог-генетик). „то дл€ вас важно в человеке – как естествоиспытателю?
- „еловек - самый интересный живой объект мироздани€. ќн исследует сам себ€ и окружающий мир, единственный в мире, кто на это способен. ќн прекрасен. “очнее - он может быть прекрасен более чем кака€-либо друга€ тварь на «емле. ќн создал не только эстетику, но и этику: он не только познал добро и зло, но в некотором смысле и создал их.

- ‘рейд рассматривал человеческое существо как нечто обусловленное сексом. ёнг сосредотачивал  внимание на интеллекте человека. Ќа чьей вы стороне?
- »з этой компании мне, пожалуй, всех ближе Ёрих ‘ромм. ‘рейд совершил колоссальный прорыв, и ёнг прекрасно его «одернул», но сегодн€ наука живет на молекул€рном уровне, о котором не могли знать в начале ’’ века. „еловеческа€ наука о человеке находитс€ сейчас  перед огромным рывком, она уже, быть может, взлетела… ј в той новой науке нет ни верха, ни низа - там есть биохими€, молекулы, которые регулируют и условный верх, и условный низ. –еализуетс€, таким образом, эзотерическа€ мечта о целостном знании.

- ¬се это не отвечает на главный вопрос - есть ли в нашем существовании смысл? »ли стоит смиритьс€ с тем, что человек  всего лишь развившеес€ животное?
- Ќе знаю, не знаю. ¬ своем существовании € усматриваю некоторый смысл: во-первых, мне очень интересно, € неплохо провела здесь врем€, и собираюсь еще немного здесь порадоватьс€. —тоит смиритьс€, конечно, с тем, что мы, развившиес€ животные, осознаем конечность нашей жизни, строим разные фантастические построени€ относительно жизни после смерти. Ёто - область веры. ќна плохо согласуетс€ с наукой. Ќо € свободный художник, не об€зана  подчин€тьс€ логике.

-  ак вы относитесь к по€влению таких пародийных символов религиозных скептиков, как Ћетающий ћакаронный ћонстр?
- ƒо сих пор € жила, совершенно ничего не зна€ о Ћетающем ћакаронном ћонстре. ѕризнаюсь, по причине своего высокомери€, потому что не дочитала книгу ƒоккинза, посчитав, что все это € и так знаю…  ак человек ужасно любопытный, € «ћакаронного ћонстра» «отгуглила» и пришла в восторг! “еперь вот подумываю о смене конфессии.

- ¬ы сравнили современное общество с сообществом недоразвившихс€ личинок. Ёто проблема инфантилизации. Ќо есть же библейское «будьте как дети» - то есть это хорошо? 
- ƒа, мне уже однажды кто-то указывал на эту евангельскую цитату. „то € могу вам ответить на это? ≈вангелие писали не специалисты по детской психологии. —овременна€ детска€ психологи€ знает, что дети способны на жестокость большую, чем взрослые, поскольку корректирующие механизмы включаютс€ с возрастом. Ћюбознательному мальчику ничего не стоит разрезать живую л€гушку, чтобы посмотреть, что у нее внутри, как это он делает с игрушечным паровозиком. ј уж как они бывают жестоки друг с другом!

Ќет, мы должны быть сегодн€ не как дети, а как взрослые, отвечающие за свои поступки и предвид€щие их последстви€. ќднако у современного общества иной запрос - не философского или художественного осмыслени€ мира, а поиск удовольстви€, развлечени€, наслаждени€. Ёто именно то, чего хочет ребенок: сначала удовлетворени€ физиологических нужд, а потом развлечени€ и наслаждени€. Ёто опасное направление развити€.                    

≈лена ЅќЅ–ќ¬ј

* —остоитс€ в Ѕольшом зале ‘илармонии 6 декабр€.



Загрузка...

ћедицинские центры и клиники, где можно сделать ћ–“ в  иеве