16+

Новости партнёров

Lentainform

Как чиновники собираются «повысить эффективность» петербургских театров

04/02/2013

Как чиновники собираются «повысить эффективность» петербургских театров

В Комитете по культуре не скрывают, что урезали театрам средства на жизнь, не только по финансовым причинам, но и в воспитательных целях. И хотят в будущем давать театрам деньги в зависимости от их эффективности.


                     Чиновники надеются, что нехватка денег заставит директоров театров активнее зарабатывать самостоятельно. И быть более эффективными. Хотя, что такое эффективность театра, сегодня каждый понимает по-своему. В Комитете по культуре говорят, что хотят «стимулировать творческую мысль», чтобы театры придумали, как лучше работать со зрителем, а не только просить: дайте денег.

– Каждому театру сократили всего 5% от той суммы, которую они получили в 2012 году. Про 12 – 19%, о которых говориться в письме, они лукавят. И эти пять процентов – минус не от зарплатой статьи, а от общего финансирования. При этом в три раза прибавили средства на новые постановки. И театры могут эти средства перераспределять, как им хочется. На чем они сэкономят эти пять процентов, им и предлагалось подумать. Не обязательно на зарплатах. Мы их попросили оптимизировать процесс. Директор на то и директор, что он свое хозяйство знает – откуда что он может достать. Или дать несколько дополнительных спектакля, и на этом все будет хорошо, и он погасит необходимую сумму, – рассуждает зампредседателя комитета Юлия Васютина.

По словам чиновников, город сегодня полностью оплачивает содержание театров, «от капремонта до покупки туалетной бумаги».

– Зарплата, которую получают артисты, зависит в том числе и о того, сколько заработало само учреждение. Поэтому зарплата музыкантов Капеллы, например, раза в два больше, чем у музыкантов «Петербург-концерта». При этом на протяжении, наверное, полутора недель Ольга Сергеевна Хомова (гендиректор Капеллы. – Ред.) каждый день приходит в Комитет с какими-то новыми идеями. Спрашивает: «А, вот, если я с этой статьи перераспределю средства вот сюда?» и предлагает что-то новое.  За содержание «Петербург-концерта» в прошлом году город заплатил 124 миллиона.  А они заработали 23 миллиона.  Мы несколько раз говорили Евгению Евгеньевичу (Колчину – гендиректору «Петербург-концерта». – Ред.), что нужна серьезная реорганизация для того, чтобы компания этих талантливых людей заработала результативно. Но, наверное, проще сказать: «Я ничего не могу, я сейчас уволю полколлектива», – говорит  помощник председателя комитета Мария Ожигина.

- Решение о снижении финансирования на 5% кем было принято?
– Оно в законе о бюджете прописано.

- Прямо так и написано «снизить на 5%»?
– Это так получилось при верстке бюджета… Если рассмотреть среднюю зарплату в библиотеках и в театрах, театры будут далеко наверху. Но при этом библиотеки придумывают столько креативных проектов! А у нас есть театры с заполняемостью залов в 50%. На наш вопрос: почему так мало? Говорят: «А мы экспериментируем». А почему они экспериментируют за счет города? Поставили такой гениальный спектакль, что зрители не догоняют? Но главные ценители, главные судьи для театра – это зрители. Театры у нас разные. Например, «Приют комедианта» и Филармония джазовой музыки научились зарабатывать больше, чем дает им город. Михайловский делает план по зрителям на 102%.  Театр Музкомедии взял огромный кредит, чтобы поставить мюзикл «Бал вампиров». И уже «отбил» кредит и теперь зарабатывает приличные деньги. В то же время есть сложности с заполняемостью залов у Комиссаржевки, ТЮЗа,  Театра эстрады. 

-  Почему тем театрам, которые и так хорошо зарабатывают, сократили финансирование, также как и неэффективным?
-  Потому что у нас нет четких критериев эффективности работы театров. Оценивать репертуарную политику и качество спектаклей -  дело театральных критиков. У нас есть только некие экономические показатели по заполняемости залов, по заработанным деньгам. И если бы мы с кого-то сняли 3%, а с кого-то 7%,  получился бы конфликт, – объяснили в комитете.

Но конфликт все равно получился. В театрах не понимают, как можно повышать эффективность, если ее критерии никак не определены. Это как в сказке: «принеси то, не знаю что».

-  У театров отобрали миллионы в целях повышения эффективности их работы. Понимаю. Но причем тут я? Не понимаю. Почему с меня-то сняли? Я ведь эффективно отработал! – возмущается директор Большого театра кукол Александр Калинин.

Больше всего, по его собственному признанию, пугает не сокращение денег, а отсутствие внятных правил игры.

– Я – за эффективность. Если вам надо, подпишу контракт или что другое, лишь бы вас не раздражать. Но я должен знать правила игры: что мы должны сделать, и какой будет за это пряник. А если не сделаете – вот вам кнут. Тогда я понимаю, за что я борюсь. А так нам говорят: будьте эффективными, увеличивайте посещаемость, зарабатывайте больше.  Но я и без вас это знаю. Я сам в этом заинтересован! Я становлюсь в этом не заинтересован, когда я зарабатываю больше, а у меня эти деньги отнимают. Какой бред! Почему за мой чет поднимают чью-то эффективность? У меня иногда просто волосы шевелятся и  опускаются руки. Каждое предыдущее начальство занимается тем, что повышает эффективность. И каждое следующее говорит, что предыдущее делало плохо, а надо по-другому. И становится все хуже. Может быть, кто-то нами все-таки займется уже по-человечески?

Вопрос об эффективности петербургских театров поднимается не впервые. Год назад во время очередного «культурного» скандала (тогда он был связан с Театром комедии), даже были созданы комиссии (две штуки, но не вместе, а последовательно), которые должны были изучить работу театров и создать некий орган, который будет заниматься вопросами развития театрального дела, разрабатывать рекомендации по формированию репертуарной политики, сформирует критерии эффективности театров. Но, как водится, скандал был шумный, решения громкие, а вышел пшик. Комиссии умерли, решений толком не принято, служители Мельпомены и чиновники от культуры переругались.

Но полезные наработки все же остались. Театральный критик Жанна Зарецкая тогда предложила критерии эффективности театров. По ее словам, эти критерии – математически строгие, поэтому применять их сможет даже обычный «не творческий» чиновник. Комитету по культуре критерии кажутся вполне адекватными. Вот они:

– сколько премьер выпущено за сезон;

– резонансность театра в прессе;

– выдвигался ли театр на престижные премии;

– равномерно ли заняты в репертуаре артисты труппы;

– есть ли фестивальная работа;

– приглашаются ли режиссеры со стороны;

– функционирует ли в театре камерная сцена;

– сколько поставлено современных пьес.

В комитете полагают, что смогут со временем ввести дифференцированное финансирование театров в зависимости от их эффективности. Если еще какой скандал не помешает.                   

М. Г., фото laliko.com





‡агрузка...