16+

Новости партнёров

Lentainform

Где бизнесмены хотят воссоздать старый Петербург с булочными и дворниками в фартуках

08/02/2013

Где бизнесмены хотят воссоздать старый Петербург с булочными и дворниками в фартуках

На прошлой неделе директора двух разных петербургских заводов выступили с одинаковой идеей - создать на территории своих предприятий креативные пространства. В прошлом году креативным кластером интересовался только Смольный. Мы спросили, зачем нужны промышленникам креативные площадки - что они с ними делать будут?


           Какие проекты

Два директора – это Леонид Вайсберг, гендиректор и научный руководитель ОАО  «Механобр-техника» (21 – 22-я линии Васильевского острова), и Кирилл Соловейчик, глава «Ленполиграфмаш» (наб. Карповки).

Практика создания креативных пространств на территории бывших заводов в принципе существует давно – лофт-проект «Этажи» занимает бывшее здание хлебозавода, «Ткачи» – прядильно-ткацкой фабрики им. Петра Анисимова. Такая же картина в Москве, только там площадок больше. Однако ни один из петербургских проектов нельзя назвать коммерчески успешным. Потому странно, что такими идеями заинтересовались владельцы предприятий.

Гендиректор «Механобртехники» Леонид Вайсберг говорит, что его проект не будет похож на «Этажи» или «Ткачи». «У нас на территории  есть одноэтажные здания со вторым мансардным этажом. Это старые склады, оставшиеся со времен стекольного фабриканта Франка, около шести зданий в стиле, характерном для своей эпохи, – рассказывает он. – Мы думали сначала снести их и построить новые, но потом поняли, что уже устали от города, где только бетон и стекло, и решили восстановить эти сарайчики и склады по КГИОПовским чертежам. Мы заменим асфальт булыжником. Здесь будут  бородатые дворники в фартуках и с бляхами, булочные старого образца, может, даже богатыри будут бороться – это все мы еще придумаем. Все будет похоже на театральные декорации. Мы хотим, чтобы посетителям это напоминало старый Петербург, каким он был 100 – 130 лет назад».

Выставки, по мнению Вайсберга, тут вряд ли приживутся – ведь рядом музей «Эрарта». «Вместо этого мы можем поселить тут какой-нибудь молодой театр – ведь в Петербурге  много театров, у которых нет помещения. И что-то еще в таком духе».

Многие помещения, по замыслу Вайсберга, будут нести коммерческую нагрузку: тут откроются рестораны, кафе, бутики, мастерские, художественные лавки и так далее. «Говорят, в подобных условиях люди охотнее расстаются с деньгами, покупают что-то. Может быть, имеет смысл даже автомобильный бутик открыть». Сейчас на территории завода есть помещения, которые уже сдаются в аренду – например, выставочный зал модельера меховой одежды Гуляева и фотомастерская.

По оценке Леонида Вайсберга, на реставрацию зданий потребуется около 5 – 6 лет и около 300 млн рублей. Все финансирование Вайсберг обеспечит самостоятельно: «Думаю, за несколько лет мы сможем аккумулировать такую сумму».

Связаться с гендиректором «Ленполиграфмаша» Кириллом Соловейчиком нам не удалось, но, судя по всему, концепция для креативного пространства на его заводе пока не разработана. Особенность Ленполиграфмаша» в том, что часть площадей там все еще используется для производства.  А часть уже сдается в аренду – здесь недавно появились клуб «А2», клуб Case Club, бар Social, центр дизайна и урбанистики Make It. В будущем  под аренду будет выделено еще 20 тыс. кв. метров. В целях привлечения арендаторов директор завода собирается предоставлять существенные льготы по начальной аренде.

Неокупаемый креатив

По словам пресс-секретаря лофт-проекта «Этажи» Валентины Васильевой, чтобы привлекать людей в подобные центры, недостаточно просто открыть множество помещений: «Нужно, чтобы что-то происходило там постоянно и привлекало разных людей. Если это выставки – то разные: для детей, для пенсионеров, для молодежи и для всех. Если же человек обнаружит мертвое помещение, он больше не придет».

Но при всех стараниях сделать такой проект прибыльным, по мнению Васильевой, невозможно: «Даже крупные музеи не могут себя содержать, у них прибыль только от продажи билетов, остальное – поддержка спонсоров и государства. И мы, например, тоже одними выставками не окупаемся, у нас есть кофейня, хостел, бар. Как говорит наш директор, от количества сосисок, съеденных в нашей «Зеленой комнате», зависит, насколько хорошую выставку мы сможем привезти. Иногда появляются спонсоры, которые нам помогают. В Москве, наверно, иная ситуация – но это и город совершенно другой: там публика более интересующаяся искусством и финансовые потоки более мощные».

Развитие креативных пространств – идея, заимствованная как раз у Москвы. Хотя первый подобный проект в Москве появился тогда же, когда в Петербурге открылся лофт-проект «Этажи», сейчас их число резко возросло.

По мнению Леонида Вайсберга, Петербургу так много культурных центров не нужно: «Петербург и Москва по численности населения соотносятся в пропорции 1 к 2,5. Значит, в Петербурге людей, которые будут ходить в подобные места, в 2,5 раза меньше. С другой стороны, если в городе есть современное искусство, оно должно быть представлено. Не обязательно, чтобы эти проекты были на слуху, в центре тусовки. Все равно найдутся люди, которым это интересно».

Игорь Водопьянов, владелец УК «Теорема»:

- Не будет всех этих обещанных креативных площадок, потому что в этом нет никакой экономики! О том, что в «Полиграфмаше» что-то произойдет, я слышу лет 15. Но такие проекты по определению не могут они быть экономически эффективными. Сходите в те же самые «Этажи» и зайдите в туалеты. По этим туалетам понятно, что проект не окупается, нет у него денег.

Такие проекты никогда не будут окупаться, потому что никто не придет туда с деньгами и их там не оставит. В Петербурге нет людей, среди которых востребовано данное предложение.

Есть ли деньги, на которые можно создать такой проект? Денег много. И если какой-нибудь сумасшедший будет их в это вкладывать, то мы получим проект, который не окупится.                  

Анастасия ДМИТРИЕВА, фото starsfive.ru





‡агрузка...