16+

Новости партнёров

Lentainform

Петербуржец рассказал о том, как он пожал руку Папе Римскому в Ватикане

12/02/2013

Петербуржец рассказал о том, как он пожал руку Папе Римскому в Ватикане

В конце года в Ватикане прошел Синод епископов Католической церкви, который собрал около четырехсот участников со всех стран мира. Среди них были двое католиков из России. Один из них – Михаил Фатеев (на фото слева), житель Петербурга*.


         Как проходят католические конгрессы и обсуждаются ли там отношения с РПЦ и Россией, он рассказал Online812.

- Как вы оказались участником Синода?
- Всего из России было двое участников. Это был Синод епископов, и как полноправный и полноценный участник  Российскую Федерацию  представлял епископ Иосиф Верт, глава Преображенской епархии в Новосибирске. Помимо епископов на Синод были приглашены люди, так называемые эксперты и аудиторы, которые должны были помогать в работе своим опытом и знанием. Одним из аудиторов был я. Кстати, мирян на Синоде было мало.

- А сколько всего было участников Синода?
- Всего было триста семьдесят человек. Отцов Синода 262, обладающих правом голоса. Из них около десяти были не епископами, а главами монашеских орденов и конгрегаций. Это то, что касается клира. Миряне – это аудиторы и эксперты. Эксперты – это группа,  которая только лишь слушала и помогала в составлении документов, но права  высказывать свое мнение на общих собраниях не имела. И наоборот, аудиторы – это те, кто имел право высказываться на общих заседаниях, голосовать в работах малых групп, но в работах над документами уже не принимала участие.

- Часто такой Синод собирается?
- Раз в три-четыре года – это обычные сессии. Были Синоды, посвященные Слову Божию, служению епископов, роли мирян  и другие. Но бывают и чрезвычайные сессии, по тому или иному острому поводу. К примеру, таким поводом ранее была  ситуация на Ближнем Востоке или Церкви в Африке.

- Какая тема была на этом Синоде?
- Темой этого Синода стала новая евангелизация. Словосочетание понятное больше католикам. Евангелизация – это провозглашение Евангелия. А новая евангелизация – это провозглашение Евангелия в современном мире. И не только в тех странах, где до сих пор находятся языческие племена, но и в тех,  которые формально считаются христианскими, хотя по сути уже утратили свою христианскую идентичность.

- Назывались  страны, которые приоритетны в деятельности Католической церкви?
- Для меня Синод разбил многие стереотипы. Один из них – деление мира на проблемные регионы  в христианском плане. Скажем, современная Европа, которая абсолютно дехристианизирована и исламизирована. Уже пишут книжки «Мечеть Парижской Богоматери» и ставят на христианской Европе крест. Или говорят о растущей и процветающей Церкви в Африке, Азии и Южной Америке. Разумеется, явление кризиса в Европе существует. Это реальность. С другой стороны, не все так благополучно, как кажется, и в странах третьего мира. Вместе с тем меня на Синоде поразили два свидетельства из Европы.

Епископ, представляющий Скандинавские страны рассказал, что Церковь в его регионе переживает сейчас весну. Благодаря тому, что в пустующие храмы Скандинавских стран, где и католичество-то было не развито, пришло большое количество эмигрантов. Поляки, азиаты, африканцы – начали создавать хорошие крепкие общины. И в эти общины потянулось местное население. В итоге Церковь растет уже не столько за счет эмигрантов, сколько за счет тех, кто в нее возвращается либо принимает крещение.

И вторая история из Венгрии. Рассказал ее дьякон, который ранее был преуспевающим журналистом на государственной радиостанции. Начитавшись Достоевского и Чехова, он начал задумываться о смысле жизни, в конце концов  все бросил и начал проповедовать Слово Божие по окраинным церквам венгерской столицы. В итоге за десять лет вокруг него собралась крупная община, названная «Новый Иерусалим». Эта община устраивает христианские рок-концерты, издает огромное количество современной христианской литературы. Такой вот, пожалуйста, расцвет Церкви в Европе.

- Сколько сейчас католиков в России?
- Все цифры приблизительны. Я думаю, что не больше одного процента жителей России являются католиками. Реально ходящих в церковь, конечно же, меньше. В основном католики представлены в Москве, Петербурге и в Сибири, где проживают потомки сосланных в годы советских репрессий литовцев, поляков, немцев.

- На сегодняшний день существуют только две крупные христианские церкви – Всемирная католическая  и Православная, последователи которой в основном живут в России. Обсуждался ли на Синоде вопрос возможного объединения этих двух направлений в христианстве?
- Попробую кратко. После раскола церквей в Православной церкви равный статус у всех патриархов, но первым среди равных является Константинопольский патриарх. Разумеется, сейчас это не самая многочисленная Церковь. Самой многочисленной среди православных церквей является РПЦ, но если говорить о статусе Московского патриарха, то он далеко не самый главный. Константинопольский патриарх Варфоломей присутствовал на Синоде и выступал. Во время обеда за одним столом, рядом с Папой по правую руку сидел Константинопольский патриарх, а по левую глава Англиканской церкви архиепископ Роуэн Уильямс.

- Кто представлял РПЦ?
- Буквально на денек заезжал митрополит Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, но на всех заседаниях Синода присутствовал как официальный представитель РПЦ МП, настоятель прихода Святой Екатерины в Риме, отец Антоний. У всех наблюдателей от других христианских общин было право на выступление во время Синода, и они им пользовались.

Возвращаясь к вопросу о диалоге и объединению, то вопрос о диалоге поднимался. О диалоге и сотрудничестве говорил я, говорил митрополит Иларион. Но разговора об объединении не шло.  Потому что до объединения, мягко говоря, очень и очень далеко. Конечно, пути Господни неисповедимы, но если все будет идти теми темпами, которыми идет сейчас, то все это затянется до второго пришествия.

- А как вообще жилось в Ватикане? Где вы жили, что были за условия?
- Условия были хорошие. Монахи предпочитали жить в своих монашеских общинах, расположенных в Риме. Иезуиты жили у иезуитов, францисканцы у францисканцев. Ряд стран имеет свои колледжи в Риме, и епископы из этих регионов предпочитали жить в этих колледжах. Кроме того, было три основных дома, в которых жили участники. Дом, в котором жил я, находился на холме Яникул,  и только этот холм отделял меня от Ватикана. Но этот дом был расположен на территории, принадлежащей Ватикану, а не Италии. Таким образом, я  каждый день по нескольку раз пересекал границы государств.

- Строгая система пропуска на мероприятия Синода?
- На площадь Святого Петра можно войти беспрепятственно, а вот на территорию, где проходил Синод, просто так войти было невозможно. Нужно было иметь пропуск. На территории Ватикана нас проверяли швейцарские гвардейцы и отдавали честь, увидев наши бейджики с фотографиями, а при входе в зал Святого Павла VI, где проходили заседания, стояли уже сотрудники ватиканской жандармерии, и мы проходили через металлоискатель, показывали сумки, если нас об этом просили.

- На чем ездят католические иерархи?
- Никто на «мерседесах» на заседание не приезжал. На Синод участники в основном приезжали на общем автобусе либо шли пешком через площадь Апостола Петра. Никто не шел с охранниками, все были очень доступны. Да и Папа, несмотря на наличие охраны рядом с ним, был в зоне доступа. С Папой я пообщался во время перерыва в Синоде, подошел к нему, пожал руку, и мы поговорили немного.

- Папе можно пожать  руку или необходимо целование руки, как это мы иногда видит в хронике по ТВ?
- Я человек простой и пожал Папе руку, хотя некоторые епископы целовали.  У Папы на пальце перстень – символ Папской власти, и целуют обычно его. Но большинство епископов просто пожимали Папе руку.

- А чем вас кормили-поили на обеде?
- Все было достаточно просто. Типичная итальянская кухня, может, некую немецкую нотку внес штрудель по-тирольски. Были ризотто, паста, какие-то закуски, я уже точно не помню. Я полюбопытствовал, посмотрел, что было за столом у Папы – то же самое. По части вина я не большой знаток. Было и белое и красное. Знатоки сказали, что вино хорошее.

- Вернемся к тому, что говорилось о России  на Синоде?
- В жизни миллиардной Католической церкви Россия играет роль, мягко говоря, не самую значительную роль. Что касается российских католиков, то это большая честь, что на Синоде был не только российский епископ, но и мирянин. Из стран бывшего Советского Союза никого, кроме меня, из мирян не было.

И вот еще что. Нам, живущим в России, кажется, что все уже давно знают, что коммунизм давно побежден, что Петербург – великий город и, вообще, весь мир вращается вокруг нас. Я был удивлен, когда. работая в малой группе, епископ из Африки, давая мне слово, сказал, что сейчас выступит представитель  Советского Союза. Пришлось объяснять, что этой страны уже давно нет, а есть множество других. Надо понимать, что для некоторых проблемы России так же далеки, как и для России проблемы Уганды, Чада или Малайзии. Впрочем, митрополит Иларион в своем выступлении говорил о вопросах сотрудничества православных и католиков в современном мире и это вызвало интерес в зале.

- Какой рабочий язык был на Синоде?
- Несколько. Официальным языком был латинский, и поэтому все официальные документы Синода не только записывались, но и зачитывались на латинском языке. Помимо латинского рабочими языками были итальянский, английский, испанский немецкий, французский. Что касается латинского языка, то, уезжая в Рим, я думал, что если и будут выступления на латыни, то в лучшем случае это будет один доклад. Не тут-то было. На Синоде молились на латыни, читались доклады на латыни, некоторые из них были заранее переведены, а некоторые переводились прямо вживую, с листа.

- Значит, латынь не такой уж и мертвый язык?
- Латынь вполне себе живой язык в католической среде, и его зря похоронили. Он еще себя покажет. И на Синоде это было видно, что латынь -  общий язык, который все  понимают в большей или меньшей степени.                    

Владимир ЕГОРОВ

* Михаил Фатеев - редактор сайта церкви Святой Екатерины на Невском проспекте, снимает документальные фильмы. Так же он корреспондент «Ватиканского радио» в Петербурге. Впрочем, основное его место работы с церковью не связано.





‡агрузка...