16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

—ергей ћаковецкий - о том, должны ли русские себ€ стесн€тьс€

07/06/2013

¬ российский прокат вышла Ђƒевушка и смертьї, второй опыт нидерландского режиссера …оса —теллинга погружени€ в русское с об€зательной меланхолией, размышлени€ми о бренности быти€ и мечтой о спасении вечной души. «а Ђрусскостьї, как и в Ђƒушкеї (фильм —теллинга 2007 года), отвечает —ергей ћј ќ¬≈÷ »…. јктер, решительно отказывающийс€ от меланхолии.


              - —ергей ¬асильевич,  …ос —теллинг называет вас своим хорошим другом, говорит, что вы легко и быстро понимаете друг друга, даже не говор€ на одном €зыке. » после работы над «ƒушкой» ему захотелось повторить этот опыт. ј чем вас заинтересовал  —теллинг?
- ј как может не заинтересовать выдающийс€, потр€сающий режиссер? я же смотрел его картины. ¬о-первых, он неверо€тно образованный и интеллигентный человек. ¬о-вторых, у него поразительный юмор. — ним находитьс€ р€дом – одно удовольствие. », наконец, он очень любит „ехова.

- Ќазвание фильма отсылает к ћаксиму √орькому, который написал одноименную поэму-сказку про то, что любовь и смерть, как сестры ход€т неразлучно. ¬аш герой возвращаетс€ туда, где встретил свою любовь полвека назад. Ќо поздно – остаетс€ только переживать прошлое в своих воспоминани€х. Ёто что значит – раньше надо было думать?
- я по поводу «поздно» ничего вам сказать не могу. √лавное, что есть люди, к которым ни «рано», ни «поздно» это чувство не приходит. ¬ообще. „еловек проживает жизнь без любви, при этом может иметь семью, и порой замечательную семью. Ќо это очень серьезна€ тема, и думаю, что не стоит в нее вдаватьс€. ’от€ бы дл€ того, чтобы никого неча€нно не обидеть, не оскорбить отсутствием в его жизни любви.

ƒл€ чего мы приходим в этот мир? ƒл€ счасть€ или дл€ того, чтобы преодолевать, преодолевать… «наете, однажды замечательна€ женщина, Ћилиана «иновьевна Ћунгина (филолог, переводчик, автор книги «ѕодстрочник». - –ед.), рассказыва€ о себе, заметила: «я пон€ла, что у мен€ есть душа в тот момент, когда € расставалась со своей первой любовью».  огда она уезжала от своего возлюбленного, зна€, что навсегда, ей стало так больно, что она пон€ла: «душа у мен€ есть». 

- “о есть нельз€ просто получать удовольствие от жизни, надо об€зательно страдать? Ёто так по-русски.
- “ак уж мы устроены, хлебом не корми, дай пострадать.

- ќсенью театр ¬ахтангова играл чеховского «ƒ€дю ¬аню» в Ћондоне. » англичане русскую душу пон€ли?
- ƒа, «√ардиан» (вли€тельна€ газета ¬еликобритании. – –ед.) дала нашему спектаклю «п€ть звезд». » нам сказали, что такого еще не бывало, чтобы зарубежный театр получил столь высокую оценку. Ёто был большой, насто€щий успех.

- ¬от —теллинг говорит, что в –оссии меланхоли€ стала формой искусства… Ќо все же никогда не могла пон€ть, почему на «ападе так люб€т „ехова, с этим его «то ли чаю выпить, то ли повеситьс€?». 
- Ёто ≈лена јндреевна в «ƒ€де ¬ане» говорит: «—егодн€ хороша€ погода». ј д€д€ ¬ан€ ей отвечает: «¬ такую погоду хорошо повеситьс€…»

- јбсурд же. »  этот наш крик «€ не жил…» они, наверное, не понимают.
- ќни пон€ть не могут, это правда. ” них возникает вопрос: « ак же не жил, ведь он же родилс€?» —транно как-то. ј нам все пон€тно – «сложись иначе, из мен€ мог бы получитьс€ Ўопенгауэр, Ќицше…».  ≈сть много примеров такого непонимани€. ¬от это наше - «вечереет». »ностранцы пытаютс€ перевести как «что-то перед ночью».

-  ор€во.
- ¬ том-то и дело. ћы говорим: «¬ечереет», и у нас сразу - настроение, воспоминани€, запахи.

- ј вы любите вспоминать? »ли считаете, что не надо оборачиватьс€? 
 - ≈сли воспоминание приходит, € не буду гнать его палкой. ќсобенно воспоминани€, св€занные с запахом. Ќапример, как только € слышу запах жженого керосина, сразу вспоминаю деревню, избу. ћое детство, когда у нас еще не было газа и готовили на керосинках…

ј специально оборачиватьс€ назад… ѕожалуй, и не надо, а уж тем более пытатьс€ что-то переделать. √лупее не придумаешь. я иногда занималс€ такими глупост€ми, воображал, «а что было бы, если бы». „то было бы, если бы € не пошел поступать в театральный институт, что было бы, останьс€ € в  иеве, что было бы, не встреть € в ќдессе свою любимую женщину. Ќо потом пон€л, что откровенно на эти вопросы € ответить не могу, что эти фантазии ни к чему не привод€т, только силы забирают.  

- “о есть не надо жить прошлым.
- я же не говорю, что это плохо -  на здоровье, пусть. я на эту тему разговаривал с одним умным человеком. ќн спросил мен€: «—ережа, как вы фантазируете?»  » € ему рассказал, что вижу во всех подробност€х, как €, например, блест€ще говорю по-китайски.

- » что ваш собеседник ответил?
- ќн сказал, что в таком случае € никогда его не выучу. ѕочему? ѕотому что организм уже получил удовольствие, не прилага€ к этому никакого усили€. ¬ы погружаетесь в свои фантазии, потом, очнувшись, видите себ€ дома, а вовсе не в  итае. Ќе в √олливуде, и в руках сжимаете не «ќскар», а чашку кофе. ¬ы говорите себе: « ак же там было хорошо», и снова пытаетесь загнать себ€ в эту фантазию.

- Ёто оп€ть-таки по-нашему. ћечтать нам милее, чем что-то сделать.
- ƒа, мы посидим-помечтаем, в своих мечтах получим то, что не имеем, и спать л€жем. ј завтра все сначала. » то, что мы не прикладываем усили€, – плохо, но еще хуже то, что мы стали такими равнодушными… Ќо сейчас растет другое поколение, надеюсь, оно – другое. ќбразованнее, свободнее, талантливее.

-   шиштоф «анусси рассказывал мне об одном своем мастер-классе, на котором он попросил студентов рассказать о своих важных решени€х, трудных моментах жизни. ќдин студент подн€л руку: «√осподин профессор, € только одно трудное решение прин€л – покупать телефон фирмы Nokia или Motorola?»
- ј знаете, € не очень люблю сложности в жизни. » не люблю эту коммунистическую фразу «художник должен быть голодным».  атегорически так не считаю. —пилберг не голодает. » ƒжек Ќиколсон. » ћерил —трип. » это не мешает им быть замечательными художниками.

- ј как же не «зарасти жиром»?
- Ёто другой вопрос.  ƒл€ этого необходима посто€нна€ работа, чтобы сохранить душу. ¬ы ведь наверн€ка в храм ходите?

- –едко.
-  Ќо, может быть, наши читатели делают это чаще. » наверн€ка приобщаютс€ к таинству. » это самое сложное – сохранить благодать в своей душе как можно дольше, не растер€ть ее в суете повседневности. Ќо чем больше ты душу свою сохран€ешь, тем легче тебе живетс€.

- ќбычно в церковь идут, когда плохо, когда нужна поддержка, когда ищут защиты.
- ј насто€тель православного храма в Ёстонии сказал мне, что хотелось, чтобы мы приходили и в радости, и в счастье. „тобы мы приходили и благодарили за это чувство. » € прихожу - и когда мне нужна поддержка, и когда € счастлив. ’от€, конечно, ловлю себ€ на том, что бываю не так часто, как хотелось бы.

- ¬ы можете разговаривать с Ѕогом громко?
- Ќа эти вопросы € громко не отвечаю…

- ј вот католики как будто не  стесн€ютс€ громко говорить о своей вере.
- ¬ этом и есть наша особенность – мы скромные. ¬ы знаете, что дисциплинированнее русских туристов нет никого?

- ƒа ладно!
- я только что был в »зраиле и наблюдал там за французами - на пл€же от них утром ор стоит. “ак что не нужно посто€нно посыпать голову пеплом, мы не самые плохие.

- ј кого ни спросишь, все стыд€тс€ своих за границей.
- ¬от-вот – пока мы будем себ€ стыдитьс€, так и будем жить. ћы стесн€емс€ не там, где нужно. “ам, где нужно про€вить волю, характер, мы почему-то стесн€емс€ это сделать. ¬се-таки не преодолеть нам свой генетический страх. » ведь не только перед властью.  огда фанаты в ћоскве жгли машины, хоть бы одна дорога€ машина пострадала? Ќет. ј все потому, что генетический страх: «хоз€йское».

- Ќи разу не слышала, чтобы вы жаловались, хот€ говорите, что в –оссии страдание – национальна€ черта.
-  я не люблю себ€ в хандре, чувствую, что становлюсь скучным и неинтересным самому себе. ј потом, € глубоко убежден, что актер никогда не должен рассказывать публике о своих проблемах. ƒа, у него такие же проблемы, как у всех. Ќо все равно, жизнь у него друга€, как бы он ни жаловалс€. “ак что – не надо. Ќе имеет права. „то бы у него ни случилось, что бы ни было на душе – надо лицо держать. ¬едь зритель платит деньги, чтобы посмотреть на него успешного, а не на него несчастного. ѕоэтому € актрисам молодым советую: «»дешь на премьеру - одолжи платье, одолжи бриллианты. Ёто лучше, нежели жалостливый взгл€д: «јх, € серенька€ мышка». “ы же актриса, ты должна быть шикарной».

я не признаю эту актерскую «кепочку»: «„тобы мен€ не узнали». я в таких случа€х говорю: «ѕомен€й профессию».  огда мен€ спрашивают: «ј вы не устаете от зрительского внимани€?», € искренне удивл€юсь: « ак можно от этого устать?»  о мне подход€т люди, благодар€т: «—пасибо за фильм «∆изнь и судьба». ћы так плакали!» »ли: « огда погиб ваш ‘имочка («Ћиквидаци€». - –ед.), у нас дома была трагеди€!», «ј ваш „ерненко из «72 метров» добежал, как вы думаете?».  ак же можно от этого устать?                  

≈катерина ё–№≈¬ј




ћедицинские центры и клиники, где можно сделать ћ–“ в  иеве.