16+

Новости партнёров

Lentainform

Скульптуру год переставляли с места на место, пока не превратили в рекламную конструкцию

14/11/2013

Скульптуру год переставляли с места на место, пока не превратили в рекламную конструкцию

У скульптора Павла Тихомирова пропал арт-объект – черный куб из полированного гранита. Он стоял на Песочной набережной. А потом исчез. Скульптор заволновался. И обнаружил свой куб в другом месте – с приделанным к нему логотипом неизвестной фирмы.


          Работа Тихомирова называется «Русский авангард», она была создана в 2012 году в рамках организованного Комитетом по градостроительству и архитектуре Смольного симпозиума по городской скульптуре. По версии Павла Тихомирова, в черный куб превратился «Черный квадрат» К. Малевича. Замысел у автора был такой – установить объект на ул. Декабристов у д. 39 –  на площади перед Концертным залом Мариинского театра.

Дело в том, что «Черный квадрат» первоначально появился как декорация футуристической оперы Михаила Матюшина и Алексея  Крученых «Победа над солнцем». Местом, где постановка оперы была осуществлена в 1913 году, стал «Луна-парк» на Офицерской ул. Впоследствии здания «Луна-парка» были снесены, и на этом месте появился стадион института им. Лесгафта. Потом часть стадиона отхватил Валерий Гергиев, был сделан каменный амфитеатр по проекту Вадима Спиридонова, и в центре этого амфитеатра Тихомиров и предложил поставить скульптуру. Здесь она смотрелась бы логично как памятник знаменитому супрематистскому арт-объекту. Скульптор переговорил с архитектором Спиридоновым, тот не возражал, комиссия по приемке работы одобрила это место установки.

Далее начались мытарства. Вот что рассказал скульптор: «Я представил материал в КГА в мае 2012 года, но только в сентябре, после приемки работы, мой проект был направлен В. Гергиеву, который, как мне известно, в результате так и не дал официального ответа. После долгой волокиты, а сроки установки уже поджимали, Канунникова (начальник управления ландшафтной архитектуры КГА, распоряжавшаяся установкой работ, сделанных во время симпозиума. – М. З.) стала предлагать мне разные места установки, не связанные с проектом по смыслу, но схожие стилистически. Была попытка установки во дворе дома 152 по Московскому пр.  Привезли работу, водрузили на место, но тут появилась какая-то женщина из этого дома и стала выступать против установки, обратилась в администрацию, которая находится напротив. Представитель администрации подошел к месту установки, начал звонить, выяснять. Оказалось, что ни с кем не было согласовано. В принципе, можно было установить работу по этому адресу и даже сделать торжественное открытие, но установить на месте неработающего фонтана, который необходимо было разобрать перед этим. На демонтаж фонтана в бюджете денег не оказалось, поэтому скульптуру поставили обратно на машину и увезли на завод. Было предложено место около администрации Кировского района (здание в стиле конструктивизма), но оно также осталось без внимания».

В итоге после долгих согласований работу поставили у дома 40 по Песочной набережной. Естественно, ни смысловой, ни историко-культурной связи с этим местом у объекта нет.
И так она стояла, но вдруг скульпторы обнаружили, что пропала. Тихомиров начал поиск, позвонил в ТСЖ «Омега» (в доме 40 по Песочной наб.), в администрацию Петроградского района, в КГА – никто ничего не знал. Наконец, скульптор обратился к вышеупомянутой Канунниковой. И она сказала, что ТСЖ «Омега» выступило против полированного куба возле дома – жильцы якобы написали жалобу. И в результате работу, не согласовав с автором, переместили к «Монблану» (Б. Сампсониевский пр., 4 – 6). Поскольку получилось так, что только Канунникова знала новое место установки, можно предположить, что она имела отношение к этой акции переноса «Авангарда». Была ли жалоба жильцов или нет – документально Тихомирову не подтвердили.

А в результате «Русский авангард» не просто установили на новом месте без ведома автора, переместили, словно это скамейка или урна, что само по себе  случай скандальный. Еще и налепили на полированную грань логотип фирмы «Космосервис». Получилось, что работу Тихомирова, сделанную по заказу КГА в ходе городского скульптурного симпозиума и являющуюся государственной собственностью, то ли передали, то ли подарили частной фирме. А это уже откровенное хамство: художественный объект, сделанный в честь Казимира Малевича, превратить в носитель рекламной информации. «Космосервис» вряд ли осуществил бы такую акцию самостоятельно, без чьей-то санкции. Здесь видно самоуправство чиновников. Смысла художественных объектов они не понимают, только утилитарную пользу, потому что «сапоги выше Шекспира». Так что теперь вместо памятника «Русскому авангарду» получился памятник русскому хамству, в каковом качестве новый объект и войдет в историю Петербурга. Рядом с другим памятником русскому хамству, архитектурным, – «Монбланом» – он смотрится вполне закономерно. Только Павел Тихомиров тут ни при чем.

Похожий случай, кстати, связан с памятником Александру Невскому перед Александро-Невской лаврой. На поднятом копыте коня отлит логотип БСК – «Балтийской строительной компании», которую Александр Невский рекламирует. Правда, народ эти буквы расшифровывает по другому – как бред сивой кобылы.         
 

Михаил Золотоносов





‡агрузка...