16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

 ак в ѕетербурге по€вилс€ ироничный пам€тник великому “резини

13/02/2014

ѕам€тник ƒоменико “резини на ”ниверситетской набережной уже установили, но еще не открыли Ц торжественно открывать собираютс€ только 19 феврал€. — автором “резини Ц 40-летним скульптором ѕавлом »гнатьевым Ц € давно хотел поговорить, но все не мог найти полновесного повода (он посто€нно занимаетс€ реставрационной работой, например, недавно участвовал в реставрации скульптурного оборудовани€ јдмиралтейства Ц реставрировал четырехметровые фигуры четырех воинов на фронтонах).


              » вот, наконец, установили пам€тник “резини, над которым »гнатьев работал с 1995 года. Ёто событие в скульптурной жизни ѕетербурга. Ќемногие дожили до такого результата.

—татуи по улице не ход€т

– ѕам€тник “резини где отливали?
– ¬ ћоскве.

– ѕочему?
– ‘онд ∆орно долго выбирал. —ошлось удачно и по стоимости, и по качеству. ѕредпри€тие называетс€ «Ћитјрт». ћне понравилось. “ам огромное предпри€тие, где на твоих глазах все быстро происходит. “ам есть жилые комнаты дл€ скульпторов. я туда выезжал и жил там неделю. ¬осковку* € проработал сверху донизу в размере натуральном. ¬ставал в 9 утра, там цех огромный, с ними вместе работаю, пока у них рабочий день, а с шести до двух ночи, когда пустой цех и никто не гремит, € спокойно – дальше. Ќекоторые, конечно, смотрели на мен€, как на сумасшедшего… Ќо если дают возможность спокойно доработать, не заставл€ют ставить в печку, выставл€ют на удобной высоте, спрашивают, какие нужны инструменты, может, вам, ѕавел, перелить этот кусок…   ак не использовать это? я прорабатывал воск. » саму бронзу прорабатывал.

– “резини в разобранном виде привезли в ѕетербург?
– Ќет, собрали его там. я специально ездил провер€ть, как собираетс€, выставл€етс€... ѕотом в фуре привезли.

– Ќа постаменте что-то навесили?
– —зади рельефчик, как “резини с родины уезжает. Ёто его деревн€, он на ослике едет… ¬ книгах по оптике € прочитал, что жители равнин и гор по-разному определ€ют рассто€ни€. –аз он был из горной местности, то, веро€тно, отсюда ощущение пространства, градостроительное ощущение пространства от  ронштадта до Ўлиссельбурга. Ќи одного не было тогда города, который бы строилс€ в таком размахе. Ѕыла ѕальманова, идеальный город, но там 700 на 700 метров. ” “резини было ощущение человека, который вырос в горных пейзажах, у него это сохранилось. ƒальнозоркость, котора€ вошла через профессионализм.

– ƒействительно, странно: человек приехал из какой-то деревеньки и создает концепцию града —в€того ѕетра.
– ” него к тому же хорошее было здоровье, потому что Ўлютер и Ћеблон умерли быстро, Ћеблон через три года после приезда, Ўлютер через год. ¬месте с ѕетром работать, € думаю, это такой кошмар. ј “резини работал тут 31 год! ѕ€ть детей имел. ѕоследний документ его – о строительстве двух туалетов јкадемии наук. Ёто его последн€€ стройка.

– ѕоговорим о художественном своеобразии пам€тника “резини. ѕочему он такой.
–  огда € лепил, € не собиралс€ делать имитацию барочной скульптуры. Ѕыть –астрелли. ќдин из краеугольных принципов ансамблей барочной музыки – они не играют в париках. » € тоже собиралс€ не делать барочную скульптуру, а сделать скульптуру про барокко. я вообще думаю, что скульптура должна быть про скульптуру. ќна сама должна рассказывать, и из этого выходит смысл. ќна сама текст. ѕластический. “резини – это рассказ про барокко. Ѕыло несколько вдохновл€ющих мен€ моментов. ¬ самом начале мен€ поразил тын€новский рассказ «¬оскова€ персона». “о, как сделан «петровский €зык», смесь русского и иностранного. Ёто был толчок. ѕотом фильмы √ринуэ€. ѕотом книжка ƒелеза «—кладка. Ћейбниц и барокко». ¬ажно состо€ние, которое возникает в момент чтени€.  акими-то образами эта книжка на мен€ подействовала. ѕотом вли€ние Ћетнего сада. я там п€ть лет проработал. » в пам€тнике “резини мне хотелось не имитировать живого человека, а делать статую.

– я это воспринимаю как про€вление вашей линии на уход от мул€жеподобных фигур, которые было прин€то ставить в период социализма, использовавшего традицию 19 века. “очнее, самый-самый традиционализм. –имский- орсаков, ƒобролюбов, ѕопов,  аподистри€, Ѕрусилов, —обчак… Ёто же не искусство, а мул€жи. — примитивной семантикой позы и жеста. Ѕрусилов яна Ќеймана, скажем, это уже вообще натурализм с картой, на которой видна стрелка Ѕрусиловского прорыва. “ак даже в сталинское врем€ не лепили.
– Ѕарокко дает повод дл€ ухода.

– ј вам и не нужен повод. ” вас уже были мемориальна€ доска Ўварцу, «≈динорог» (во втором дворе филфака —ѕб√”), «ѕам€тник менеджеру»…
– Ёти все работы – вместе с ƒенисом ѕрасоловым.

– ћне кажетс€, что на основе усвоени€ матвеевских идей** вы в рамках фигуративизма движетесь к большей условности, отчасти к декоративизму...
– ” ћатвеева был такой принцип, он говорил, что статуи по улице не ход€т.

– ќт традиционных пам€тников, которыми заставлен город, вы уходите. ¬ известном смысле, пам€тник “резини – это некий легкий шарж, пароди€ на тот пам€тник, который мог бы быть, если бы его делали „аркин, √оревой, Ќейман…
– я такой попробовал слепить (показывает).

– Ќо даже и здесь уже есть эта откинута€ голова актера, который играет “резини. » изображает гордость. ¬ окончательном варианте он эту гордость изображает, сме€сь, он нам еще и подмигивает: €, дескать, понимаю, что вам оставил, реб€та.
–  онечно, таким, как на пам€тнике, “резини не был.

– ј он никому не нужен таким, каким он был. “резини оставил два абсолютных бренда ѕетербурга.  олокольню ѕетропавловского собора и здание ƒвенадцати коллегий. » поза с откинутой головой говорит: вот вам! ничего себе получилось! ≈сли сравнивать с первым эскизом, ирони€ €вно усиливалась.
–  огда был первый эскиз, € думал поставить пам€тник на “роицком поле. » почему откинута€ голова: он стоит и смотрит на верхушку колокольни ѕетропавловского собора. Ќа эти 122 метра смотрит.

– јга!
– ¬ барочное врем€ вообще главное – ритуал, поза.

– » у вас поза остроумно найдена. ¬ этом вс€ прелесть “резини – в уходе от традиционализма, который делают просто руками, без фантазии, без головы, без художественной выразительности. ј вас щипали на √радсовете?
– “о, что везде написано про √радсовет, абсолютно противоположно тому, что было на самом деле. ѕришли сюда коллеги, все относились хорошо к проекту, к тому же все его знали давно-давно, и все замечани€ были по делу.

– ќни не стимулировали движение в сторону натурализма?
– Ќет, наоборот. ≈сть пон€тие: стату€ должна сто€ть. » простой вопрос: где у статуи пуп? ” мен€ была шуба, но не было внутри туловища. Ћибо ты с этим играешь и делаешь шубу, вис€щую в пространстве, без туловища, либо ты все-таки под шубой делаешь тело. »ли вот в св€зи с шубой шла речь о светотеневой поверхности. Ќе в том дело, лохмата€ она или не лохмата€. ≈сли очень глубокие тени и их много, они перестают действовать. »ли если она ритмически не разложена. “огда это светотенева€ каша, она уже не действует и объем разрушает. –ечь шла о таких чисто профессиональных вещах. —амое сложное в скульптуре – с маленького перенести в большое, не утратив свежесть идеи. ¬ большом размере часто все углы раст€гиваютс€, все становитс€ спокойней…

– “резини получилс€ условным с разумной долей пафоса. Ќапример, эти условные тонкие ножки. „то-то в нем есть от гофмановского персонажа.
– ј € знаю историю, как ћатвеев все врем€ просил јникушина опустить эту руку ѕушкина. Ќа которой все держитс€.

– Ёта рука отражает пафос восьмиколонного портика главного фасада –усского музе€. Ёто не ѕушкин – реальный человек, это ѕушкин – элемент классического портика –осси.   тому же это ѕушкин с картины –епина «ѕушкин на лицейском акте» (1911).
– Ќо ведь этот жест прекрасен.

– ѕрекрасен. 
– ћатвеев ведь тоже ѕушкина любил, но дл€ него было бы невозможно руку фигуры подн€ть.

– я всегда на вас смотрел как на человека, который в рамках фигуративизма пытаетс€ отойти от традиционализма и двинутьс€ на поиск ресурсов условности. “о, что считаетс€ неправильным.
– ћне нрав€тс€ маргинальные возможности. ћой “резини – не персонаж с пьедестала пам€тника ≈катерине II ћикешина.  

—кульптурна€ родословна€

– Ёта мастерска€ в ƒоме художника на ѕесочной набережной вам осталась в наследство?
– ƒа, мастерска€ дедушки, а до этого мастерска€ јникушина. «десь, помимо моих, сведены работы из двух скульптурных мастерских – и бабушки, и дедушки.

– ¬аша скульптурна€ родословна€ пон€тна: и дедушка јлександр ћихайлович »гнатьев, и бабушка Ћюбовь ћихайловна ’олина – скульпторы, ученики јлександра “ерентьевича ћатвеева.
– ѕортрет ћатвеева у нас в каждой комнате висел в красном углу.

– ѕапа ѕетр јлександрович…
– ∆ивописец.

– ћама…
– ћама – прикладник. ’удожник по ткани, гобелену. » еще дедушка второй, мамин отец ѕатвакан ѕетросович √ригорь€нц, был графиком. ќн училс€ у ѕавла Ўиллинговского в 1920-е годы, совсем другого поколени€. ќн Ќиколаю II, когда тот ехал на  авказский фронт, на железнодорожной платформе на флейте играл.

– » вы учились в —редней художественной школе?
– ƒа, у ¬иктора »вановича Ѕажинова. » потом в академии.

 

– ј у кого в академии учились?
– —начала у √оревого, потом у јникушина в мастерской (3– 6 курсы).

– ¬ каком году поступили?
– ¬ 1991-м.  огда было пон€тно, что скульптура вообще никому не нужна. ¬от поворотный круг, он здесь был в каждой мастерской. Ёто подшипниковый круг от танковой башни. Ќасколько € знаю, с коллегами общалс€, по-моему, у мен€ у одного этот круг осталс€. ќстальные его повыкидывали. ѕотому что в дев€ностые годы думали: кому это все нужно?

– ј ваша дипломна€ работа кака€?
– “резини и был. Ќе эта, а немножко друга€. —амый первый мой “резини по€вилс€ еще в 1993 году.

– ƒоска ≈вгению Ўварцу на доме на ћалой ѕосадской  – это перва€ ваша работа в городской среде?
– ƒа, € тогда училс€ на п€том курсе, 1996 год. ƒо этого € просто помогал дедушке, доска ‘илонову, € отливал, дорабатывал… ѕотом достаточно долго на литейном заводе торчал. ѕотом в аспирантуру поступил в Ћ»—» – √ј—”. “ам открылс€ у √орюнова, который написал книжку «јрхитектура эпохи модерна»***, факультет воссоздани€ архитектурного наследи€. ј так как мне архитектура всегда была интересна… » после диплома мне надоела непосредственно скульптура, € подумал, что интересно этим зан€тьс€. » плюс к этому € работал в Ћетнем саду реставратором. «а год до диплома € устроилс€ туда на работу. “уда € тоже попал благодар€ “резини. я пошел во врем€ преддипломной практики в Ћетний сад, чтобы петровские мотивы порисовать. ѕришел в Ћетний дворец и там и осталс€. » пошел в √ј—” в аспирантуру, что мне очень понравилось. ѕисал диссертацию «ћонументально-декоративна€ скульптура эпохи модерна» и в итоге стал реставрировать. » так это продолжаетс€. ѕредзащиту прошел, все врем€ переписываю и переписываю… Ќадеюсь, что “резини уже стоит, и в этот год € диссертацию доделаю.

– я хотел поговорить о пластических проблемах, которые вы решаете.
– ” нас столько разных проблем решаетс€ пластических, когда натуру ставишь… ¬от у мен€ «‘ортуна», котора€ в —трельне стоит на ресторане «Ћетний дворец». я натурщицу в такую позу пр€мо и ставил, вывешивал ей ноги, подставл€л, подт€гивал. ћинут 15 она могла в такой позе сто€ть, потом отдыхала.

– Ѕыть ‘ортуной трудно! ј мне никто из скульпторов, кроме вас, не говорил про натурщиков, если речь не шла о портрете. ¬ы, видимо, застр€ли в 19 веке.
– Ёто же настолько естественно, по-моему. Ёто не только 19 век, но и школа ћатвеева. ” мен€ дл€ Ћуизы ѕрусской (»гнатьев работает над восстановлением пам€тника дл€  алининграда. – ћ.«.) манекен стоит со складками.

– Ќо Ћихачева вы с натуры все-таки не лепили (стату€ стоит в здании ƒвенадцати коллегий у входа в ‘ундаментальную библиотеку —ѕб√”, 2006)?
– я сначала слепил обнаженного старца.

– — натурщика?
– ƒа.

– „тобы анатоми€ была?
– ƒаже не анатоми€, а какое-то вчувствование в человека. —начала слепил внутри обнаженного пожилого человека, а потом уже…  ак ћатвеев учил моих дедушку и бабушку? ќсобенность в том, что очень долга€ подготовительна€ этюдна€ работа, поиск через этюды пластического решени€. –аспределение в объеме решалось на стадии этюда. Ќапример, к тюзовским мальчику и девочке (скульптуры «ёность», 1961, работы ’олиной и »гнатьева; установлены перед входом в здание “еатра юного зрител€. – ћ.«.) очень много этюдов. —начала по€вл€етс€ анатомическа€ правда, а потом возникает пластическа€ правда.

– ќни достаточно условно-обобщенные. Ёто бетон?
– Ќет, это инкерманский камень, который привезли из  рыма, потому что пудожского совсем у нас нет, и тогда уже не было.  стати, тогда целый был скандал, их заставл€ли сн€ть статуи. “огда еще продолжалс€ соцреализм, но они, ’олина и »гнатьев, в конце 1950-х годов уже были другими. » это был первый выход матвеевской пластики на улицу, и потому началс€ скандал, были собрани€ в —оюзе художников…   дедушке подходили какие-то из начальников  и говорили: «—аша (а —аше лет 50 уже было), пригони кран, увези лучше в парк, мы поставим, дадим любой парк, только не перед зданием театра.

– ј что им конкретно инкриминировалось?
– ‘ормализм! ¬ 1948 году ћатвеева выгнали из академии, вместе с ним выгнали дедушку из аспирантуры, к тому же он еще немного преподавал. ѕосле изгнани€ в академии разбили их дипломы… ¬ какой-то момент они жили благодар€ тому, что бабушка могла преподавать в —еровском училище и работать на Ћомоносовском заводе.  стати, у бабушки диплом был «√оголь». » на защите в 1945 глду ее ругали за то, что он «мистический».

– ¬ общем, истори€ со скульптурами возле “ё«а – это продолжение изгнани€ ћатвеева из академии и из советской скульптуры.
– Ёто последний выдох… ƒракон уже лежит, а последние конвульсии лап еще есть. —кульптору важно сделать работу в большом размере, что-то такое получаешь дл€ собственного художественного опыта… Ёто совсем другое состо€ние. ѕосле скульптур около “ё«а они стали заниматьс€ своим искусством – как это они мыслили. ј предыдущий период дедушка с бабушкой не любили. ¬ 1938 году дедушка лепил с натуры ƒжамбула (знаменитый тогда казахский акын, прославл€вший —талина и ≈жова. – ћ.«.), а в 1946-м он слепил диплом «ƒжамбул на лошади» (показывает эскиз). ј, например, в Ћенинграде проводилс€ конкурс проектов пам€тника јлександру ќстровскому, четыре тура, у мен€ есть несколько вариантов бюста ќстровского, которые сделал дедушка (показывает)…

– ј куда планировалс€ пам€тник?
– я не знаю, надеюсь, что ¬ера ¬алентиновна –ытикова (главный хранитель ћузе€ городской скульптуры. – ћ.«.) опубликует исследование (как мне сообщила –ытикова, пам€тник должен был сто€ть перед фасадом “еатра им. Ћенинского  омсомола. – ћ.«.). ѕотом вместе с Ќикогос€ном, московским скульптором, он у ћатвеева тоже училс€, дедушка делал скульптуры дл€ высотки на площади ¬осстани€ в ћоскве.

Ќо они не любили весь этот период. Ѕабушка работала на Ћомоносовском фарфоровом заводе, сделала модель огромной фарфоровой вазы многофигурной, котора€ считаетс€ одним из чудес послевоенного фарфорового искусства****. Ѕабушка все это потом отрицала… ” нее были две фарфоровые фигуры послевоенные, они сто€ли в мастерской, она при мне их разбила, сказав, что это все полна€ ерунда. ¬от! ќтношение к искусству и своему месту в нем было очень серьезным. Ўкола ћатвеева.                

ћихаил «ќЋќ“ќЌќ—ќ¬

* √отова€ форма част€ми снимаетс€ с пластилиновой модели. ƒалее куски формы снова складываютс€ между собой, внутри формы получаетс€ полость, точно повтор€юща€ форму пластилиновой модели. ¬ эту полость заливаетс€ расплавленный воск, который, застыва€, образует корку на стенках формы. ¬ажно, чтоб эта корка получилась оптимальной и равномерной толщины по всей поверхности. “еперь осторожно разбирают гипсовую форму, внутри которой уже образовалась восковка – пола€ внутри воскова€ скульптура. Ќо поверхность восковки еще требует тщательной ручной доработки, устранени€ пузырьков и швов. ќбработанна€ восковка отправл€етс€ в литейную мастерскую, где начинаетс€ технологически сложный процесс лить€, в результате которого воск замещаетс€ бронзой.

** ћатвеев јлександр “ерентьевич (1878 – 1960), советский скульптор.
*** √орюнов ¬асилий —еменович, профессор, доктор архитектуры.
**** Ќа самом деле была сделана не ваза, а многофигурна€ скульптурна€ композици€ «ѕод солнцем —талинской  онституции», 1951, совместно с ћ. . јникушиным и —.Ѕ. ¬елиховой; в ћузее императорского фарфорового завода композици€ экспонируетс€.



Загрузка...

ћедицинские центры и клиники, где можно сделать ћ–“ в  иеве