16+

Ќовости партнЄров

Lentainform

Ѕлокадную подстанцию можно сносить, потому что она Ђдавно уже не несет никакой воспитательной нагрузкиї

12/03/2014

«а конструктивистскую т€говую подстанцию на ‘онтанке у цирка началс€ последний бой: инвестор (Ћ—–) получил разрешение на ограждение ее забором, что должно предшествовать сносу. ¬ четверг градозащитники передали в  √»ќѕ экспертизу, на основании которой подстанци€ должна быть признана пам€тником.


            ѕока экспертиза не рассмотрена, она будет охран€тьс€ как пам€тник, уничтожение которого €вл€етс€ уголовным преступлением. Ќельз€, впрочем, быть уверенным, что подстанци€ не будет в нарушение закона снесена во врем€ праздников, то есть к тому моменту, как этот номер журнала увидит свет.

“€гова€ подстанци€ – не только образец конструктивизма, но и исторический пам€тник: она давала ток весной 1942 года, когда в блокадном Ћенинграде пустили трамвай. ѕоэтому сейчас известна как блокадна€ подстанци€. —носить ее собиралась еще ¬алентина ћатвиенко. √еоргий ѕолтавченко, при котором в —мольном произошла переоценка ценностей, в этом вопросе сохранил преемственность власти.

“ак, в интервью «√ороду 812» в августе 2012 года он за€вил, что блокадна€ подстанци€ «давно уже не несет никакой воспитательной нагрузки». «Ќапример, табличка на 210-й школе, в которой € училс€, – другое дело», – добавил губернатор. ¬последствии он неоднократно останавливал любые попытки сохранить подстанцию. » тот факт, что речь идет о пам€тнике войны и блокады, при одном упоминании которых нынешние власти впадают в экстаз, не повли€л на его позицию. ’от€ иде€ снести блокадный объект, чтобы на его месте построить квартиры дл€ новых русских, выгл€дит чрезмерной даже с точки зрени€ простых обывателей. “ак что остаетс€ только поражатьс€ лоббистской мощи инвесторов этого проекта.

—начала инвестором была компани€ «–ой€л гарденс отель», планирующа€ построить вместо подстанции апартамент-отель, то есть фактически элитное жилье. ≈е св€зывали с именем некогда известного девелопера ¬асили€ —опромадзе. ¬ августе прошлого года «–ой€л гарденс отель» купила Ћ—–. “огда же ее гендиректор јлександр ¬ахмистров за€вл€л, что у компании есть все разрешительные документы дл€ строительства.

¬ 2009 году по заказу «–ой€л гарденс отель» была проведена историко-культурна€ экспертиза, котора€ признала подстанцию «заур€дным примером промышленного предпри€ти€», недостойным статуса пам€тника.  √»ќѕ эту экспертизу утвердил. Ќа следующий год —овет по культурному наследию одобрил разработанный архитектурной мастерской «емцова проект строительства гостиничного комплекса на ее месте.

”читыва€ прошлый неудачный опыт, когда здание подстанции было признанно не имеющим архитектурной ценности, нынешн€€ экспертиза, подготовленна€ ¬ќќѕ»и , доказывает ценность подстанции как исторического пам€тника – пуск трамва€ после самой страшной блокадной зимы 1941/42 годов стал символом того, что город выжил и сохранилс€ как единый организм. ’от€ подстанций, давших первый ток, было три, именно эта стала в общественном сознании главным мемориалом блокадного трамва€. ¬ каждую блокадную годовщину к ней принос€т цветы, приход€т ветераны.

 ак рассказал «√ороду 812» зампред ¬ќќѕ»и  јлександр  ононов, если  √»ќѕ не утвердит эту экспертизу, он должен заказать другую, котора€ бы опровергала ценность подстанции. ѕоскольку сам по себе комитет не может выносить решение о ценности или не ценности объекта. Ќа любую экспертизу можно заказать альтернативную и вести войну экспертиз до бесконечности. ќднако на практике, если война экспертиз вдруг начнетс€, она может прерватьс€, как в истории с домом –огова: в какой-то момент, когда одну экспертизу уже отклон€т, а другую еще не успеют прин€ть, здание экстренно снесут.

Ќедавно у градозащитников по€вилс€ новый юридический аргумент. ѕыта€сь остановить снос доходного дома на ƒегт€рном, 26, они обратились в суд, утвержда€, в частности, что разрешение на строительство по этому адресу выдано незаконно. ’от€ суд был проигран, в мотивировочной части судь€ согласилась с незаконностью разрешени€: оно было выдано на реконструкцию. ‘акт реконструкции застройщик подтверждал тем, что сохран€етс€ небольшой участок стены. ќднако, по мнению судьи, это – не реконструкци€, а новое строительство.

ƒело в том, что блокадна€ подстанци€ находитс€ в охранной зоне, где новое строительство запрещено, но допустима реконструкци€. “еперь теоретически по€вл€етс€ возможность оспаривать реконструкцию в виде полного сноса. ¬прочем, путь этот еще более сложный, чем признание подстанции пам€тником.

¬оспоминани€

„лен ѕрезидиума –оссийской ассоциации реставраторов —ергей —ена предоставил «√ороду 812» фрагмент воспоминаний своего отца – известного российского физика Ћьва —ена, принимавшего весной 1942 года участие в подготовке т€говых подстанций к пуску трамва€.

«¬ конце феврал€ 1942 года ко мне пришел друг детства ¬италий Ќемзер и спросил, не хочу ли € прин€ть участие в восстановлении трамвайных подстанций, на которых сто€ли ртутные выпр€мители. »ми-то € и занималс€ в течение нескольких лет перед войной.  огда речь зашла о должности, он зам€лс€, а затем сказал, что могут дать монтера седьмого разр€да. Ќо мен€ это как раз обрадовало, потому что давало рабочую карточку. Ќа таких же услови€х пошел работать мой друг бывший инженер «Ёлектросилы», преподаватель в ѕолитехническом институте ¬алентин ƒроздов.

ќднако начало работы к ртутным выпр€мител€м отношени€ не имело. ƒело в том, что выпр€мители охлаждаютс€ водой, а трубы во многих местах треснули. ¬стала задача, как их восстановить. Ёлектросварки у нас не было, да мы и не умели. –азобрать их, нарезать новую резьбу – у нас, дистрофиков, не хватило бы сил. ћы придумали необычный способ «лечить раненные места». Ќа свои деньги мы покупали в аптеке резиновые бинты, которыми обычно бинтуют св€зки спортсмены, мазали трубу суриком, которого, к счастью, было достаточно, наматывали на это место бинт, снова мазали суриком, а сверху туго заматывали так называемой прочной киперной лентой. —верху – снова суриком. Ётот способ лечени€ себ€ полностью оправдал. “олько на одной из подстанций на ѕетроградской стороне встретились дополнительные трудности: трубы были уложены вплотную к стене. » дл€ того, чтобы их обмотать, нужно было выдалбливать нишу в кирпичной стенке. Ёта работа была особенно т€желой, потому что потолок в подвале, где проходили трубы, был примерно на уровне плеч. “ак было восстановлено вод€ное охлаждение на большинстве подстанций:  линской, ÷ентральной, Ќекрасовской, Ћесной и других…»

ћного лет спуст€, в 1980-е годы, на многих подстанци€х мен€ли трубы водоснабжени€ и слесари очень были удивлены странным «заплатам на трубах», которые просто€ли более 40 лет.

ѕервые восстановленные подстанции (а в их числе была ÷ентральна€ на ‘онтанке) обеспечили 7 марта 1942 года пуск грузового трамва€, вывозившего из дворов нечистоты. «а несколько дней Ћенинград был очищен, что спасло его от эпидемии. «ƒолгожданный день пуска пассажирского трамва€ состо€лс€ 15 апрел€ 1942 года. –ано утром отец вышел из дому, сел в первый же подошедший трамвай и несмотр€ на то, что у него была служебна€ карточка, купил трамвайный билет, который до сих пор хранитс€ в семье как реликви€», – рассказывает  —ергей —ена.             

јнтон ћ”’»Ќ, фото na6ludatelb.livejournal.com



Загрузка...

ћедицинские центры и клиники, где можно сделать ћ–“ в  иеве