16+

Новости партнёров

Lentainform

Зрители и эксперты не сошлись во мнениях о лучших и худших театрах Петербурга

14/03/2014

Впервые в Петербурге появился официальный рейтинг театров. Комитет по культуре провел масштабный мониторинг, в ходе которого опрашивались зрители и эксперты. Первым узнал о результатах исследования «Город 812».

(0) комментировать

          Кто лучше разбирается в буфетах

Как сообщили в Комитете по культуре, компания «Ти Ай Джи» провела «мониторинг удовлетворенности горожан услугами учреждений культуры» и составила  рейтинг последних. Было обследовано 36 учреждений.

В итоге, удалось выявить лидеров и аутсайдеров творческой сферы. Однако мнения зрителей и экспертов разошлись. По некоторым театрам они оказались почти противоположными.

Исследователи разработали несколько видов анкет – отдельно для зрителей (опрошено 1085 человек)  и отдельно для экспертов (опрошено десять). В качестве экспертов выступили театральные критики, журналисты, искусствоведы, преподаватели творческих вузов.

Любопытная закономерность: в обеих группах опрошенных – среди экспертов и зрителей – две трети составили женщины. По мнению авторов исследования, это не случайность. Основными зрителями учреждений культуры  являются женщины,  они же чаще соглашаются ответить на вопросы. 

Эксперты и зрители должны были поставить отметки учреждениям культуры от нуля до девяти. Оценивались десять (для зрителей) и пятнадцать (для экспертов) различных параметров, среди которых  – качество постановок, удобство внутренней инфраструктуры и сопутствующих услуг, цены на билеты и так далее.

Зрителям задавали вопросы прямо в фойе театров и концертных залов. Выяснилось, что людям легко говорить о туалетах и буфетах, но многие из них вообще затруднились оценить творческие параметры. Те сферы, в которых зрители разбираются хорошо, как раз и получили наибольшее число их негативных отметок. По словам исследователей, «аутсайдерами оценок искушенных зрителей оказались туалеты, буфеты и гардеробы». Не нравятся людям и высокие цены на билеты. Однако в целом петербуржцы испытывают большое удовлетворение от посещения театров. Недовольных оказалось меньше двух процентов.

– Это выше значений  при прежних исследованиях, когда ответ давали горожане вне учреждений культуры. Вероятно, в каждом учреждении больше доля лиц, которые осознанно и целенаправленно выбирали конкретное учреждение и мероприятие как раз для получения комплекса позитивных эмоций, называемых удовлетворением. Хотя оценка непрофессионала в культурной сфере базируется преимущественно на реакциях эмоциональных, простое сопоставление показывает, что связь с реальностью не утрачена. Так, самые низкие оценки по шкалам физических параметров получили учреждения, реально нуждающиеся в ремонте или переоборудовании («Мастерская» Козлова, Центр современного искусства имени С. Курехина, «Приют комедианта»), – объясняют исследователи.  При этом они отметили немного неадекватное поведение сотрудников самих театров во время проведения опросов.

Создается впечатление, что персонал не очень верит в объективность проводимых исследований, поэтому либо начинает неуместно хвалить свою вотчину, либо не проявляет никакого внимания к проводимой работе, – говорят исследователи.

В целом, первые места у зрителей получили  детские и «развлекательные» театры, такие как «Зазеркалье», Большой театр кукол, Театр комедии и Театр эстрады им. Райкина.  (См. зрительский рейтинг.)

Однако эксперты с сожалением констатируют, что использовать зрительский рейтинг как систему адекватной оценки учреждений культуры нельзя. Во-первых, горожане посещают  учреждения, которые в большинстве случаев выбирали довольно тщательно. Поэтому они просто не могут поставить низкую оценку театру, в который пришли по своему выбору. А второй фактор, повлиявший на оценки зрителей, – «безусловный культурный позитивизм».

– Смысл его состоит в том, что даже если респондент не очень близок к определенной группе учреждений, он стремится при  любом исследовании выбрать те варианты ответов, которые  соответствуют мнению лояльного этой группе лица. Например, при опросе об отношении к библиотекам даже те горожане, которые не посещали и не планируют посещать эти учреждения культуры, в подавляющем большинстве отметили, что библиотеки однозначно необходимы в настоящем и будущем, – объясняется в мониторинге. 

Недоразвитые зрители

Эксперты, кроме выставления отметок так же от нуля до девяти, еще и отвечали на вопросы.  Один из самых провокационных вопросов был об «основной зоне воздействия менеджмента в театрах и концертных учреждениях». По словам исследователей, ответы на него вызвали  затруднения и практически половина экспертов не смогла дать содержательный ответ. Кто-то ответил, что менеджмент в учреждениях культуры – это «пустая болтовня».

– Следующий слой ответов демонстрирует примитивизирующее представление о роли науки управления в коллективах творческих. Менеджменту отдали на откуп  получение дополнительного финансирования (получается, основные финансы должны идти сами по себе), работу с грантами, гастролями и, неоднократно, процесс продажи билетов. Прямо или косвенно, почти все эксперты считают, что менеджмент в широком смысле (включая PR, маркетинг) развит в учреждениях  культуры  очень слабо. Бросается в глаза игнорирование или даже пренебрежение  экспертами роли менеджмента в деятельности учреждений культуры, – делается вывод в исследовании.

Любопытно, как эксперты отзываются о «простых зрителях». Некоторые считают их менее развитыми (по уровню художественного запроса), чем зрителей московских или европейских. По их мнению, зритель ищет зрелища, соответствующего уровню своего запроса.  А театр ищет (или чаще ждет) зрителя, соответствующего уровню своих спектаклей.

Почти все эксперты выражают опасение и даже боль оттого, что театры могут пойти по более легкому, с точки зрения формальных показателей,  пути простых и кассовых зрелищ, «которые приведут зрителя туда, откуда сам он уже выйти не сможет».

 

Оценки зрителей и экспертов не совпали. На первых местах у экспертов оказались Театр балета Бориса Эйфмана, Филармония джазовой музыки, Большой театр кукол, Молодежный театр на Фонтанке.   

– Часто овраги зрительских оценок соответствуют пикам экспертов.  Зрители и эксперты словно находятся в разных измерениях, выставляя часто почти противоположные баллы одним и тем же учреждениям, – отмечается в исследовании.

Большой театр кукол – единственный получивший одинаково высокие оценки горожан и экспертов.
На прошлой неделе результаты мониторинга были отправлены  в учреждения культуры «для изучения». В Комитете по культуре говорят, что полученный рейтинг пока никак не повлияет на финансирование театров и других обследованных объектов. Но результаты мониторинга будут внимательно изучены и выводы сделаны.             

Мария ГОРДЯКОВА



Оставить свой комментарий



Справочник организаций Желтые Страницы www.yp.ru